Лучший педагог года

Практико-ориентированный проект «Воспитание патриотических чувств у детей с нарушениями речи в коррекционной работе логопеда»

Ольга Горячева
Практико-ориентированный проект «Воспитание патриотических чувств у детей с нарушениями речи в коррекционной работе логопеда»

Разработчики проекта : учитель-логопед Горячева Ольга Викторовна

Вид проекта : практико-ориентированный

Продолжительность: долгосрочный

Сроки реализации: сентябрь-май 2022-2023 уч. г.

Участники проекта : дети, учитель-логопед, воспитатели, родители

Актуальность проекта

«…вопрос о патриотическом воспитании

Публикация «Практико-ориентированный проект „Воспитание патриотических чувств у детей с нарушениями речи в коррекционной работе логопеда“» размещена в разделах

молодежи – это разговор о самом главном:

о ценностях, о нравственных основах,

на которых мы можем и должны строить

нашу жизнь, воспитывать детей,

развивать общество, в конечном итоге

укреплять нашу страну»

В. В. Путин

Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

В настоящее время очень остро стоит проблема воспитания гражданина. Проблему патриотического воспитания необходимо решать, начиная с дошкольного возраста. Сейчас дошкольники, а завтра граждане своей страны. Основной задачей дошкольного учреждения является повышение эффективности воспитания и всестороннего развития ребенка.

Педагоги используют разные формы воспитания патриотических чувств у детей. К ним относятся беседы и чтение книг о родной природе, о Родине, о родном крае, о хороших людях. Разучивание стихов и песен, малых фольклорных жанров, просмотр отечественных фильмов и мультфильмов.

В работе учителя-логопеда также находят свое отражение задачи патриотического воспитания дошкольников. В группах компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) основой для плодотворной работы по нравственно-патриотическому воспитанию является Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, третье издание, 2010 г.) Содержание программы позволяет решать основные задачи воспитания каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей на основе плана коррекционно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей с ОНР.

Цель проекта

Одновременное решение задач коррекционной работы и задач по воспитанию у детей патриотических качеств личности на основе тщательно подобранного содержания тематического материала.

Задачи проекта

Для детей :

*формировать у детей умения и навыки правильного употребления звуков

*воспитывать патриотизм

*развивать лексико-грамматический строй речь, связную речь, память, внимание, мышление

Для педагогов:

*создать систему коррекционных занятий с элементами патриотического воспитания детей с нарушениями речи

*подготовить методические рекомендации по взаимодействию с семьями и педагогами ДОУ в области патриотического воспитания детей с нарушениями речи

*пополнить предметно-развивающую среду

Для родителей:

*создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду

*повысить мотивацию на активное сотрудничество

Результаты проекта

Для детей :

* сформированы: правильное звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь

*воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, своей семье

Для педагогов:

*создание системы коррекционных занятий с элементами патриотического воспитания детей с нарушениями речи

*подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями и педагогами ДОУ в области патриотического воспитания детей с нарушениями речи

*обогащение предметно – развивающей среды логопедического кабинета по нравственно – патриотическому развитию детей

Для родителей:

*повышение заинтересованности в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей

План реализации проекта

План коррекционной работы с детьми имеющими ОНР, предусматривает знакомство с блоками: «Моё Отечество – Россия», «Москва – главный город страны», «Мой любимый город», «День космонавтики», «День защитника Отечества», «День Победы».

Блок «Моё Отечество – Россия»

Задачи:

Воспитывать у детей любовь к Родине, закрепить понятие: «Россия – это мы».

• Расширить знания детей о географическом положении страны, её природных богатствах, населении.

• Познакомить с государственной символикой России, формировать положительное отношение к её истории.

• Активизировать словарь, использовать разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений, обогащать речь детей образными выразительными средствами (синонимами, антонимами, родственными словами).

• Развивать диалогическую и связную речь, долговременную память и мышление.

• Формировать правильное звукопроизношение, отрабатывать слоговую структуру одно -, двух- и трехсложных слов со стечением согласных.

Решение коррекционных и воспитательных задач предполагает введение и закрепление в речи дошкольников :

Существительные: Родина, Россия, Отечество, Отчизна, государство, страна, столица, Москва, Кремль, президент, герб, флаг, Гимн, территория, граница;

Прилагательные: любимая, родная, дорогая, богатая, прекрасная, могучая, сильная, единственная, многонациональная Родина, (Отчизна, Отечество);

Глаголы: защищать, любить, беречь, воспевать (Родину, сражаться (за Родину, жить, совершать подвиги (во имя Родины, трудиться (на благо Родины, думать, петь (о Родине).

Синонимы: Родина, Отечество, Отчизна. Охранять, оберегать, беречь. Сильная, могучая, мощная. Большая, огромная. Свобода, независимость.

Антонимы: Родина – чужбина. Любить – ненавидеть, большая – маленькая. Могучая – слабая.

Родственные слова: Россия, Русь, российский, россиянин. Родина, родной, породниться. Защитник, защита, защищать, защищённая.

Пословицы о Родине. «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша», «Жить – Родине служить», «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

Чтение и заучивание стихотворений, развитие интонационной выразительности: «Родина» (Ф. Савинов, «Русь» (И. Никитин, «Родина» (З. Александрова, «Что такое Родина?» (Л. Летавина, «Любовь к Родине» (О. Емельянова).

Блок «Москва – главный город страны»

Задачи:

Воспитывать у детей любовь к Родине. Познакомить детей с историей Москвы.

• Расширять запас слов, проводить работу над синонимами и антонимами, учить согласовывать слова, строить разные виды предложений, совершенствовать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы.

• Формировать правильное звукопроизношение и слоговую структуру слов.

Решение коррекционных и воспитательных задач предполагает введение и закрепление в речи дошкольников :

Существительные: столица, крепость, Кремль, князь, княжество, градостроитель, основатель.

Прилагательные: древняя, дорогая, прекрасная, родная, златоглавая, белокаменная, любимая (Москва).

Глаголы: сражаться (за Москву, оборонять, беречь, защищать (Москву). Восхищаться, любоваться (Москвой).

Синонимы: красивая – прекрасная, великолепная. Удивительная – дивная, чудесная. Гостеприимная – радушная, хлебосольная.

Антонимы: город – деревня. Широкий – узкий. Чистый – грязный. Большой – маленький.

Родственные слова. Москва, москвич, москвичка, московский.

Пословицы и поговорки. «Москва – сердце России», «Москва – мать городов русских».

Чтение и заучивание стихотворений. Отрывок из стихотворения «Москва» (Ф. Глинка, отрывок из поэмы «Сашка» (М. Лермонтов). «Вечный огонь» (К. Чибисов).

Речевые игры. «Доскажи словечко», «Отгадай загадку», «Скажи правильно».

Викторина «Московские прогулки».

Блок «Мой любимый город»

Задачи:

• Расширять представления детей о родном городе, истории его строительства, его достопримечательностях.

Воспитывать любовь к Малой родине, чувство гордости за воинские и трудовые подвиги земляков, желание беречь и украшать родной город.

• Обогащать в активный словарь

Решение коррекционных и воспитательных задач предполагает введение и закрепление в речи дошкольников :

Существительные: город, Люберцы, река Люберка, мемориал, улицы, дорога, площадь, сквер, Люберчане, памятник, музей, стадион, бассейн.

Прилагательные: любимый, родной, красивый.

Глаголы: построить, благоустраивать, украшать (город).

Родственные слова: город, горожане, городской.

Развивать навык словообразования, упражнять в употреблении существительных множественного числа родительного падежа, учить составлять рассказы из личного опыта на темы: «Мой родной город», «Улица, на которой я живу», «Мой дом», «Мой любимый уголок в городе».

Работать над слоговой структурой слова и правильным звукопроизношением.

Слушание стихотворения Ю. Пронин «Мой город Люберцы»

Проектная деятельность. Проект : «Для России наш город – частица, а для нас он родительский дом»

Викторины: «Знай и люби свой край»

Блок «День защитника Отечества»

Задачи:

• Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине. Формировать представление о защитниках Отечества, вызвать желание быть похожими на смелых воинов.

• Дать знания о Российской армии, уточнить представления детей об основных родах войск

• Расширять запас слов, обозначающих предметы, признаки, действия, проводить работу по введению в активный словарь детей синонимов, антонимов, образных выражений, учить образовывать однокоренные слова.

Предусматривается введение в активный словарь:

Существительные. Раскрыть значение слов: Отечество, армия, присяга, защитник, военный, полководец, офицер, солдат, командир, доброволец, артиллерия, ракетчик, пограничник, моряк, десантник, танкист.

Прилагательные: храбрый, смелый, отважный (воин, защитник) мужественный, героический, доблестный (поступок, подвиг)

Глаголы: защищать, охранять (Родину, Отчизну, Отечество, воевать (с врагом, побеждать (врага, неприятеля, служить (в армии, в войсках, стать (артиллеристом, танкистом, ракетчиком, десантником, пограничником, моряком).

Однокоренные слова: защитник, защитница, защищать, защита, защититься, защитный. Фронт, фронтовик, фронтовичка.

Совершенствовать связную речь, учить использовать разные синтаксические конструкции, пословицы и поговорки, закреплять умение отвечать на вопросы, пересказывать тексты, самостоятельно составлять рассказы по картине, серии картин.

Пословицы и поговорки. «Тот герой, кто за Родину горой». «Принял присягу, от неё не шагу». «Как русский за штык берется, так враг трясется». «Враг боек, да наш народ стоек». «Российская армия не одна, с ней вся страна». «Сражайся смело за правое дело». «Умелого, смелого страх не берет, и враг не побьёт». Игра «Вспомни пословицу» (Для Родины своей ни сил, ни жизни не… (жалей) и т. д.)

Речевые игры. «Один – много» (танк – танки – танков, «Подбери слова» (танк какой? – тяжелый, стальной, мощный, «Скажи наоборот» (смелый – трусливый)

Развивать навык правильного звукопроизношения, формировать слоговую структуру слова. Игра «Говори правильно». Цель: упражнять в четком произношении сложных слов. : (ар-тил-ле-рист, тан-кист, де-сант-ни-ки).

Блок «Космос»

Задачи:

Воспитывать чувство гордости за родную страну, первой покорившей космос.

• Обогатить представления и знания детей о космосе и новых достижениях в его изучении.

• Расширять и активизировать словарь словами-предметами, признаками, действиями, учить правильно согласовывать существительные с прилагательными, числительными, правильно образовывать однокоренные слова.

Ввести в активный словарь:

Существительные: Земля, Луна, Солнце, космос, спутник, ракета, планета, звезда, космонавт, станция, скафандр, невесомость, астроном, телескоп, орбита, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Плутон, Уран, Нептун.

Прилагательные. Солнечный, лунный (свет, спутник (искусственный, космическая (орбита, станция, большая (звезда, планета, ракета, скафандр (космонавта, яркая (звезда, земной (на Земле, лунный (на Луне, солнечный (на Солнце, межпланетный (корабль).

Глаголы. Лететь (на ракете, спутнике). Прилуняться (на Луне, приземляться (на Земле, взлетать (с Земли, с Луны, вращаться (вокруг Земли, Луны, звезды).

Антонимы. Далеко – близко, высоко – низко, улететь – прилететь, взлетать – приземлиться, темно – светло, яркий - тусклый

Однокоренные слова. Земля, земной, приземлиться, земляне. Луна, лунный, прилуниться, луноход. Солнце, солнышко, солнечный. Космос, космический, космонавт, космонавтика, космодром.

Развивать связную речь, учить использовать разные виды предложений, совершенствовать монологическую и диалогическую речь, закреплять навык пользования развернутой фразой, пересказывать текст прочитанных рассказов, составлять рассказ по картинке и серии картинок.

Речевые игры. «Доскажи словечко», «Сосчитай до пяти», «Собери предложение», «Что лишнее и почему?», «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Где какой?», «Продолжи предложение», «Объясни словечко», «Какое слово не подходит?», «Что общего и чем отличаются?», «Отгадай загадку».

Вырабатывать навык правильного звукопроизношения, формировать слоговую структуру слова. Игра «Говори правильно». Цель: упражнять в правильном произношении новых сложных слов: кос-мо-навт, кос-мо-нав-ти-ка, кос-мо-дром, кос-ми-чес-кий, лу-но-ход, те-ле-скоп, ас-тро-ном, при-зем-лить-ся, при-лу-нить-ся.

Блок «День Победы»

Задачи:

Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине и её защитникам. Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о воинах-освободителях, одержавших славную Победу.

• Обогащать словарный запас детей по теме, учить использовать в речи образные выражения, синонимы и антонимы.

Ввести в активный словарь:

Существительные: победа, памятник, монумент, обелиск, герой, память, слава, салют, ветеран, парад, атака, мир, свобода.

Прилагательные. Вечный (огонь, великий, бессмертный, героический (подвиг, памятный (день, торжественный, военный (парад, прекрасный, разноцветный, красочный (салют).

Глаголы: воевать (за Родину, защищать (Отчизну, Отечество, побеждать (врага, фашистов, поздравлять, помнить, чтить (воинов, ветеранов, одержать (Победу).

Однокоренные слова: защитник, защитница, защищать, защита, защититься, защитный. Герой, героизм, героический, геройство, геройский. Память, памятник, памятный. Праздник, праздничный, праздновать. Салют, салютовать, отсалютовать. Мир, мирный, мириться, миролюбие, миротворец.

Синонимы. Битва – бой – сражение. Враг – противник – неприятель. Воевать – бороться – биться – сражаться. Побеждать, одолевать – выигрывать. Свобода – независимость.

Антонимы. Война – мир. Добро – зло. Враг – Друг. Помнить – забывать. Начало – конец. Победа – поражение. Храбрый – трусливый. Спасти – погубить.

Фразеологизмы. Живота не пожалеть – пожертвовать жизнью. Внести лепту – сделать посильный вклад в общее дело.

Развивать связную речь, объяснять смысл и значение пословиц, учить выразительному чтению стихотворений.

Пословицы и поговорки. Бой отвагу любит. На фронте воевать – славу добывать. Красна девушка косами, а солдат – орденами. Мир строит – война разрушает.

Контролировать звукопроизношение, работать по совершенствованию слоговой структуры сложных слов ге-ро-и-чес-кий, празд-нич-ный, от-са-лю-то-вать, ми-ро-лю-би-е, ми-ро-тво-рец.

Публикации по теме:

Информационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возраста Вид проекта: творческий, долгосрочный, информационно-практико-ориентированный. Возраст и состав участников: дети и родители подготовительной.

Информационно-практико-ориентированный проект «Разноцветные поля» для детей 5 летИнформационно-практико-ориентированный проект «Разноцветные поля» для детей 5 лет Информационно-практико-ориентированный проект «Разноцветные поля» Актуальность: В наше время, когда все овощи можно купить в магазине.

Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы»Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы» Батяева Анастасия Владимировна Цель проект: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников, нравственных представлений,.

Информационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста Цель проекта: развивать элементарные представления о планете Земля. Задачи проекта: 1. Познакомить с разнообразием растительного и животного.

Педагогический брифинг «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями» .

Практико-ориентированный проект «Наши куклы»Практико-ориентированный проект «Наши куклы» Практико-ориенированный проект: «Наши куклы» Автор: Прасолова Галина Леонидовна-воспитатель 1 категории. Цель: Создать условия для изготовления.

Практико-ориентированный проект для детей младшей группы «Туфли и сапожки носят наши ножки»Практико-ориентированный проект для детей младшей группы «Туфли и сапожки носят наши ножки» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ», дошкольная группа. Ко мне братишка привязывается, Шнурок.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практико-ориентированный проект «Воспитание патриотических чувств у детей с нарушениями речи в коррекционной работе логопеда»
Опубликовано: 15 октября 2023 в 12:08
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД