Татьяна Солдатенкова
План-конспект занятия в подготовительной группе «Космос. Вселенная. Звёзды»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретический компонент
Экологическое воспитание детей – новое направление педагогики, сменившее традиционное представленное в программах ознакомления детей с природой,
Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей представлений об объектах и явлениях природы. Проблема экологического воспитания возникла в связи с исследованиями учёных взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы впрямую связывается с сохранением жизни на Земле.
Публикация «План-конспект занятия в подготовительной группе „Космос, Вселенная, Звёзды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. В последнее время усилилось влияние на живые организмы деятельности человека. Это может быть непосредственное влияние, когда человек охотится на тех, или иных животных. Или косвенное, когда при распашке степей, вырубке лесов, осушении болот изменяются условия, в которых жили организмы, и создаются новые, в которых они существовать не могут. Большой вред приносит всему живому и загрязнение окружающей среды сточными водами, ядохимикатами, отходами производства. Всё это часто ведёт к гибели животных и растений, а в конечном счёте — к сокращению многообразия их видов. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта биологических и экологических закономерностей. Учёные пришли к выводу, что в современных условиях, связь человека и природы должна быть научно обоснован на, человечество должно заботиться о сохранении природной среды, формироваться новое, гуманное отношение к природе.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, Возможно при решении следующих задач:
1. Формирование детей элементов экологического сознания. Это быть знания Экологического содержания, отражающие взаимосвязи природных явлений.
2. Формирование у детей практических навыков умений в 6разной деятельности в природе: уход за растениями и
животными в уголке природы, участие в природоохранительной работе – дети осваивают умения создавать для растений условия, близкие к природным. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно — действенным.
3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение природы гуманное, познавательное, эстетическое — теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребёнком знаний. Педагог учит детей оценивать свои поступки и поступки сверстников в процессе общения с природой на прогулках, экскурсиях, на занятиях.
Педагог должен уметь вызывать детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение встречи с природой, гордость за правильный поступок. Удовольствие от хорошо выполненного поручения.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Для хорошего усвоения материалов по ознакомлению детей с природой имеет смысл применять комплексные и интегрированные занятия, на которых дети за счет переключения внимания на другие виды деятельности, не теряя интереса и концентрации внимания.
Формируется система представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны.
Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы. Таким образом, целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности.
Проектировочный компонент
Тема:
«Космос. Вселенная. Звёзды»
Программное содержание:
1. Дать понятия о строении Земли и её форме;
2. Дать понятие о Земле как о нашем доме.
3. Познакомить с основными планетами солнечной системы;
4. Способствовать запоминанию их названия и расположения относительно солнца.
5. Развивать познавательный интерес к космосу.
6. Воспитывать чувства единства вселенной.
Словарная работа
• Познакомить с названиями планет.
• Дать понятие Солнечная система, космическое пространство. небесное тело.
• Уточнить понятие «космический корабль», экипаж.
Интеграция образовательных областей
Познание, коммуникация, социализация, художественное творчество
Используемые медиа-объекты:
• Стихотворения-описания планет,
• Я. Аким «Есть одна планета»,
• Загадки.
• Е. Крылатов «Музей Института Времени (Космическая Музыка)».
• Космическая музыка.
Используемое оборудование:
• Магнитофон,
• картинки символы к загадкам,
• геометрические фигуры,
• декорации: зонт с символами планет, панно солнечной системы, столы, стулья.
• шапочки с символами планет.
• символ Солнца с лентами-лучами.
Организационный компонент
Ход деятельности:
(Зал проветрен, проведена влажная уборка)
Дети входят в зал, встают полукругом и здороваются с гостями.
- Ребята, сегодня у нас с вами не простое занятие, а космическое. Я вас приглашаю в космическое путешествие. Но сначала нам надо построить космический корабль!
Творческая работа.
- Сейчас мы с вами пройдём в космическую мастерскую и там будем строить корабль.
(дети из геометрических фигур конструируют космический корабль)
- Ребята, скажите, какой должен быть наш корабль? (ответы детей)
- Крепкий, быстрый, теплоустойчивый, чтобы солнце не сожгло его. И ещё, чтобы из корабля был виден внешний обзор – нужны иллюминаторы.
- Ну, вот, корабль готов, теперь нам нужен пилот корабля (выбирают пилота).
Остальные дети – космонавты.
Дети рассаживаются на стульчики вокруг корабля. Начинается космическое путешествие.
Воспитатель: Внимание! Экипаж к космическому путешествию готов?
Пилот: Готов!
Воспитатель: На старт!
Пилот: Есть на старт!
Воспитатель: Три, два, один, пуск!
Пилот: Есть пуск! До свидания Земля!
(играет Космическая музыка)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что наша Земля – огромное космическое тело, оно вращается вокруг Солнца. Солнце – это большая звезда, вокруг которой вращаются твёрдые планеты. Солнце и все небесные тела. Которые вращаются – это всё называется Солнечной системой.
- Ну, вот мы и прилетели (открывает зонт). Космическое пространство совершенно тёмное, так как там нет ни пыли, ни воды, которые бы отражали свет. Планеты являются обитателями космоса. Каждая планета движется по своей дорожке – орбите.
- Ребята, а как называется планета, на которой мы живём? (ответы детей)
Правильно, Земля! А ещё Земля – единственная планета, на которой есть вода и суша. Определяется, что Земля – третья по счёту планета от Солнца. Земля – это наш родной дом. А солнечная система – родной город, в котором находится наш дом. А ещё в нашем городе есть планеты, которые представляют собой 9 огромных шарообразных тел. И сейчас мы с вами с некоторыми из них познакомимся.
Игра «Расположи планеты правильно»
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты,
По-разному все они солнцем согреты.
(Выход ребёнка Солнце)
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно друзья!
Эта планета самая жаркая, она располагается ближе всех а Солнцу.
(Выход ребёнка Меркурий)
А эту планету холод страшный сковал,
Теплом её солнечным луч не достал.
Эта планета зовётся Плутон.
Он находится дальше всех планет от Солнца и размером меньше всех.
(Выход ребёнка Плутон)
А эта планета нам всем дорога!
Нам жизнь подарила планета… Земля!
(Выход ребёнка Земля)
К планете Земля две планеты близки.
Их имена – Венера и Марс
(Выход детей Венера и Марс)
А эта планета гордится собой,
Поскольку считается самой большой!
(Выход ребёнка Юпитер)
А что за планета зелёного цвета?
Эта планета Уран.
(Выход ребёнка Уран)
Царь морской названье той планете дал.
Он именем своим её назвал.
(Выход ребёнка Нептун)
_ А сейчас, ребят, все планеты покружатся вокруг солнца.
(дети встают в круг, в середине - Солнце. Имитируют движение планет вокруг Солнца по орбитам)
- Вот, ребята, и настала пора возвращаться домой. Но для этого нам надо составить карту Солнечной системы, чтобы найти дорогу домой, на нашу планету Земля.
(Дети составляют карту, складывая планеты из частей)
Воспитатель хвалит детей за проделанную работу.
- Теперь мы отправляемся в путь. (играет музыка Е. Крылатова «Музей Института Времени (Космическая Музыка)»)
- Ну, вот мы и дома! Интересно вам было в космосе?
- Что было интересно?
- А что будет, если Солнце погаснет? (ответы детей) Будет холод и всё живое погибнет, потому что всё в природе взаимосвязано.
- А сейчас я вам загадаю загадки:
Большой подсолнух в небе,
Цветёт он много лет.
Цветёт зимой и летом,
А семечек всё нет!
(Солнце)
У этой мамы дочки есть,
Легко могу их перечесть,
Вокруг мамы ходят,
Никуда не уходят!
(Планеты и солнечная система)
Молодцы, правильно отгадали! А сейчас в завершении нашего путешествия я расскажу вам стихотворение о нашей планете :
Есть одна планете – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей нету!
(Я. Аким)
Дети вместе с воспитателем выходят из зала.
Рефлексивный компонент. Самоанализ деятельности.
Занятия проводились в подготовительной группе в конце учебного года. Большее количество детей в возрасте 5-6 лет. По развитию группа выше среднего уровня. Было проведено предварительно несколько занятий на тему «Космос».
Данная деятельность проведена в соответствии с целями и задачами. Основные этапы были последовательны и имели чёткие временные рамки. Фактический ход соответствовал запланированному. Учебный и речевой материал соответствовал программе и перспективному плану работы, а также речевым и возрастным особенностям детей. Это подтверждает то, что дети были активны и заинтересованы темой.
Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, соответствовали целям и возрастным особенностям детей.
Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала была оправдана.
В целом дети справились с заданиями самостоятельно, с небольшой помощью взрослого. Менее активные дети требуют большего к себе внимания и индивидуальной помощи. Данная тема требует дальнейшего развития, так как заинтересовывает детей.