Тюкаева Гузялия Гарифулловна(Иксанова)
Информационно-практико-ориентированный проект во 2 младшей группе «Празднование Нового года у эскимосов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, коллективный, среднесрочный (ноябрь - декабрь).
Участники проекта : дети младшей группы №2 «Подсолнушек», родители воспитанников, педагоги.
Возраст детей: Младший дошкольный возраст.
Актуальность проекта. Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а празднуют ли Новый Год другие народы? Как они отмечают данный праздник? Чем он отличается празднование Нового года у нас и у эскимосов. Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Празднование Нового Года у Эскимосов».
Темочки:
Цель проекта : развитие познавательных способностей детей через изучение новогодних традиций эскимосов. Создание праздничной атмосферы в преддверии Нового года.
Продукты проекта :
• для детей: новогодние поделки, сюжетно-ролевые игры, флаг, экспозиция «белые медведи», снежные постройки на участке.
• для родителей: выставка рисунков, оформленная новогодняя экспозиция в группе празднования Нового Года эскимосами, национальный костюм эскимосов.
• для воспитателей: конспект.
Ожидаемые результаты.
Для детей.
• У детей с помощью совместной деятельности вырабатывается уважительное отношение к народным традициям.
• Расширение словарного запаса и знаний о новогодних традиций других народов.
• Происходит развитие двигательной активности,
Для педагогов
• Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми и родителями.
• Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы с детьми и родителями.
Для родителей
• - участие в жизни своего ребенка, детского сада, группы.
• - овладение эффективной формы развития познавательных интересов ребенка
Задачи проекта :
- дать первоначальное представление, расширить и углубить знания детей о новогодних традициях и обычаях разных стран;
- развивать у детей толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, традициям;
- создать условия для развития творческого потенциала каждого ребенка, приобщать детей к созданию атмосферы праздника;
- создать условия для активного участия родителей в познавательно-исследовательской, художественно-продуктивной и творческой жизни группы;
- развить положительные эмоции, творческие способности у детей;
- сформировать у детей умение распознавать, обрабатывать и использовать информацию полученную от педагогов и родителей;
- сформировать у детей умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, интерес к традициям празднования Нового Года других народов.
Методы и технологии реализации проекта : познавательные занятия и игры, изучение танца, прослушивание музыки, экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Этапы проведения проекта.
І. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный)
1. Подготовка к работе педагогов.
• Определение целей и задач проекта.
• Анализ методической литературы.
• Изготовление и подбор атрибутов и материалов для сюжетно-ролевой игры
• Подборка музыки, литературы, иллюстраций, рассказов по теме «Празднование Нового Года у Эскимосов»
• Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
• Подготовка практического материала для оформления группы виде празднования Нового Года у эскимосов.
2. Сотрудничество с родителями.
Оформление информационно-просветительского материала ввиде иглы, собак хаски.
Разработка рекомендаций для родителей по проведению информационно-обучающей работе дома.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта :
• - создание совместно с детьми новогодних поделок
• - подборка иллюстраций, картин, сбор информации.
• - подбор материалов и помощь в оформлении группы в новогоднем стиле.
3. Подготовительная работа с детьми
Проведено занятие с детьми по окружающему миру. Тема «Знакомство детей с жителями крайнего Севера»
Эскимосы справляют Новый год на неделю раньше, чем весь остальной мир.
Происходит это в самую длинную ночь в году - с 21 на 22 декабря.
Называется праздник Пэгытти, по имени ритуальной звезды, которая
восходит в эту ночь. В традиционной астрономии это звезда Альтаир в
созвездии Орла. Для чукчей восхождение Пэгытти знаменовало начало нового
года, так как с этого момента световой день начинал прирастать.
Начинался праздник с разжигания ритуального костра. Делали это с помощью
священной "огнивной" доски. У каждой семьи она была своя: считалось, что
передавать огонь, добытый с помощью своей доски, можно только
родственниками, иначе в семью придет горе. Эта священная доска, наряду с
амулетами и семейными бубнами, являлась материальным воплощение идеи об
"охране" стада. Эскимосы считали ее хозяином стада. И правда, своей формой
доска напоминает фигуру человека, углубления, полученные от сверления,
являлись "глазами", а на "шею" доски привязывали веревку с фигурками,
обозначавшими оленей. Вокруг жертвенных костров чукчи устраивали танцы и
исполняли песенные речитативы, основным посылом которых были пожелания
добра и света.
Праздник Пэгытти был тесно связан не только с представлениями эскимосов о том, что небесные светила имеют непосредственное влияние на земную жизнь, но и
хозяйственным укладом - оленеводством. На Пэгытти эскимосы наполняли салом и жиром небольшие кожаные чашки. Таким образом, северный народ старался
задобрить злых духов. Считалось, что в эту ночь нельзя думать о плохом,
встречать новый год нужно было только с добрыми пожеланиями. В таком
случае, весь следующий год будет сулить удачу и радость. Это стоит взять
на заметку не только жителям Чукотки. Ведь не так важно, танцуют ли
эскимосы сейчас вокруг ритуальных костров - важно, с каким чувством
встречают люди праздник.
- переодевание куклы в одежду эскимосов, ознакомление с национальной одеждой.
- рассматривание сувенирных кукол в национальных костюмах.
- беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие эскимосы, где и в каких условиях они живут, обычаи и традиции этого народа.
ІІ. Практический
Формы организации образовательного процесса
В разных видах детской деятельности в системе «Педагог – Ребенок - Родители»
Месяц Формы работы
Ноябрь
1 неделя Просмотр мультипликационного фильма «Умка»
Ознакомительная беседа знакомящая детей с традициями, языком и бытом эскимосов. Чтение художественно-позновательной литературы (Большое путешествие маленького мышонка. Сказки эскимосов Аляски. (стр. 257 Хрестоматия для маленьких. Обработка Задунайкиной).
Выставление информации в родительский уголок, привлечение родителей для сбора информации.
Размещение на сайте группы просьбы в помощи исполнения и реализации проекта.
Ноябрь
2 неделя Совместный просмотр дома родителями и детьми мультипликационного фильма «Эскимоска», видео материала про празднование Нового Года и жизнь эскимосов. (материал для совместного просмотра выложен в закрытой группе «Подсолнушек»).
Ноябрь
3 неделя Изготовление дома родителями и детьми новогодних поделок и снежинок. Пошив родителями национального костюма эскимосов.
Ноябрь
4 неделя Совместное изготовление флага эскимосов педагогов и детей. Изготовление иглу, декораций необходимых для воссоздания в группе празднования Нового Года у эскимосов (изготовление воспитателем белых медведей). Выставка рисунков, аппликаций для родителей изготовленных детьми.
Декабрь
1 неделя Украшение и оформление группы. Привлечение родителей к оформлению экспозиций. Оформление наглядной информации «Новогодние традиции празднование Нового Года у эскимосов». Оформление художественной композиции из мультипликационного фильма «Умка»
Декабрь
2 неделя Снежные постройки на участке. Воссоздание среды обитания эскимосов. Совместная постройка детьми, родителями и воспитателями жилища эскимосов (иглу).
Декабрь
3 неделя Формы работы с детьми:
Обыгрывание ситуации
• Сюжетно ролевая игра «Путешествие»
• Виртуальная экскурсия по северному полюсу
• Прослушивание аудиозаписи «Песня эскимоса»
• Изучение и разучивание танца эскимосов.
• Игровая ситуация «Фото на память» в национальном костюме.
Формы работы с родителями:
Дегустация национальных блюд эскимосов приготовленных родителями
Декабрь
4 неделя Итоговое событие - Новогодний праздник.
Выступление перед родителями и педагогами.
Работа с родителями
Ноябрь Ознакомление с целями и задачами проекта.
Беседа дома с детьми на темы: кто такие эскимосы? Какие у них новогодние традиции?.
Декабрь Помощь родителей в изготовлении декораций и украшении группы. Дать задание родителям приобрести или изготовить новогодние украшения совместно с детьми. Предложить родителям дома вместе с детьми изучать литературу про жизнь эскимосов, слушать песню из танца про них.
ІІІ. Заключительный этап
Итоговое событие - Новогодний праздник;
Оценка реализации проекта детьми : беседа «Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?»
Презентация продуктов деятельности перед родителями и преподавателями.
Тем самым в ходе проекта были решены следующие задачи:
1. Дать первоначальное представление о новогодних традициях и обычаях празднования Нового Года у эскимосов;
2. Развивать у детей толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям,
народам традициям;
3. Создать условия для развития творческого потенциала каждого ребенка, приобщать детей к созданию атмосферы праздника;
4. Создать условия для активного участия родителей в познавательно-исследовательской, художественно-продуктивной и творческой жизни группы.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
1. Большое путешествие маленького мышонка. Сказки эскимосов Аляски. (стр. 257 Хрестоматия для маленьких. Обработка Задунайкиной.
2. Эскимос и папуас. Веселые стихи для детей. Лариса Рубальская.
3. Сайт https://www.livelib.ru/selection/24687.
Материально-техническое:
• Подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
• Оформление группы;
• Оформление участка на улице;