Получи документы

Практико-ориентированный проект «Использование кинезиологических сказок в психофизическом развитии старших дошкольников с ОВЗ» (7 фото)

Ирина Петрова
Практико-ориентированный проект «Использование кинезиологических сказок в психофизическом развитии старших дошкольников с ОВЗ»

Использование кинезиологических сказок в психофизическом развитии старших дошкольников с ОВЗ

Пояснительная записка

Главной проблемой дошкольного детства на современном этапе является постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, по статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы со здоровьем.

Так, в нашем ДОУ количество детей с ОВЗ на 2021-22гг. – 34 ребенка; на 2022-23гг. – 38 детей. Большинство таких детей отличает общее моторное отставание, снижение концентрации внимания, недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; проблемы в речевом развитии, снижение работоспособности, повышенной утомляемости, низкий уровень произвольности психических процессов. Психофизические особенности таких детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности.

Поэтому перед педагогами сегодня как никогда стоит задача поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей, гармонизацию их психофизического состояния в условиях дошкольного образовательного учреждения. Одним из таких методов является кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Повысить и поддержать интерес к кинезиологическим упражнениям помогает сказка. Образовательная деятельность с детьми в процессе работы с кинезиологической сказкой построена: на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, на современных научных концепциях о ценности дошкольного периода, на позициях учёта индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников, и направлена на всестороннее развитие личности, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.

Актуальность выделенной проблемы обозначила выбор темы проекта: «Использование кинезиологических сказок в психофизическом развитии старших дошкольников с ОВЗ»

Определившись с темой, поставлена цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих гармоничному психофизическому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством кинезиологических сказок.

Данная практика построена с учётом интеграции образовательных областей, видов детской деятельности, адекватных формах работы в соответствии с особенностями контингента детей.

Новизна — создание своей структуры работы со сказкой посредством кинезиолгических упражнений.

Задачи:

- способствовать комплексному развитию дошкольников в процессе работы со сказкой: заботиться о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

- создать в коллективе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, способствуя формированию интегративных качеств личности у воспитанников;

- максимально использовать разнообразные виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, художественной, самостоятельной, их интеграцию в целях повышения эффективности образовательной и коррекционной деятельности;

- способствовать развитию познавательных психических процессов у воспитанников (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, речь);

- познакомить родителей и педагогов с кинезиологическими упражнениями;

- систематизировать опыт для распространения среди педагогического сообщества.

Тип проекта: долгосрочный.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2022– май 2023г.

Участники проекта: педагог-психолог, дети старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, родители, педагоги.

2. Теоретическое обоснование проекта

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, проще говоря - это наука о развитии головного мозга через движение.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических упражнений, в организме происходят положительные структурные изменения.

Существуют разные виды кинезиологических упражнений:

1. Дыхательные упражнения. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

2. Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. В результате движений во время мыслительной деятельности подстраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания.

3. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение, гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

4. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

5. Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергию всего организма. Известно, что движение глаз активизируют процесс обучения.

6. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

7. Массаж. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.

Детская кинезиология использует различные двигательные, дыхательные и энергетические упражнения для психоэмоционального и интеллектуального развития детей.

А включение сказки в кинезиологию позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям. Совместное проигрывание кинезиологических сказок сближает детей и взрослых. Тексты сказок должны быт доступны детям, в них должны присутствовать знакомые персонажи, наделенные ярко выраженными чертами характера.

3. Проектная часть

Реализовывать проект планируется в три этапа:

I этап – организационно-подготовительный;

II этап – коррекционно-развивающий (содержание деятельности);

III этап – диагностический (начальный срез, промежуточный, контрольный).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, родители, педагоги.

Сроки проведения: проект рассчитан на 1 учебный год: сентябрь 2022 г. – май 2023г.

Краткая реализация проекта представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Этапы Сроки

1 этап

Организационно-подготовительный

1. Подбор программно-методического обеспечения. За основу были взяты пособия А. Л. Сиротюк.

Комплексы кинезиологических упражнений и кинезиологических сказок, адаптированный для дошкольников с ОВЗ с учетом возрастных особенностей и возможностей (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

2. Пополнение и модернизация развивающей среды. В группе добавлены карточки с иллюстрациями кинезиологических упражнений для самостоятельного изучения, ознакомления и повторения с детьми. Аудиотека подоброна.

3. Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала. (Приложение 4)

С детьми: Е. А. Стребелева. Методика обследования

С педагогами и родителями: беседа (психолого-педагогический анализ) Сентябрь-октябрь

Дополнение и пополнение в течение года

2 этап

Содержание коррекционно-развивающей работы Работа с детьми.

Цель данного этапа: использование кинезиологических упражнений посредством сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста (с ОВЗ)

Взаимодействие с родителями.

Знакомство родителей с проектом на собрании

Консультирование (Приложение 5)

Взаимодействие с педагогами

Рекомендации.

Консультирование по запросам.

Выступление на РП с мастер-классом (Приложение 6) Ноябрь-апрель

3 этап

Заключительный

Цель данного этапа – определить уровень развития познавательных психических процессов, речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

- Обследование детей, сравнительный анализ. октябрь.

май

Содержание коррекционно-развивающей работы

В реализации данного проекта принимают участие – непосредственно дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе (по результатам заключения ТПМПК, с диагнозом ТНР и ЗПР, педагог-психолог, воспитатели, родители воспитанников.

Продолжительность коррекционно-развивающих занятий составляет от 20-30 минут, количество: 1 раз в неделю.

Работа со сказкой ведется поэтапно:

Практико-ориентированный проект «Использование кинезиологических сказок в психофизическом развитии старших дошкольников с ОВЗ»
Фото «Использование кинезиологических сказок в психофизическом развитии старших дошкольников с ОВЗ»

На первом этапе ведется подбор упражнений , согласно уровню развития детей, их особенностей, затем их разучивание в сопровождении стихотворных текстов, подобранных к ним для задания ритма и темпа, сначала в медленном темпе с последующим ускорением при усвоении упражнения.

Упражнения проводятся ежедневно, в доброжелательной обстановке.

Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение двумя. Все указания даются чётко, спокойно.

Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Упражнения педагог выполняет вместе с детьми. Постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей).

Форма организации: совместная деятельность (группой, подгруппой, индивидуально).

На втором этапе — введение разученных упражнений в сюжет сказок

Практико-ориентированный проект - фото

Последовательность работы со сказкой:

- показ и рассказ сказки педагогом;

включение ранее изученных упражнений в сказку;

закрепление уже выученных детьми сказок через продуктивную д-ть;

- групповое и индивидуальное рассказывание.

Форма организации: совместная деятельность (группой, подгруппой, индивидуально).

На третьем этапе – работа по взаимодействию с семьей, закрепление упражнений в самостоятельной деятельности.

- совместное придумывание с родителями сюжетов концовки сказок, сказок на заданную тему;

- использование кинезеологических сказок в свободной самостоятельной игровой деятельности детей

По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только детей рождаются абсолютно здоровыми по статистике детей посещающих дошкольные учреждения имеют проблемы со здоровьем Так в нашем ДОУ количество детей с ОВЗ на гг Психофизические особенности таких детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности Одним из таких методов является кинезиология

Заключение

В результате использования кинезиологических сказок улучшается физическая форма детей, повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться значительных успехов в коррекции познавательной и речевой деятельности дошкольника, сформировать устойчивый познавательный интерес, повысить работоспособность, продуктивность деятельности, расширить, систематизировать объём знаний и представлений о предметах окружающего мира. Обогащается словарный запас, дети начинают употреблять в речи образные выражения, обороты из сказок, становятся активными в общении со взрослыми и сверстниками, учатся слушать собеседника, вступать в диалог. Сказка для ребёнка становится верным другом, помощником.

Публикации по теме:

Информационно-практико-ориентированный проект «Цена крошки хлеба — велика»Информационно-практико-ориентированный проект «Цена крошки хлеба — велика» Педагоги МБДОУ детского сада №7 и родительский духовный клуб "Свет Добра" поддержали проект Всероссийского общественного движения "Матери.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана»Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана» Информационно-практико-ориентированный проект. «Моя малая Родина- Палана» Воспитатели: Кусярбаева Нургуль Фатиховна Михайлова Гульчачак.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Практико-ориентированный проект «Использование кинезиологических сказок в психофизическом развитии старших дошкольников с ОВЗ»
Опубликовано: 8 сентября 2024 в 15:20
+211Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практико-ориентированный проект «Использование кинезиологических сказок в психофизическом развитии старших дошкольников с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 сентября. День осенней одежды. Передвижка

Наступила долгожданнаяосенняя пора — еще не зима, но уже и не лето. Осенью погода очень переменчива: утром — холодно, а днем может быть жарко. Как одеть ребенка в детский сад и что из одежды дать ему с...

9 сентября. Всероссийский день лука. Передвижка «Лук от семи недуг»

 Всероссийский день лука отмечается 9 сентября. О пользе лука известно давно — у этого огородного растения мы едим и вершки, и корешки. А еще лук лечит, дезинфицирует, витаминизирует и укрепляет —...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД