Приложение МААМ

Формирование словаря у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Дубинова Наталья
Формирование словаря у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Забота о развитии речи у детей всегда была приоритетной как для родителей, так и для воспитателей и учителей. В настоящее время этот вопрос стал особенно актуальным из-за возрастающих проблем, с которыми сталкиваются специалисты в области семейного, дошкольного и школьного образования. Дети начинают говорить позже, у многих дошкольников наблюдаются трудности в развитии речи, что может затруднять их психологическую подготовку к школе.

В дошкольном возрасте происходит значительное развитие речи. Дети стремятся активно использовать свой родной язык для удовлетворения своих потребностей в общении, рассказах и воздействии на окружающих. Речь становится неотъемлемой частью всех видов деятельности детей. И очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу овладел словарным запасом, достаточным для успешного освоения школьной программы, общения со сверстниками и взрослыми.

Для развития речи необходимо не только понимание речи и умения правильно говорить, но еще и очень важное значение имеет словарный запас ребенка. Ведь именно от объема словарного запаса зависит, насколько точно и уверенно ребенок сможет выражать свои мысли.

Увеличение словарного запаса способствует развитию интеллекта, внимания, воображения и способности восприятия. Ребенок, обладающий богатым словарным запасом, легче находит общий язык с окружающими, успешнее адаптируется в обществе и достигает успехов в жизни. Поэтому формирование активного словаря с самого раннего детства играет ключевую роль в успешном будущем ребенка.

Безусловно, важное значение в развитии детей дошкольного возраста имеют занятия, на которых дети усваивают знания, умения и навыки, предусмотренные программой детского сада. Однако особое место в жизни ребенка занимает игра. Игровая активность играет ключевую роль в развитии детей раннего дошкольного возраста. Она не только способствует усвоению знаний и умений, согласно образовательной программе детского сада, но и становится важным элементом в их социальном и эмоциональном развитии. В игровой среде малыши могут экспериментировать, выбирая роли и ситуации, которые их окружают, или же воплощая в жизнь образы из любимых историй. Это дает им возможность погрузиться в мир взрослых, фантазии и воображения.

Особое внимание стоит уделить дидактической игре, которая представляет собой особый вид игры, направленный на развитие интеллектуальных и практических навыков, а также на формирование эстетических и нравственных качеств у детей. Такие игры становятся все более значимыми, поскольку они создают оптимальные условия для достижения педагогических целей, учитывая специфику развития у детей раннего дошкольного возраста.

Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр включает в себя два важных аспекта: образовательный и развлекательный. Воспитатель выступает в роли как учителя, так и участника игры. Он не только обучает, но и принимает участие в игре, а дети, играя, усваивают новые знания. В процессе занятий дети расширяют свои знания о мире, а в дидактических играх им предлагаются задания в виде загадок, вопросов и предложений. Благодаря такой игровой деятельности дети обогащают свой словарный запас и развивают свои навыки.

При работе над расширением словарного запаса я активно применяю различные образовательно-дидактические игры, такие как «Что это такое?», «Догадайся по описанию», «Чьи это малыши?», «Птичий двор», «Посмотри и назови» и другие подобные игры. Основная цель этих игр заключается в расширении словарного запаса у детей, путем изучения и запоминания слов, обозначающих объекты (существительные, их характеристики (прилагательные) и действия (глаголы). Дети выполняют различные игровые задания: верно называют объекты, диких и домашних животных, а также их детенышей, которых педагог показывает на картинках или описывает словами.

Так же в своей работе я использую игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок», «Угадай, что это звучит», «Отгадай и назови», «Кто это топает», «Самолет» и другие, т. к. звуковая культура речи играет так же важную роль в общей культуре общения. Она включает в себя правильное произношение звуков и слов, умение контролировать громкость, темп, скорость, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и другие аспекты звукового оформления речи.

Чтобы формировать грамматическую структуру речи использую игры «Назови предметы», «Какого цвета», «Кто что делает», «Кто ушел и кто пришел», «Один – много», «Договори за меня» и другие. Основная цель таких игр заключается в обучении правильному сочетанию существительных и прилагательных по роду и числу, использованию глаголов и правильным методам словообразования.

При работе с детьми раннего дошкольного возраста и для развития словаря необходимо использовать разнообразные такие виды образовательно-дидактических игр: как игры с объектами (игрушками, природными материалами и т. д., настольные игры с картами и словесные игры. Следует отметить, большую успешность активизации словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста, при использовании этих игр.

Игры с объектами наиболее просты для детей, поскольку они основаны на прямом восприятии, соответствуют потребности ребенка во взаимодействии с предметами и способствуют их знакомству; кроме того, дети с удовольствием называют увиденные предметы.

Большинство игр и упражнений с образовательными игрушками и материалами (матрешки, башенки, грибочки, геометрические фигуры и т. п.) которые я использую отличаются тем, что обучающий и игровой аспект заложен прямо в самих игрушках и материалах, в их специальном дизайне. В таких играх есть определенные образовательные цели (различать размер, форму и т. д.) и цель для ребенка (собрать целую игрушку, выполнить задание, различные действия (собирать, складывать, нанизывать) и определенные правила (например, нанизывать кольца по возрастанию размера, раскладывать по форме).

Настольно-печатные игры, также, как и игры с объектами, строятся на идее визуализации, однако в них детям предоставляется не сам объект, а его образ. Ассортимент настольных игр разнообразен. Одни виды лото и парные изображения знакомят детей с отдельными объектами (посуда, мебель, животными, птицами, овощами, фруктами, их характеристиками и свойствами. Другие расширяют представление о сезонных изменениях в природе (лото «Времена года», о разнообразных профессиях (игра «Что кому нужно?»).

Большое внимание в своей работе я уделяю словесным обучающим играм (загадки для выявления характерных черт объектов, сравнения, обобщения и т. д., настольно-печатные игры для классификации объектов, игры-соревнования по скорости и точности ориентирования. Ценность заключается в том, что эти игры объединяют не только участников, но и зрителей, внимательно следящих за игрой и проявляющих активный интерес к успехам или неудачам своих друзей. По мере усвоения детьми новых знаний об окружающей среде задачи в играх усложняются: дети тренируются в определении объекта по одному из его качеств, объединяют объекты по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и т. д., что имеет важное значение для развития абстрактного, логического мышления и расширения словарного запаса ребенка.

Необходимо помнить, что игры для детей должны приносить радость и хорошее настроение: малыш радуется новым знаниям, своим успехам, умению произносить слова и фразы, радуется общению и совместным действиям с другими детьми. Это чувство радости играет ключевую роль в успешном развитии детей дошкольного возраста и имеет важное значение для их дальнейшего воспитания.

Таким образом, использование дидактических игр является широко распространенным методом работы со словарем у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособийФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий Дидактические игра «Откуда можно взять монеты и где их хранить?» Для игры используются дидактические материалы: «Где можно хранить деньги»,.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование словаря у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 13:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование словаря у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Дубинова Наталья (УИ 3493768) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД