Дубинова Наталья
Формирование словаря у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о развитии речи у детей всегда была приоритетной как для родителей, так и для воспитателей и учителей. В настоящее время этот вопрос стал особенно актуальным из-за возрастающих проблем, с которыми сталкиваются специалисты в области семейного, дошкольного и школьного образования. Дети начинают говорить позже, у многих дошкольников наблюдаются трудности в развитии речи, что может затруднять их психологическую подготовку к школе.
В дошкольном возрасте происходит значительное развитие речи. Дети стремятся активно использовать свой родной язык для удовлетворения своих потребностей в общении, рассказах и воздействии на окружающих. Речь становится неотъемлемой частью всех видов деятельности детей. И очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу овладел словарным запасом, достаточным для успешного освоения школьной программы, общения со сверстниками и взрослыми.
Для развития речи необходимо не только понимание речи и умения правильно говорить, но еще и очень важное значение имеет словарный запас ребенка. Ведь именно от объема словарного запаса зависит, насколько точно и уверенно ребенок сможет выражать свои мысли.
Увеличение словарного запаса способствует развитию интеллекта, внимания, воображения и способности восприятия. Ребенок, обладающий богатым словарным запасом, легче находит общий язык с окружающими, успешнее адаптируется в обществе и достигает успехов в жизни. Поэтому формирование активного словаря с самого раннего детства играет ключевую роль в успешном будущем ребенка.
Безусловно, важное значение в развитии детей дошкольного возраста имеют занятия, на которых дети усваивают знания, умения и навыки, предусмотренные программой детского сада. Однако особое место в жизни ребенка занимает игра. Игровая активность играет ключевую роль в развитии детей раннего дошкольного возраста. Она не только способствует усвоению знаний и умений, согласно образовательной программе детского сада, но и становится важным элементом в их социальном и эмоциональном развитии. В игровой среде малыши могут экспериментировать, выбирая роли и ситуации, которые их окружают, или же воплощая в жизнь образы из любимых историй. Это дает им возможность погрузиться в мир взрослых, фантазии и воображения.
Особое внимание стоит уделить дидактической игре, которая представляет собой особый вид игры, направленный на развитие интеллектуальных и практических навыков, а также на формирование эстетических и нравственных качеств у детей. Такие игры становятся все более значимыми, поскольку они создают оптимальные условия для достижения педагогических целей, учитывая специфику развития у детей раннего дошкольного возраста.
Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр включает в себя два важных аспекта: образовательный и развлекательный. Воспитатель выступает в роли как учителя, так и участника игры. Он не только обучает, но и принимает участие в игре, а дети, играя, усваивают новые знания. В процессе занятий дети расширяют свои знания о мире, а в дидактических играх им предлагаются задания в виде загадок, вопросов и предложений. Благодаря такой игровой деятельности дети обогащают свой словарный запас и развивают свои навыки.
При работе над расширением словарного запаса я активно применяю различные образовательно-дидактические игры, такие как «Что это такое?», «Догадайся по описанию», «Чьи это малыши?», «Птичий двор», «Посмотри и назови» и другие подобные игры. Основная цель этих игр заключается в расширении словарного запаса у детей, путем изучения и запоминания слов, обозначающих объекты (существительные, их характеристики (прилагательные) и действия (глаголы). Дети выполняют различные игровые задания: верно называют объекты, диких и домашних животных, а также их детенышей, которых педагог показывает на картинках или описывает словами.
Так же в своей работе я использую игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок», «Угадай, что это звучит», «Отгадай и назови», «Кто это топает», «Самолет» и другие, т. к. звуковая культура речи играет так же важную роль в общей культуре общения. Она включает в себя правильное произношение звуков и слов, умение контролировать громкость, темп, скорость, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и другие аспекты звукового оформления речи.
Чтобы формировать грамматическую структуру речи использую игры «Назови предметы», «Какого цвета», «Кто что делает», «Кто ушел и кто пришел», «Один – много», «Договори за меня» и другие. Основная цель таких игр заключается в обучении правильному сочетанию существительных и прилагательных по роду и числу, использованию глаголов и правильным методам словообразования.
При работе с детьми раннего дошкольного возраста и для развития словаря необходимо использовать разнообразные такие виды образовательно-дидактических игр: как игры с объектами (игрушками, природными материалами и т. д., настольные игры с картами и словесные игры. Следует отметить, большую успешность активизации словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста, при использовании этих игр.
Игры с объектами наиболее просты для детей, поскольку они основаны на прямом восприятии, соответствуют потребности ребенка во взаимодействии с предметами и способствуют их знакомству; кроме того, дети с удовольствием называют увиденные предметы.
Большинство игр и упражнений с образовательными игрушками и материалами (матрешки, башенки, грибочки, геометрические фигуры и т. п.) которые я использую отличаются тем, что обучающий и игровой аспект заложен прямо в самих игрушках и материалах, в их специальном дизайне. В таких играх есть определенные образовательные цели (различать размер, форму и т. д.) и цель для ребенка (собрать целую игрушку, выполнить задание, различные действия (собирать, складывать, нанизывать) и определенные правила (например, нанизывать кольца по возрастанию размера, раскладывать по форме).
Настольно-печатные игры, также, как и игры с объектами, строятся на идее визуализации, однако в них детям предоставляется не сам объект, а его образ. Ассортимент настольных игр разнообразен. Одни виды лото и парные изображения знакомят детей с отдельными объектами (посуда, мебель, животными, птицами, овощами, фруктами, их характеристиками и свойствами. Другие расширяют представление о сезонных изменениях в природе (лото «Времена года», о разнообразных профессиях (игра «Что кому нужно?»).
Большое внимание в своей работе я уделяю словесным обучающим играм (загадки для выявления характерных черт объектов, сравнения, обобщения и т. д., настольно-печатные игры для классификации объектов, игры-соревнования по скорости и точности ориентирования. Ценность заключается в том, что эти игры объединяют не только участников, но и зрителей, внимательно следящих за игрой и проявляющих активный интерес к успехам или неудачам своих друзей. По мере усвоения детьми новых знаний об окружающей среде задачи в играх усложняются: дети тренируются в определении объекта по одному из его качеств, объединяют объекты по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и т. д., что имеет важное значение для развития абстрактного, логического мышления и расширения словарного запаса ребенка.
Необходимо помнить, что игры для детей должны приносить радость и хорошее настроение: малыш радуется новым знаниям, своим успехам, умению произносить слова и фразы, радуется общению и совместным действиям с другими детьми. Это чувство радости играет ключевую роль в успешном развитии детей дошкольного возраста и имеет важное значение для их дальнейшего воспитания.
Таким образом, использование дидактических игр является широко распространенным методом работы со словарем у детей дошкольного возраста.