Надежда Николаевна Кочкина
Творческий, практико-ориентированный проект «Кукла своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-326247-1519580041.jpg[/IMG] роект «Кукла своими руками»
Вид проекта : творческий, практико-ориентированный
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Сроки реализации проекта : с 07.11 - 11.11 2016 г.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
Вадим Шафнер.
Публикация «Творческий, практико-ориентированный проект „Кукла своими руками“» размещена в разделах
Актуальность: В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ. Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла - детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнёром ребенка. Он действует с ней так, ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаенным эмоциям. По мнению В. М. Григорьевой - собирателя, организатора и "реставратора" народной игры - современные дети стали играть не меньше, а хуже: "Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав. Необходимо спасение и возрождение народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа".
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через разнообразие русской куклы. Объединение детского сада и семьи посредством воплощения единого замысла. Сближение детей и родителей при осуществлении совместной работы при изготовлении кукол своими руками.
Задачи: Формировать интерес к истории возникновения кукол. Формировать целостную картину мира. Познакомить детей со способом изготовления кукол из ниток. Создать условие для сотрудничества педагога с семьей, при котором родители постепенно как наблюдатели педагогического процесса смогут перейти к позиции инициаторов и активных участников. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа. Расширение и обогащение словаря детей по теме проекта.
Гипотеза: Если глубже познакомиться с историей возникновения кукол, их разнообразием и использованием в жизни, то каждый из нас сохранит чистоту души, доброту и отзывчивость
Итог работы: Мини-музей кукол созданных своими руками.
Ожидаемые результаты: Повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками; дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении русской куклы; узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего их делали; дети станут более коммуникативно-компетентны по данной теме; овладеют технологией изготовления кукол из ниток, что будет способствовать развитию творческих способностей в процессе изготовления. Появится тесный контакт с родителями воспитанников; родители станут активными помощниками в жизни группы, отношения родителей и детей станут более близкими доброжелательными.
Этапы работы над проектом
I этап. Подготовительный
Определение цели и задач проекта.
Сбор информации: изучение методической и познавательной литературы.
Создание условий для организации работы по проекту.
Разработка плана мероприятий по организации детской деятельности. Подборка методического материала для работы с детьми. Обсуждение с родителями темы проекта. Определение степени участия родителей в реализации проекта.
II этап. Основной
Реализация проекта в соответствии с комплексно-тематическим планом образовательной деятельности.
III этап. Заключительный
Итоговое мероприятие: Изготовление кукол из ниток с детьми. Мастер – класс с родителями «Изготовление куклы «Масленица».
Заключение
Ребенок, получая от родителей игрушки одну за другой, может все равно маяться от скуки. А через эти милые создания - русские народные куклы, дети начинают постигать свои корни. Значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю – к ней, генетической памяти, можно обратиться за помощью в самых трудных случаях жизни. Ведь эти куклы можно потрогать, подержать в руках, сфотографироваться с ними. Человек познает не только умом, сердцем, но и руками. В ваших руках оживают простые тряпичные куклы, потому что они хранят тепло человеческих рук. Мы считаем, что даже в наш компьютерный век современным детям нужна рукотворная кукла. Им становится ближе и понятнее прекрасное искусство своего народа. В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций. Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей. Несмотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство игрушек, с каждым днём растёт интерес к изделиям ручной работы. В наши дни в сувенирных лавках можно встретить изделия народных промыслов, в том числе и куклы. Это подтверждает нашу гипотезу: на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла может рассказать о традициях и культуре нашего народа, Они напоминают нам о нашей богатой истории, связывают нас с нашими предками. Недаром говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».
Комплексно-тематическое планирование по проекту «Кукла своими руками»
День недели 1-я неделя 2-я неделя Взаимодействие с семьей
Понедельник Беседа на тему "Как появились куклы" – познакомить детей с историей появления народной куклы и тремя основными группами кукол (обереги, игровые, обрядовые).
Пальчиковая гимнастика «Любимые куклы»
Беседа по ознакомлению с окружающим «Путешествие в прошлое куклы» (Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком. Активизировать словарь: деревянная, соломенная, тряпичная, глиняная, пластмассовая) Помощь по сбору информации по проекту
Изготовление газеты «Какие были куклы»
Консультация для родителей “Роль куклы в воспитании дошкольников”.
Сбор материала для изготовления тряпичных кукол (ткань, нитки, вата и т. д.).
Мастер – класс «Изготовление куклы «Масленица».
Вторник Просмотр презентации «Куклы»
Подвижная игра: «Ручеек»; Лепка «Мебель для кукольного домика»
Н. Юрина «Я познаю мир Игрушки» Чтение книги
Среда Д/и «Составь орнамент»
Рисование: «Украсим кукле платье» Рассматривание иллюстраций «Какие куклы были раньше»
Изготовление кукол из ниток.
Четверг Чтение русской народной сказки “Василиса Прекрасная” в обработке А. Н. Афанасьева. Беседа «Что нам кукла расскажет о себе?» (Рассказ детей о своей кукле сделанной из ниток)
Пятница Показ пальчикового театра «Репка» (Развивать речь детей средствами устного народного творчества) Сюжетно-ролевая игра: «Куклы – наши дочки»
Д/и «Одень куклу»