Наталья Данилина
Практика использования ИКТ в ходе организации совместной деятельности с ребенком с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Практика использования ИКТ в ходе организации совместной деятельности с ребенком с ОВЗ
В условия современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Опыт работы, практика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. [6 с. 7]
Согласно новым требованиям ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, зрелищным с использованием звуковых и видеозаписей.
Дети с НОДА (дети с нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата) – это в основном, дети с ДЦП. ДЦП- органическое поражение двигательных зон головного мозга.
При ДЦП страдают самые важные для человека функции -психика, движение, речь. Данные нарушения отмечаются в разных сочетаниях и проявляются с разной степенью тяжести. Отсюда вытекает НЕОБХОДИМОСТЬ использования технических средств обучения наряду с информационно-компьютерными технологиями. [3с. 10]
Трудно представить себе правильное восприятие мира в ситуации, когда ребенок находиться, как правило в вертикальном положении (лежит). Конечно, его сажают, ставят в ходунки и берут на руки, но, в основном, ребенок с ДЦП вынужденно познает мир, лежа на кровати. Он поставлен в условия, в которых познание окружающей действительности зависит не столько от его желания, сколько от участия в нем взрослого человека, который сможет обеспечить без барьерные способы познания ребенка с ДЦП с окружающей действительностью.
Для нормотипичного дошкольника, как и для дошкольника с НОДА ведущим видом деятельности является игра, в которой формируется и развивается его личность. ИКТ позволяют нам соединять образовательную и игровую деятельность детей, тем самым делая доступной и понятной ту информацию, которую мы хотим довести до ребенка. Конечно же, ИКТ не может и не должно заменить человека, с его мыслями, чувствами, восприятием, но может усовершенствовать и дополнить.
В ДОУ ИКТ могут применяться в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. Они являются неотъемлемым элементом при проведении различных видов мероприятий, для сопровождения театральных сценок, постановок, сказок с детьми, при взаимодействии с сотрудниками, родителями и, конечно же, с самими детьми. [5с. 44]
НОД в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предполагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия: математику, путешествие по стране, городу, развитие речи, конструирование, рисование и др.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Также в качестве мультимедиа ресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения ( например: полет ракеты). Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды пр.
В обучении грамоте мультимедиа ресурсы призваны, с одной стороны, помочь смоделировать звучащую речь с помощью различных схем и моделей, с другой стороны, наряду с традиционной статичной наглядностью предложить альтернативные динамичные образы и объекты наблюдения. Так, те же предметные картинки в движении будут способствовать формированию глагольной лексики, а динамичный образец артикуляции звука позволит организовать и наблюдение за ним, и контроль собственного произношения. Возможность использования аудиоматериалов позволяет также организовать работу по правильному звукопроизношению.
Для детей младшего дошкольного возраста актуальным является использование цифровых технологий в фотосъемке. Дело в том, что, включив в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности объект, хорошо знакомый ребенку, запускаются сразу несколько психических процессов.
Во-первых, узнавание «родного» предмета из окружения ребенка вызывает радость, для малышей это немаловажно.
Во-вторых, способствует развитию операций обобщения (и мой стол – тоже стол).
В-третьих, обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (развивается ассоциативная память).
Так же можно использовать медиа ресурсы для просмотра обучающих фильмов, мультфильмов; прослушивания детских дисков (песни, релаксационная музыка, звуки природы).[2с. 43]
Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Они всегда с охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки, картинки на заданные темы. Вместе с педагогом данный материал сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.
Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.
- Это и дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;
- это разнообразный иллюстративный материал к занятиям и для оформления различных стендов, группы;
- это подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- оформление групповой документации, отчетов;
- создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (половодье, полет ракеты, неожиданные и необычные эффекты).
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самой НОД, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья детей большое значение имеют условия, в которых проходят занятия:
детям можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю;
для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным;
нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений;
регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия;
для проведения фронтальных занятий использовать мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.
Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа средств превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом, ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. [1с. 12]
Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.
И в заключение, использование информационно – коммуникационных технологий в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном
Список литературы:
1. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1993.
2. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М. : Академия. 2001.
3. Левченко И. Ю., Ткачёва В. В., Приходько О. Г., Гусейнова А. А. Детский церебральный паралич. Дошкольный возраст: Метод. пос. — М. : Образование Плюс, 2008.
4. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с детским церебральным параличом. — СПб., 2003.
5. Титова О. В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. — М. : Гном и Д, 2004.
6. Ткачёва В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. — 2005. — № 1.