Ольга Ярошенко
Конспект практического занятия «Семейные ценности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений о традициях и ценностях в современных семьях.
Задачи:
1. Расширить представление о понятиях: семья, мир, человеческие взаимоотношения.
2. Сформировать модель семьи.
3. Обсудить важность благоприятного психологического климата и любви в семье.
Участники: 11 человек
Возраст 10-17 лет
Используемые материалы: бумага А4; фломастеры; бумага А6 для упражнения "Ассоциации"; листы бумаги А4 с изображение мамы, папы, дочки, сына; жезл; листы с распечатанным деревом, список ценностей на каждого ребенка; карточки с пословицами; карточки с названиями животных.
Публикация «Конспект практического занятия „Семейные ценности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
План занятия:
1. Знакомство, приветствие, правила
2. Информационный блок, пословицы о семье.
3. Упражнение «Ассоциации».
4. Упражнение-игра «Семья животных».
5. Составление кластера «Идеальная семья» (работа в группах)
6. Упражнение «Дерево семейных ценностей» (работа в группах)
7. Притча
8. Рефлексия
1. Знакомство, приветствие, правила тренинга.
Все участники стоят в кругу. По кругу от одного участника к другому передается какой-нибудь предмет, например, карандаш (в моем случае жезл). В руках каждого участника он становится чем-то необычным - дирижерской палочкой, зубочисткой, указкой, спицей для вязания. Каждый участник демонстрирует предмет в действии так, чтобы все могли догадаться, что он имеет в виду. Карандаш может передаваться по кругу несколько раз до тех пор, пока участники группы смогут придумывать новые и новые его применения.
Педагог-психолог: Давайте познакомимся. Назовите свое имя и покажите какое-либо действие с предметом. Можно представить свои увлечения (любимые занятия).
Правила:
- Умейте слушать друг друга.
- Не перебивайте друг друга
- Проявляйте уважение
- Конфиденциальность
- Каждый говорит за себя, от своего имени
2. Информационный блок, пословицы о семье.
Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о семье. Что такое семья?
Славянское слово “семья” родилось во времена Древней Руси. Есть несколько толкований его происхождения. Связывают его и со словом “семя”, от которого зарождается новая жизнь, и с понятием “я”, повторенного семь раз: родители супруга, родители супруги – это четверо, сами супруги – ещё двое и ребёнок. Считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Потому что издавна цифра “семь” считается цифрой многозначительной и особо счастливой, потому как означает успех во всех его добрых начинаниях.
Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.
Функции:
Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.
Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.
Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.
Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.
Я вам раздам пословицы, попрошу вас по кругу прочитать их. Давайте вместе обсудим их.
3. Упражнение «Ассоциации».
Психолог: Я предлагаю вам поиграть в ассоциации. Всё, что для этого нужно, - услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
Вопросы-задания могут быть такими:
если семья – это постройка, то она…
если семья – это цвет, то она…
если семья – это музыка, то она…
если семья – это геометрическая фигура, то она…
если семья – это название фильма, то она…
если семья – это настроение, то она…
Обсуждение ответов и причин подобных ассоциаций.
4. Упражнение-игра «Семья животных».
Игроки наугад вытаскивают карточки с названиями животных. На каждое животное – по две карточки. Затем, те, у кого совпали названия животных, объединяются в пары.
Инструкция: давайте поиграем в шуточную игру под названием «Семья животных». Представьте, что вы превратились в животных и вам надо воспитывать ваших детенышей. Детенышей у животных может быть разное количество, они могут себя по-разному вести: могут шалить, баловаться, быть непослушными. Но задача родителей – одна: воспитать своих детенышей. Вам дается время 5 мин, чтобы вы могли придумать, как вы будете воспитывать своих детенышей. Помните, что способы воспитания и выживания у разных животных – разные. Но цель одна – вырастить свое потомство, выкормить его и любить.
5. Составление кластера «Идеальная семья» (работа в группах)
1гр «Идеальный папа»
2гр «Идеальная мама»
3гр «Идеальный сын»
4гр «Идеальная дочь»
Очень часто мы предъявляем к друг другу повышенные требования. Ваша задача составить список, который характеризует идеальную МАМУ для юношей, для девушек список, характеризующий идеального ПАПУ и тд.
После этого списки зачитываются. Участникам предлагается обсудить, что из списка им бы хотелось взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу «Идеального отца, сына, либо идеальной мамы, дочери».
Вывод: ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого родители не перестают любить своих детей, а дети родителей.
6. Упражнение «Дерево семейных ценностей» (работа в группах)
Цель: определение и ранжирование семейных ценностей.
Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться).
Задача участников – ранжировать ценности:
– в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.
- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.
- в крону – желаемые, но не обязательные ценности.
Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.
Перечень возможных семейных ценностей:
Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.
Представление результатов работы. Сравнение разных деревьев, выявление сходств.
7. Притча
По соседству жили 2 семьи. В одной из них супруги постоянно ссорились и выясняли отношения, а в другой всегда царили любовь, взаимопонимание и тишина. Строптивая хозяйка никак не могла понять, как же соседи уживаются без скандалов. И вот в один момент, в очередной раз обвинив мужа в том, что он опять не прав и забыл помыть посуду, заставила его пойти к соседу и выяснить почему соседи никогда не выясняют отношения. Мужчина зашел к соседям и его пригласили на кухню угостить чаем.
И так уже вышло, что, забегавшись, хозяйка случайно уронила фарфоровый чайник, поставленный на край стола мужем, на пол и разбила его. И тут сосед подумал: «Ну вот, сейчас начнется скандал!» Но к его удивлению сосед спокойно сказал: «Извини, милая! Я виноват: я неаккуратно поставил наш любимый чайник!» На что супруга ответила: «Это ты меня извини, дорогой! Я виновата, что не заметила его!» Вернулся сосед домой расстроенный. Жена у него допытывается про секрет семейного благополучия. А муж ей отвечает: «Понимаешь, все дело в том, что у них в семье все виноваты, а у нас – все правы…»
Мораль: Если вы решили жить вместе, то последнее что вам нужно делать, так это выносить свое эго на первое место.
Вывод: Когда вы научитесь брать на себя ответственность в семье, только тогда вы будете жить в счастье и радости.
8. Рефлексия. Что узнали нового? Что было интересно? Над чем задумались? Какие сделали выводы?
ПОСЛОВИЦЫ
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод - тепло.
В недружной семье добра не бывает.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В своем доме и стены помогают.
В семье и каша гуще.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Дружная семья не знает печали.
За общим столом еда вкуснее.
Любовь братская крепче каменных стен.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Семейное согласие всего дороже.
Семья, где помогают друг другу, беды не страшны.
Семья в куче, не страшна и туча.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Согласие да лад — в семье клад.
Согласье в семье — богатство.
Старший брат как второй отец.
Хоть тесно, да лучше вместе.