Элеонора Кадырова
НОД в старшей группе «Семейные ценности»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные ценности»
воспитатель: Кадырова Э. Э.
Цель: формирование представлений о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье.
Задачи:
*Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
*Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.
Публикация «НОД в старшей группе „Семейные ценности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Темочки
*Учить детей мыслить самостоятельно;
*Развивать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
*Закреплять умение работать в коллективе.
*Воспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.
*Побуждать детей к добрым делам для семьи, родного дома.
*Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Материалы и оборудование: обручи для игры «Семейный круг», изображение на экране ребус «солнышко», «лучики» слова-комплименты, «тучи» помеха счастью семьи, сердце – макет сердца семьи; набор «Ценности семьи»; карточки для дидактических игр «Подари семье радость», корзина для игры «Корзина добрых дел», презентация семейных фотографий, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
*коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, занятиях членов семьи;
*рассматривание семейных альбомов;
*чтение художественной литературы;
*разучивание пословиц о семье;
* загадки на темы: «Семья», «Родной дом», «Детский сад»;
*составление рассказов о своей семье;
* рисование: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу».
Ход деятельности:
1. Организационный момент «Круг радости».
Воспитатель. - Ребята, вот и наступило время радостной встречи! Я приглашаю вас в круг радости. Вы рады друг другу? (Да)
Все мы в группе как семья!
Рады все: и ты, и я!
Очень любим вместе быть,
И улыбки всем дарить!
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель. - Ребята, посмотрите, что у нас на экране?
Это ребус (цифра 7 и буква Я). Какое слово здесь спряталось?
Дети: Семья.
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, о самом дорогом, что есть у человека – о семье. Я предлагаю вам подумать о важности и необходимости семьи.
Воспитатель. - Ребята, посмотрите, на полу лежат обручи. Представьте, что это ваш семейный круг. Каждый подойдите к тому кругу, который вам больше понравился. (Дети занимают разложенные на полу обручи).
Воспитатель. Встаньте на середину круга. Вам удобно? Закройте глаза и представьте себе, что вы в кругу своей семьи. Представьте рядом своих самых близких членов семьи. Представили? А теперь откройте глаза.
Воспитатель. - Ребята, к вам пришёл корреспондент. Пусть сегодня это буду я.
Я буду вам задавать вопросы о семье. Ответы должны быть полными предложениями, чтобы окружающие поняли, о чём вы хотите сказать.
Корреспондент задаё т детям вопросы:
- Что такое семья? (Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково).
- Зачем человеку нужна семья? (Чтобы жалели, любили, хвалили, помогали, заботились).
- А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье? (В семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге.)
- Кто самые старшие в вашей семье?
- Кто самый младший в вашей семье?
- Для мамы ты кто?
- Для бабушки ты кто?
- Кто о тебе заботится?
- Хотелось бы узнать у тебя, Тимофей, как ты заботишься о своих близких, что ты делаешь для них?
- Ксюша, ты любишь своих близких, а почему? (Они добрые, ласковые, заботливые).
- Вам нравится ваша семья?
- Какой должна быть семья?
Игра с солнечным лучиком.
Дети:
Дружная
большая
крепкая
заботливая
вежливая
жизнерадостная
гостеприимная
доброжелательная
здоровая
счастливая
(Названные комплименты располагаются в виде лучиков, где нарисован ребус).
Воспитатель. Это счастливая семья.
-Как вы думаете, что может мешать счастью семьи?
Дети:
Обиды
ссоры
непослушание
материальные трудности
невнимание
болезни.
(Слова прикрепляются в виде тучек, которые закрывают солнышко.)
Воспитатель. - Всегда ли вы поступаете так, чтобы ваши родственники были счастливы? (Да\нет)
Воспитатель. В сказках члены семьи тоже огорчают друг друга.
Вспомним некоторые сказки.
• Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Из-за непослушания.)
• Из-за чего старуха в сказке Пушкина осталась у разбитого корыта? (Из-за жадности.)
• Почему в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» Пузырь лопнул? (Посмеялся над
друзьями.)
• Почему колобок был съеден лисой? (Поддался ее хитрости.)
Воспитатель. - А что помогает семье быть дружной, счастливой, что скрепляет семью? (Забота, любовь, уважение.)
Воспитатель. Спасибо, ребята, ваши ответы были интересными, было их приятно слушать.
4. Сюрпризный момент «Сердце семьи».
Воспитатель. - Ребята, что появилось на экране?
Дети. Сердце.
Воспитатель. Это большое сердце – макет сердца семьи.
Как у человека есть сердце, так и у семьи тоже есть сердце, и чтобы в семье всё ладилось, оно должно быть наполнено «семейными ценностями», а какими, мы сегодня попытаемся выяснить.
5. О семейных ценностях.
Воспитатель. Когда в семье всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью.
А что такое радость в семье?
Ребёнок. Радость – это свет в окошке,
Радость – ягоды в лукошке,
Радость – тысяча улыбок,
Радость – стая мелких рыбок.
Радость в сердце жить должна.
Очень нам она нужна.
Воспитатель. Вот что такое радость в нашей семье, т. е. то, чему мы радуемся. Да? Воспитатель. А хотите своим семьям подарить кусочек радости? (Да)
Дидактическая игра «Подари семье радость».
Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.
- Возьмите карточки, 1,2,3 –покружись и в кусочки радости превратись!
( Детям раздаю карточки с разными картинками: ягодка, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость»).
Например:
«Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение».
«Я – улыбка. Я подарю своей семье смех и веселье».
«Я – солнышко, подарю тепло и свет».
«Я – витаминка, подарю всем здоровье».
«Я – книга, подарю своей семье знания».
«Я – кошечка, подарю своей семье ласку и нежность».
«Я – собачка, подарю своей семье дружбу».
«Я – сердечко, подарю любовь».
«Я – рыбка, подарю своей семье доброту».
«Я - птица счастья, подарю семье счастье».
Воспитатель. Молодцы, ваши семьи получили много радости.
(Модель «Радость» устанавливается на сердце).
Воспитатель. Радость в одиночку в семье не живёт,
С ней всегда за ручку Доброта и Забота идут.
Воспитатель. – Чья доброта в семье нам помогает?
Дети. (Всех членов семьи)
Воспитатель. Чтобы в нашей семье поселилось добро, мы все должны быть ….
Дети. Добрыми, заботливыми.
Ребёнок. В доме слёзы, в доме драма.
Заболела гриппом мама.
Я в аптеку побегу,
Маме бедной помогу.
Я куплю таблеток кучу,
Двадцать носовых платков,
Десять штук больших шприцов,
Просто так, на всякий случай.
Если маме станет хуже,
Ей укол от гриппа нужен.
Я теперь за всё в ответе –
Грипп лечить умеют дети.
Воспитатель. - А вы, дети, заботитесь о своих близких? (Да)
Воспитатель. – Ребята, как мы можем показать доброту и заботу к своим близким? Дети. Хорошими поступками, добрыми делами.
Воспитатель. - Тогда нам поможет корзина добрых дел.
Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел»
Воспитатель. - Давайте встанем в круг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.
Дети. Я буду мыть посуду.
Я буду поливать цветы.
Я буду убирать игрушки.
Я буду пылесосить.
Я буду вытирать пыль.
Я буду заправлять кровать.
Я буду хорошо себя вести.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее.
(Модели «Доброта» и «Заботливость» устанавливаются на сердце).
Воспитатель. Забота в одиночку в семье не живёт,
С ней всегда за ручку Нежность идёт.
Воспитатель. Сразу стал уютным дом,
Нежность поселилась в нём.
Она во всех наших делах,
В глазах, улыбках и словах.
Воспитатель. Как мы можем показать, что мы относимся к близким с нежностью? Дети. Надо называть ласково.
Дидактическая игра «Назови ласково»
1. Мама – мамочка, мамуленька, матушка;
2. Папа – папуля, папулечка, папочка, батюшка;
3. Сын – сынок, сыночек, сынулечка;
4. Дочь – доченька, дочурка;
5. Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся;
6. Дедушка – дедуля, дедулечка, дедуся;
7. Брат – братик, братишка;
8. Сестра – сестренка, сестричка.
(Модель «Нежность» устанавливается на сердце).
Воспитатель. Я от ваших слов согрелась, и даже ещё больше стала вас уважать!
А Уважение в семье – это тоже очень важно!
Беседа с детьми об уважительном отношении младшего поколения к старшему.
Воспитатель. – Ребята, есть такая пословица:
«И старость не страшна, коль молодые уважают».
- Как вы понимаете эту пословицу?
Дети. Старших надо уважать.
Воспитатель. Как?
Дети. Уступать место в автобусе, дарить подарки, помогать им, заботиться.
(Модель «Уважение» устанавливается на сердце).
Воспитатель. Сердце нашей семьи мы наполнили семейными ценностями.
В нём собрались вместе Доброта, Радость, Уважение, Заботливость, Нежность, но в нём осталось место, а для чего, вы постарайтесь догадаться, послушав стихотворение.
Но бывает, что и радость не в радость,
И заботушка только в тягость,
Да и нежность никому не нужна,
Доброта совсем не важна.
Уважать совершенно не хочется,
Да и счастье на улицу просится.
Ведь сердечко в семье охладело,
Всех теплом согревать расхотело.
А чтоб сердце забилось вновь
Нужно в нём поселить … Любовь!
(Модель «Любовь» устанавливается на сердце).
Воспитатель. Все ценности, о которых сегодня мы говорили, соединились.
Чтобы семья была счастливой, все эти ценности должны присутствовать.
6. Рефлексия. Слайды с семейными фотографиями
Воспитатель. - Ребята, давайте ещё раз скажем, какими семейными ценностями наполнили сердце?
Дети. - В сердце семьи должны жить Радость, Доброта, Уважение, Нежность, Заботливость, Любовь.
Воспитатель: Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая, крепкая семья! Будьте здоровы и счастливы! Берегите свои семьи!