Утемишева Гузяль Касимовна
Практическое применение технологии ТРИЗ в работе учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. В настоящее время происходят значительные изменения в образовании и в мире в целом. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения в образовании, стремлении к самосовершенствованию. Особенно актуальной проблема самообразования стала в условиях информационного общества. В таком обществе необходимо научиться трансформировать информацию в знание. Поэтому педагогу современности необходимо постоянно совершенствоваться, повышать уровень своей компетентности в образовании. Я решила использовать в своей работе технологию ТРИЗ. Считаю, что выбранная технология является актуальной и результативной современной образовательной технологией: можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.. Для решения поставленных целей мною была проведена следующая работа:
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедия. Работа логопеда
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» январь 2025
1. Изучение методической, педагогической и предметной литературы по данной теме.
2. Разработан перспективный план работы с детьми.
3. Использование элементов ТРИЗ – технологии в повседневном общении с детьми – игры: «Хорошо - плохо», «Мозговой шторм», «Живые слова», «Наоборот», «Что будет, если….», «Почему так называется?» Рыболов (рыбу ловит, листопад (листья падают, пчеловод (пчел разводит, ледоход (лед ходит, идет, землекоп (землю копает, самокат (сам катается, пешеход (ходит пешком).
4. Составлены развивающие видеопрезентации по лексическим темам:, исользовались Лэпбуки, настольные развивающие игры, игровые приёмы для развития артикуляционной моторики.
5. 4. Посещение интернет-лекций, форумов по теме применения технологии ТРИЗ в ДОУ.
6. Конечным результатом моей работы стало развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения. Использование элементов ТРИЗ – технологии осуществлялось в повседневном общении с детьми – игры : «Хорошо - плохо», «Что было – чем стало»,«На что похожи»
Большая и интересная работа была проведена с сетевыми партнёрами районной библиотеки. Наши воспитанники с энтузиазмом, включая и их родителей изготовили книжки -малышки для подарка читателям. Ручной детский труд -это произведение творчества, старание и фантазия.
Самостоятельная работа по изготовлению книг-малышек побудила детей к поиску темы и идей для создания книг.
Ощущение цветовосприятия дети смогли отразить в игровом лото на примере разноцветных геометрических форм. Я считаю, что использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений. Подбор необходимого для творчества, умение договариваться и работать сообща.