Лучший педагог года

Практическое пособие для педагогов и родителей «Особенности нравственного воспитания дошкольников»

Татьяна Александровна Ульянова
Практическое пособие для педагогов и родителей «Особенности нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственное воспитание - одно из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для взрослого при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания). В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей. Внутренним механизмом, побуждающим людей к общественно одобряемым поступкам, является совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т. д.

Публикация «Практическое пособие для педагогов и родителей „Особенности нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения.

Нравственные поступки – всегда осознанный выбор каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом отношений с окружающими и опытом собственного поведения. Всё это формирует нравственные качества личности, вырабатывает привычные для каждого человека формы поведения. Труднее всего выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка. Нравственные и корыстные мотивы поведения могут находить выражение в одних и тех же поступках (сделал добро, желая добра другому; сделал добро, преследуя свой корыстный интерес).

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова

«так нужно», «так нельзя».

Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития. Так, доминирование восприятия втором году жизни определяет привязанность действия к конкретной ситуации. К трём годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания.

Наглядно-образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности. Естественно, что развитие мышления невозможно без речевого развития ребёнка, которое расширяет возможности общения с окружающими, позволяет взрослому разнообразить формы работы с детьми (больше возможностей, чтобы сопровождать показ разъяснением, убеждением, аргументировать оценки детей).

Эмоциональность, свойственная дошкольникам, часто определяющая их поступки мотивом «Я хочу», постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами.

Общие возрастные особенности дошкольников не исключают индивидуальных вариантов развития. В нравственном развитии это особенно заметно: одни дети очень чувствительны, проявляют нравственную одаренность, другие отличаются нравственной чёрствостью.

В дошкольный период развития ребёнка ведущей является игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребёнок овладевает разнообразными видами деятельности.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:

• Гуманного отношения взрослых (прежде всего, родителей) к ребёнку;

• Чёткой постановки задач нравственного обучения и воспитания;

• Создание условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребёнка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения. В процессе беседы взрослый не только задаёт вопросы для обсуждения, но и ищет, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как: принятие личности собеседника, умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника, умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счёт:

• Постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом;

• Подачи материала о образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры их жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключённых в них правил. Для этого необходимо связать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;

• Поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью взрослый корректирует высказывание ребёнка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов)

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с ними, испытывают чувства удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если взрослый обрисовывает важность обсуждаемых проблем.

Если взрослый не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о её важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребёнком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определённым правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознание дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает взрослый, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы.

В беседе обсуждаемым фактам, событиям даётся оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребёнка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять

Пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо»).

В ходе этической беседы мы стремимся решить следующие задачи:

• Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;

• Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

• Способствовать накоплению и обобщению эмоционально- положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

• Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно – нельзя», «хорошо – плохо»);

• Учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Эти задачи берутся и на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними взрослый.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и по способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации.

Продолжительность бесед с детьми 4-5лет составляет 20 минут, с детьми 6-7 лет – 30-35 минут. Кроме того надо обращать внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить её раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (весёлый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет, о мотиве поступка, также они овладевают следующими умениями:

• Умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

• Уметь оценивать свои поступки и поступки других людей;

• Правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

• Могут правильно выбрать слово (из предложенных, наиболее точно характеризующее поступок героя;

• При работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);

• Объясняют мысль знакомых пословиц;

• Могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы по их систематизации и углублению.

Вежливость

С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребёнок. Постепенно уточняются правила вежливого общения, дети осваивают новые формы вежливости.

Но в некоторых ситуациях ребёнок отказывается пользоваться вежливыми словами. Например, он может не извиниться, так как не считает себя виноватым: «А что я такого сделал? А что я такого сказал?». Эти слова не произносятся ребёнком, но суть эмоционального отношения к ситуации именно такая. Причин этому может быть несколько. Одна из них заключается в том, что в семье ребёнок редко слышит слова извинения, благодарности, поэтому он стесняется их произносить, внутренне относясь к ним как к чему-то необязательному, формальному, непривычному. Выработка соответствующего навыка требует напоминаний, обращения к конкретным примерам, правилам. Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.

Семья

В беседе по этой теме мы помогает детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья всегда остаётся для человека самым надёжным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сёстры. Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная. Любовь родителей к своим детям безгранична. Ребёнок может наблюдать это на примере своих бабушек и дедушек. Для них его мама и папа остаются теми, о ком нужно заботиться, хотя они уже не требуют прежних забот и сами помогают своим родителям.

Мы знаем, что не во всех семьях идеальные отношения. Есть и трудные семьи, в которых ребёнок не получает должного внимания и заботы. Тем не менее, положительный образ семьи, семейных отношений поможет ребёнку не принимать как норму, как эталон, те отрицательные проявления, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни.

Важно, чтобы ребёнок понял, что в семье у каждого, в том числе и у него, есть свои права и обязанности, что он тоже должен заботиться о близких по мере своих сил.

Дружба

Понятия «друзья», «товарищи» дети дошкольного возраста различают плохо. Друзьями они называют тех, с кем больше общаются, кто больше нравиться.

Дошкольники строят свои отношения со сверстниками, основываясь на положительных эмоциях, связанных в основном с совместной деятельностью (вместе ходят в детский сад, играют, гуляют). Чем младше возраст, тем менее устойчивы эти отношения. Дети постарше более осознанно подходят к выбору товарища (нравится – не нравится, интересно – не интересно, обижает – не обижает и т. д.).в этом возрасте уже можно говорить о зарождении дружеских отношений, которые иногда продолжаются и в последующем.

В ходе бесед по этой теме мы обобщаем имеющиеся у детей знания о дружбе, помогаем укрепить дружеские отношения, воспитываем у дошкольников привычку дружно играть и трудиться сообща, формируем умение договариваться, помогать друг другу и т. п.

Взаимопомощь

В ходе бесед по этой теме мы знакомим детей с таким понятием, как

«взаимопомощь». Подчёркиваем, что помогать нужно не только знакомым, но и не знакомым людям. На примере художественных произведений объясняем, что настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени. Но всё это компенсируется глубоким чувством удовлетворения от собственной полезности окружающим.

Доброжелательность

В ходе бесед по этой теме мы раскрываем детям смысл понятия

«доброжелательность», рассказываем о необходимости доброжелательного отношения к окружающим людям. В качестве примеров используем художественные произведения и ситуации из жизни группы. Можно познакомить с пословицами. Одна из них «Кто других не любит, тот себя губит».

Правда – не правда

Дети старшего дошкольного возраста знают, что нельзя обманывать

окружающих, что всегда нужно говорить правду. Но страх наказания, чувство стыда заставляет детей иногда скрывать свои поступки. Сильное

эмоциональное переживание притупляет знание о том, что врать нельзя.

Мы на примерах стараемся показать детям, что правдивость, честность всегда радует взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке. Объясняем детям, что особого осуждения заслуживает перекладывание вины на другого, ни в чём не повинного человека.

В ходе бесед по этой теме дошкольники осваивают такие понятия, как: «правда», «честность», и их противоположности: «неправда», «нечестность», «ложь», «обман».

Трудолюбие

Трудолюбие К. Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.

На пятом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно дошкольники начинают относиться к труду как к полезной деятельности, одобряемой и поощряемой родителями и другими взрослыми.

В ходе бесед мы рассказываем детям о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости; знакомим дошкольника с различными профессиями; на конкретных примерах показываем, что труд, даже самый простой, требует определённых усилий.

Бережливость

В ходе бесед по этой теме мы закрепляем у детей навыки бережного отношения к вещам. Напоминаем дошкольникам, что вещи должны лежать на своём месте, иначе их трудно будет найти; что к вещам нужно относиться аккуратно, в противном случае они потеряют вид, придут в негодность.

Взрослые стараются довести до сознания детей мысль о том, что отношение к людям проявляется через отношение к вещам, к труду. Так, если ребёнок не убирает за собой игрушки, не кладёт на место одежду, значит, за него это должен сделать кто-то другой.

Подарок

Пришла ко мне подружка, И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная, Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки – Любимая была.

И всё – таки подружке Игрушку отдала.

Е. Благинина

Что можно сказать про девочку, какая она?

Назовите добрых людей и расскажите, почему вы их считаете добрыми.

Беседы о бережном отношении к природе

Почему плачет синичка?

В доме на краю села жили мужик и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише десять лет, а Оле – девять.

Около дома рос высокий ветвистый тополь.

Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.

- Ой, как будет хорошо качаться! – обрадовалась Оля. Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку.

Встали на качели Миша и Оля и давай качаться.

Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, поёт. Миша говорит:

- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а гнёздышке птенчики маленькие.

- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.

- А почему же она плачет? – удивился Миша.

- Подумай, почему, - ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает:

«Почему же она плачет?» В. Сухомлинский.

Обобщая ответы детей, воспитатель говорит:

- Миша и Оля поступили неправильно, когда сделали на тополе качели. Ведь гнёздышко могло упасть, и тогда бы погибли птенчики. К дереву нельзя привязывать качели, потому что можно его сломать. А дерево очень долго растёт.

Ёлкино платье

Продираешься через ельник, а молодые ёлочки колются.

- Не трогай нас!

- Подумаешь тихонько задел.

- И тихонько не задевай. Мы свою одежду бережём.

- Да что за одежда у вас особенная?

- Иголки наши зелёные – не листья. Не меняются каждое лето.

- Так что?

- Вот выросла свежая еловая лапа, а иголки на ней сменяются только через семь лет.

- Да, это не скоро.

- Вот и приходится иголки беречь!

Э. Шим.

Беседа о вежливых словах

- Послушайте отрывок из стихотворения, где рассказывается о мальчике, который не очень любил говорить вежливые слова.

Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном.

Его зовут, а впрочем, лучше Мы здесь его не назовём.

«Спасибо», «здравствуй», «простите» Произносить он не привык,

Простого слова «извините» Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день»! Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит. И даже вместо «до свиданья»

Не говорит он ничего Или заявит на прощанье:

- Ну, я пошёл… Пока! Всего!

В. Масс, М. Червинский.

Назовите вежливые слова, о которых говорится в стихотворении.

Какие ещё вежливые слова вы знаете?

Почему люди говорят друг другу вежливые слова?

Послушайте, что сказал об этом поэт В. Солоухин.

Здравствуйте

Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя были совсем не знакомы:

- Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы Ничего Не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось В мире?

Отчего же на капельку радостней Сделалась жизнь?

В. Солоухин

- Вы видите, дети, от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее.

- Давайте поиграем и посмотрим, какие вежливые слова вы говорите. Воспитатель вызывает двоих детей и даёт им задание:

На занятии по рисованию у тебя сломался очень нужный тебе карандаш. Как ты попросишь карандаш у товарища. 7

Дети проигрывают сценку; вся группа оценивает их действия. Затем воспитатель вызывает мальчика и девочку и предлагает им разыграть ещё одну сценку.

Теперь поиграем так: мальчик и девочка входят в группу. Покажите, как они это сделают, что друг другу скажут.

Все дети обсуждают и оценивают их действия.

Беседа о храбрости и трусости

Трус

Жили – были два друга – Рома и Митя. Рома был трусом, а Митя – мальчиком храбрым. Как-то друзья услышали крик тонущей в реке девочки. Трусливый Рома так испугался за девочку, что бросился её спасать. А храбрый Митя, который ни за себя, ни за других не боялся, пошёл домой.

Возвращаясь из школы, Рома всегда пугался, что уставшей после работы маме придётся делать уборку. Поэтому он сам мыл посуду и подметал в комнате пол. А Митя, который не знал страха, никогда маме не помогал.

-И что ты трусишь всегда! – возмущался Митя. –Бери с меня пример. Вот я видел сегодня, как мальчики обижали девочку, но мне ни капельки не было страшно.

А вы, ребята, как думаете, кто трус, а кто храбрый?

И. Бутмин.

Что можно сказать про Рому, какой он?

Что можно сказать про Митю, какой он?

С кем можно сравнивать трусливого человека? Как говорят о трусливых людях в русском народе?

(Трусливый, как заяц.)

Беседа о заботливости

Не только взрослые заботятся о детях, но и дети должны заботиться о взрослых, особенно о старых людях.

Моя бабушка

Стала бабушка Старой, хворою.

От ходьбы она устаёт. Храбрым лётчиком

Стану скоро я,

Посажу её в самолёт. Не тряхну её.

Не качну её. Отдохнёт она Наконец.

Скажет бабушка:

«Ай да внучек мой, Ай да лётчик мой, Молодец!»

С. Капутикян.

Беседа о помощи взрослым

Так или не так?

Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петрик помогает своей маме развешивать бельё на верёвке, и говорит подруге:

- И я сегодня маме помогала.

- И я тоже, - ответила Люда. – А что ты делала?

- Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.

- А я ботинки чистила.

- Мамины? – спросила Оля.

- Нет, свои.

- Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же их себе чистила!

- Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, сказала Люда. Так или не так?

Кто же из детей помогал маме?

Можно ли Люде сказать такую пословицу?

Судят не по словам, а по делам.

Беседа о хороших поступках

Где лежало «Спасибо»?

За ночь выросли сугробы В парке, во дворе, в саду, Пробираясь еле – еле,

Я по улице иду.

И на лево погляжу я, И на право погляжу:

- Это кто ж там снег сгребает?- Самого себя спрошу.

Это бабушка – соседка. Надо бабушке помочь!

У неё беру лопату, я помочь всегда не прочь! Всё очистил?

От работы

У меня лицо горит. Улыбнулась мне старушка И «спасибо»! говорит.

Мне приятно слышать это, Ведь порядком я устал…

Вот и вышло, что «спасибо» Я под снегом отыскал.

Публикации по теме:

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Практическое руководство для родителей дошкольников «Как играть с ребёнком со строительным материалом»Практическое руководство для родителей дошкольников «Как играть с ребёнком со строительным материалом» 11 августа. День строителя. Итак, Вы купили строитель. С чего начать? Прежде всего, не давайте его ребёнку сразу, для самостоятельной игры.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольниковЭмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: "Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическое пособие для педагогов и родителей «Особенности нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 29 сентября 2020 в 20:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическое пособие для педагогов и родителей «Особенности нравственного воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Александровна Ульянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД