Ирина Черепанова
Практические рекомендации воспитателям по работе с детьми с СДВГ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – дать воспитателям практические рекомендации по работе с детьми с СДВГ.
СДВГ - неврологическое, поведенческого – возрастное расстройство.
Отклонения в поведении, выражающиеся преимущественно в нарушениях регуляции деятельности и различных компонентов внимания.
Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Работа воспитателя
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями:невнимательность, гиперактивность, импульсивность.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— 10 лет.
По данным нейропсихологов Е. А. Осиповой и Н. В. Панкратовой,трудности с энергетическим блоком наблюдаются у 90% детей с СДВГ, отставание в развитии функций программирования и контроля – 75%, отставание в развитии зрительно-пространственных функций – 45%.
Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, счета, а в школе - письма.
Н. Н. Заваденко отмечает, что для 65% детей с диагнозом СДВГ характерны дислексия и дисграфия (нарушения чтения и письма, для 60% детей — признаки дискалькулии (нарушения счёта).
В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5— 2 года.
Главная трудность - неспособность сосредоточить внимание на длительный период.
В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем ребенка взрослыми.
Невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Практические рекомендации воспитателям по работе с детьми с СДВГ
Программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении
Изменение окружения:
изучите особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами воспитателя;
оптимальное место в группе для гиперактивного ребенка — первый стол напротив воспитателя.
измените режим НОД с включением физкультминуток;
разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 10 минут вставать и ходить в конце группы;
предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: поставить карандаши, положить раздаточный материал и т. д.
Создание положительной мотивации на успех:
введите знаковую систему оценивания;
договоритесь с родителями о своих способах передачи информации по устранению ошибок и коррекции поведения, о которых будет знать только родитель;
режимные моменты в домашних условиях должны быть постоянными;
формирование позиции успеха;
чаще хвалите ребенка;
избегайте завышенных или заниженных требований к воспитаннику с СДВГ;
вводите проблемное обучение;
используйте в НОД элементы игры и соревнования:
создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;
научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
Коррекция негативных форм поведения:
способствуйте уменьшению агрессии;
обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
регулируйте его взаимоотношения с детьми.
Регулирование ожиданий:
объясняйте родителям, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
объясняйте родителям, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
Важно знать, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. А. Л. Сиротюк приводит в пример эксперимент воспитателей в Канаде. Воспитатели сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину. Пять раз в день воспитатель как бы случайно встречал этих детей и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, воспитатели игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все дети стали хорошо вести себя.
Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен толъко по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов.
Спасибо за внимание!