Галина Лобода
Практические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Практические рекомендации по развитию речи детей.
Игры для развития коммуникативных способностей у детей.
Чем лучше развита речь, тем лучше ребенок составляет рассказы, запоминает новые слова, обороты, стихи, передает содержание увиденного и услышанного, тем лучше овладевает новыми знаниями. Игра является феноменом общечеловеческой культуры. Она обучает, развивает, социализирует. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, устраивается быстрее и легче, дает более высокий материал.
Публикация «Практические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В игре ребенок учиться управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями, соотносить свои желания и желания других детей. В месте с тем игра-при правильном ее использовании мощное средство развития важнейших психических средств, способностей ребенка и его личностных качеств. Ребенок сам заинтересован собственно игрой, ее процессом. Он может сам создать замысел игры и реализовать его. Он сам выполняет необходимые ему действия, сам переживает неудачи и поражения. Именно игра делает ребенка делает ребенка самостоятельной личностью. Игра помогает в решении задач по формированию коммуникативных навыков, формирует у дошкольников навыки доброжелательного общения, развивает умение распознавать эмоции других людей, сопереживать. Дети приобретают навыки умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе.
Так как общение является главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте, современному воспитателю необходимо специально организовывать эту деятельность, создавать внутри нее атмосферу игрового сотрудничества. Можно организовать для детей следующие игры:
Хороводная игра «АУ»
Цель. Развивать внимательное отношение круг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Ход игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя, ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит «АУ»- и ребенок должен угадать, кто его позвал.
[
b]Подвижная игра «Возьми игрушку»[/b]
Цель. Развивать навыки умения, умения просить.
Ход игры. Дети (ребенок) СТАНОВИТСЯ В КРУГ, В ЦЕНТРЕ СКЛЫДЫВАЮТ ИГРУШКИ. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста (машину, куклы, пирамидку и т. д.)» Кто не нашел необходимой игрушки -водит.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель. Воспитывать уверенность в себе, в своих силах.
Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: «Я умею…» Я хочу…», «Я смогу…», «Я добьюсь…».
[
b]Дидактическая игра «Вежливые слова»[/b]
Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Взрослый и ребенок бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею).
[
b]Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»[/b]
Цель. Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценить себя и других.
Ход игры. Взрослый читает детям стихотворение или рассказ по заданной теме, дети изображают ситуации при помощи картинок на столе или фланелеграфе.
[
b]Творческая игра «Рукавички»[/b]
Цель. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Ход. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Разложить по разным местам комнаты рукавички с одинаковыми (но не раскрашенными) орнаментом. Ребенок должен найти свою пару, и при помощи карандашей раскрасить одинаковые рукавички.
[
b]Игра -драматизация «Подарок на всех.»[/b]
Цель. Развивать умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Ход игры. Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или «Если бы у тебя был цветик Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?»
[
b]Игры с водой[/b]
Игры для детей с водой оказывают отличный терапевтический эффект. Они успокаивают, расслабляют, снимают усталость физическую и эмоциональную. Берите бутылки или стаканчики и наполняйте их водой, а затем переливайте из одной емкости в другую. Происходит развитие моторики, координации, идет изучение свойств предметов и явлений (горячий-холодный, большой-маленький, полный-пустой).
Возьмите игрушки и купайте их в тазике. Обыгрывайте самые простые сюжеты: поход в гости, совместный заплыв, соревнования. Понемногу вводите диалоговое взаимодействие и ролевое озвучивание хоть бы на уровне звукоподражания.
[
b]Упражнение «Слова наоборот»[/b]
Цель. Закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов -антонимов.
Ход игры. Попросите ребенка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, мокро, высокий, близко, далеко и т. д.
[
b]Игры на развитие речевого слуха. «Кто как кричит»[/b]
«В лесу» ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко.
«Три медведя»- определить, кому принадлежат реплики из сказки.
Одна и та же реплика произносится поочередно различными по высоте голосом, в трех вариантах: -
Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
-Кто спал в моей постели?
-Кто же был в нашем доме?
[
b]Игра «Знайки»[/b]
Цель. Развивать слуховое внимание, слушать речь, произносимую шепотом.
Ход игры. Показать ребенку машину и спросить. Что это? -«Это грузовик. Почему он так называется?»- «Потому что он возит грузы», - «А как называется человек, который водит грузовик»-«Шофер». «Как ты думаешь, должен ли шофер знать части своей машины? Зачем?»