Алиса Овчинникова
Практические рекомендации по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей в детских садах. Основные требования к детскому репертуару - идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения.
Музыкальные способности и певческие навыки детей старшего дошкольного возраста будет развиваться более эффективно, если применять в образовательном процессе следующие практические рекомендации и приемы :
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
1. Двигательные упражнения, перед началом пения, которые помогают достичь расслабления мышечной зажатости и правильной осанки.
«Идём на рынок» - представляем, что выбираем самый красивый арбуз, он тяжёлый, мы его стараемся поднять (дети наклоняются, но арбуз очень тяжёлый и мы его отпускаем, тем самым выпрямляемся и выдыхаем.
«Примерка пиджака» - описывать круговые движения плечами вперёд (одели пиджак) и назад (пиджак сняли). Это упражнение заставляет детей расслабить плечевые мышцы и приготовить грудную клетку к пению.
«Пружинки» - по команде педагога дети поднимаются на носочки, через некоторое время опускаются. Это упражнение помогает достичь правильной певческой установки с опорой на ногах. Данное упражнение можно заменить с использованием музыкальной игры, например, в моей практике такое упражнение называется:
«Музыкальные кисточки» - под игру на инструменте (педагог играет на фортепиано, дети должны ходить по кругу с поднятыми руками и кистями рук рисовать пальчиками воображаемые рисунки. Когда музыка заканчивается, дети должны остановиться и подняться на носочки - тем самым застыть и не шевелить пальчиками. Игра может продолжаться не более трёх раз.
2. Тренировка артикуляционного аппарата.
Благодаря артикуляционной гимнастике дети знакомятся со всем, что есть у них во рту: языком, зубами, губами, нё бом:
«Язычок, покажись» - покусать кончик языка;
«Зубов не страшись» - высовывать язык вперёд и убирать назад;
«Зубки кусаются» - покусать нижнюю и верхнюю губу;
«Губки смеются» - в улыбке открыть верхние зубы;
«Губки обижаются» - вывернуть нижнюю губу;
«Чистые зубки» - провести языком между верхней губой и зубами;
«Губки, зубки улыбаются» - улыбнуться.
К артикуляционной гимнастике можно добавить дыхательную. Она помогает научиться петь через правильное дыхание, не поднимая плеч. Нужно следить за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи, тем самым положив руку на живот мы должны чувствовать, что он наполняется воздухом, а плечи свободны и не поднимаются. Для этого можно подобрать самое лё гкое упражнение: набрать побольше воздуха в лёгкие, не спеша, не поднимая плеч, чтоб надувался живот и выдыхать, будто задуваешь свечи. Нужно формировать короткий вдох и длинный выдох.
3. Игровое распевание.
Оно основано на таких попевках, как «Маша и медведь», «Лиса и воробей», всё это сопровождается иллюстрациями, чтобы дети визуально лучше могли понять музыкальный образ. Попевки поются в двух регистрах: высоком и среднем. Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность образов помогает детям лучше сравнивать и исполнять их голоса, и играть в них, что придаёт им артистизма.
4. Приё мы для выработки правильной дикции:
Выразительное чтение текста.
Разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение.
Чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией.
Коллективное пропевание текста нараспев, негромко, в умеренном темпе, на высоком звучании в ритме песни.
5. Приё мы для получения чистоты интонации в пении:
Выбор песен, удобных по диапазону.
Давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей.
Систематическое повторение с детьми разученных песне, пение их без инструментального сопровождения.
Пение детей не только вместе, но небольшими подгруппами и по одному, чтобы дети лучше слышали себя и друг друга.
Выработка у детей умения себя слушать, осознавать качество своего исполнения.
6. Алгоритм обучения детей пению :
показ песни, развитие слухового внимания, беседа с детьми о характере и содержании песни, ярких средствах выразительности;
повторение правил певческой установки;
повторение элементов вокальной техники;
дробление песни на части, работа над чистотой интонации;
выстраивание унисона внутри группы, пение a-capella;
формирование навыков ансамбля и строя;
работа над дикцией, артикуляцией;
вокально – художественная работа над песенным образом.