Папки-передвижки

Практические рекомендации педагогам «Гиперактивный ребёнок»

Елена Аникина
Практические рекомендации педагогам «Гиперактивный ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время вследствие широкой распространённости синдром дефицита внимания и гиперактивности, является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики.

Причины и механизмы синдрома дефицита и внимания окончательно не выяснены, несмотря на большое количество исследований. Однако, на современном этапе исследования СДВГ считаются доминирующими три группы факторов в развитии синдрома:

• Генетические факторы (в 57% случаев). Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола;

Публикация «Практические рекомендации педагогам „Гиперактивный ребёнок“» размещена в разделах

• Повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов (в 84% случаев). Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов могут служить недостаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты у матери, наркотическое отравление плода (например, кокаином) во время перинатального развития, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов;

• Негативное действие внутрисемейных факторов (в 63% случаев).

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе, а иногда проблемы в коммуникациях. Эти детям свойственно отрицание авторитетов, незрелое безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определённую поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребёнка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.

Проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголизму и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология представляет серьёзную социальную проблему. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. В тоже время своевременная медицинская и психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребёнок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированность мелкой моторики. Такие дети могут двигаться даже во сне.

Нарушение внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребёнка связана с заинтересованностью, увлечённостью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.

Импульсивность выражается в том, что ребёнок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать, выйти из группы. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).

Совокупность данных трёх проявлений говорит о наличии у ребёнка СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности).

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 мин, затем 3-7мин. Мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребёнок готов к работе следующие 5-15 мин. Такие дети имеют «мерцающее» сознание могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: он активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только ножки. Воспитатель требует, чтобы дети «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.

Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения (дислекция, письма (дисграфии, счёта (дискалькулии). В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5 – 1,7 года. Кроме того. Гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высокого уровня адреналина в крови. Для гиперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют развитию.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй – в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5 – 7 и 9 -10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. А активизация СДВГ в 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношения к учёбе. По современным научным данным, среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Высокая частота распространённости синдрома у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большего количества межполушарных связей, поэтому они имеют большой резерв компенсаторных механизмов по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы.

В связи с вышесказанным следует отметить, что механизмы формирования девиаций мальчиков и девочек различны. Девиантное поведение мальчиков часто связано с «застреванием» нейропсихологического развития в стволовых отделах мозга, правом полушарии или мозолистом теле. Этим объясняется большее количество девиаций среди мальчиков. Девиантность девочек базируется на «застревании» нейропсихологического развития в лобных отделах левого полушария, что гораздо труднее поддаётся коррекции и компенсации. Так как девиантное поведение часто является проявлением определённого синдрома, то оно не возникает эпизодически. Девиации проявляются в любой ситуации.

Таким образом, синдром гиперактивности нередко включает в себя церебрастенические, неврозоподобные, интеллектуальные нарушения, а также такие психопатоподобные проявления, как повышенная двигательная активность, импульсивность, дефицит внимания, агрессивность.

Практические рекомендации педагогам

гиперактивного ребёнка.

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку :

• Проявлять достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;

• Помнить, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

• Контролируйте поведение ребёнка, не навязывая жёстких правил;

• Избегайте категорических указаний, слов «нет» и «нельзя»;

• Реагируете на действия ребёнка неожиданным способом (пошутите, повторите действие ребёнка);

• Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

• Не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за проступок;

• Выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;

• Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Организация режима дня и места для занятий:

• Установите твёрдый распорядок дня для ребёнка;

• Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения задания ребёнком;

• Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере просмотра телевизионных программ;

• Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

• Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошее выполнение заданий и наказаний за плохое поведение;

• Чаще хвалите ребёнка;

• Помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

• Не давайте одновременно несколько указаний.

3. Изменение окружения:

• Работу с гиперактивным ребёнком важно организовывать воспитателю индивидуально;

• Оптимальное место во время занятий в группе – первая парта напротив стола воспитателя. Такой ребёнок всегда должен находиться перед глазами педагога;

• Разрешите гиперактивному ребёнку каждые 10 -15 минут вставать и ходить в конце группы;

• Направляйте энергию гиперактивного ребёнка в полезное русло : вымыть доску, расставить карандаши и т. д.

• Предоставьте возможность ребёнку быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;

• Чаще используйте элементы игры и соревнования;

• Стройте процесс обучения на положительных эмоциях.

• Объясняйте родителям, что улучшение состояния ребёнка зависит от специального лечения и коррекции, но положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось.

Публикации по теме:

«Уроки осторожности летом». Практические рекомендации для родителей Лето - это самое замечательное время года! Чтобы оно прошло для ребенка с пользой, необходимо организовывать ему активный досуг. Тем более,.

Адвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работеАдвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работе Адвент- календарь, или календарь ожидания праздника, используется в подготовке к празднику Нового года в семье и детском саду всё чаще.

Дефектолог рекомендует. Практические рекомендации по формированию способности управлять своим поведением у ребенка с ОВЗ ДЕФЕКТОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок» Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять ребенка, как учесть ее, эту индивидуальность, если ребенок.

«Гиперактивный ребёнок». Консультация для родителей Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности.

Практические рекомендации для педагогов воспитателей дошкольных образовательных организаций Практические рекомендации для педагогов воспитателей дошкольных образовательных организаций Проект: «Мы изучаем профессии»: ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Практические рекомендации для родителей «Трудимся, играя»Практические рекомендации для родителей «Трудимся, играя» Практические рекомендации для родителей «Трудимся играя». «Только труд делает маленького человека большим». С дошкольного возраста каждый.

Практические рекомендации педагогам в работе с леворукими детьми Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию рекомендации для работы с леворукими детьми. Самое главное, не переучивайте леворукого ребенка.

Практические советы родителям «Гиперактивный ребёнок» 1. Главное-будьте последовательны и постоянны. 2. Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно. Не пугайтесь своего гнева. Гнев-это нормальное.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практические рекомендации педагогам «Гиперактивный ребёнок»
Опубликовано: 20 ноября 2023 в 10:15
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практические рекомендации педагогам «Гиперактивный ребёнок»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Аникина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД