Елена Аникина
Практические рекомендации педагогам «Гиперактивный ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время вследствие широкой распространённости синдром дефицита внимания и гиперактивности, является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики.
Причины и механизмы синдрома дефицита и внимания окончательно не выяснены, несмотря на большое количество исследований. Однако, на современном этапе исследования СДВГ считаются доминирующими три группы факторов в развитии синдрома:
• Генетические факторы (в 57% случаев). Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола;
Публикация «Практические рекомендации педагогам „Гиперактивный ребёнок“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
• Повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов (в 84% случаев). Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов могут служить недостаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты у матери, наркотическое отравление плода (например, кокаином) во время перинатального развития, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов;
• Негативное действие внутрисемейных факторов (в 63% случаев).
Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе, а иногда проблемы в коммуникациях. Эти детям свойственно отрицание авторитетов, незрелое безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определённую поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребёнка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.
Проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголизму и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология представляет серьёзную социальную проблему. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. В тоже время своевременная медицинская и психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.
Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребёнок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированность мелкой моторики. Такие дети могут двигаться даже во сне.
Нарушение внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребёнка связана с заинтересованностью, увлечённостью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.
Импульсивность выражается в том, что ребёнок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать, выйти из группы. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).
Совокупность данных трёх проявлений говорит о наличии у ребёнка СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности).
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 мин, затем 3-7мин. Мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребёнок готов к работе следующие 5-15 мин. Такие дети имеют «мерцающее» сознание могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: он активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только ножки. Воспитатель требует, чтобы дети «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.
Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения (дислекция, письма (дисграфии, счёта (дискалькулии). В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5 – 1,7 года. Кроме того. Гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высокого уровня адреналина в крови. Для гиперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют развитию.
Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй – в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5 – 7 и 9 -10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. А активизация СДВГ в 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношения к учёбе. По современным научным данным, среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Высокая частота распространённости синдрома у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большего количества межполушарных связей, поэтому они имеют большой резерв компенсаторных механизмов по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы.
В связи с вышесказанным следует отметить, что механизмы формирования девиаций мальчиков и девочек различны. Девиантное поведение мальчиков часто связано с «застреванием» нейропсихологического развития в стволовых отделах мозга, правом полушарии или мозолистом теле. Этим объясняется большее количество девиаций среди мальчиков. Девиантность девочек базируется на «застревании» нейропсихологического развития в лобных отделах левого полушария, что гораздо труднее поддаётся коррекции и компенсации. Так как девиантное поведение часто является проявлением определённого синдрома, то оно не возникает эпизодически. Девиации проявляются в любой ситуации.
Таким образом, синдром гиперактивности нередко включает в себя церебрастенические, неврозоподобные, интеллектуальные нарушения, а также такие психопатоподобные проявления, как повышенная двигательная активность, импульсивность, дефицит внимания, агрессивность.
Практические рекомендации педагогам
гиперактивного ребёнка.
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку :
• Проявлять достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;
• Помнить, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
• Контролируйте поведение ребёнка, не навязывая жёстких правил;
• Избегайте категорических указаний, слов «нет» и «нельзя»;
• Реагируете на действия ребёнка неожиданным способом (пошутите, повторите действие ребёнка);
• Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
• Не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за проступок;
• Выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
• Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2. Организация режима дня и места для занятий:
• Установите твёрдый распорядок дня для ребёнка;
• Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения задания ребёнком;
• Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере просмотра телевизионных программ;
• Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
• Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошее выполнение заданий и наказаний за плохое поведение;
• Чаще хвалите ребёнка;
• Помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
• Не давайте одновременно несколько указаний.
3. Изменение окружения:
• Работу с гиперактивным ребёнком важно организовывать воспитателю индивидуально;
• Оптимальное место во время занятий в группе – первая парта напротив стола воспитателя. Такой ребёнок всегда должен находиться перед глазами педагога;
• Разрешите гиперактивному ребёнку каждые 10 -15 минут вставать и ходить в конце группы;
• Направляйте энергию гиперактивного ребёнка в полезное русло : вымыть доску, расставить карандаши и т. д.
• Предоставьте возможность ребёнку быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
• Чаще используйте элементы игры и соревнования;
• Стройте процесс обучения на положительных эмоциях.
• Объясняйте родителям, что улучшение состояния ребёнка зависит от специального лечения и коррекции, но положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось.