Ирина Володина
Практические основы обучения детей игре в шахматы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ В ДЕТСКОМ САДУ
воспитатель. Володина Ирина Анатольевна.
Аннотация: в данной статье рассмотрены практические аспекты обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.
Поскольку среди детей наблюдается тотальное увлечение компьютерными играми, а среди родителей это очень удобное средство для того чтобы занять ребенка, весьма актуальным является вопрос возврата к настольным играм, которые не только развивают интеллектуально, но и не имеют альтернативы в вопросах человеческого общения.
Публикация «Практические основы обучения детей игре в шахматы в детском саду» размещена в разделах
Ключевые слова: компьютерные игры, настольные игры, шахматы, развитие, логика, мышление, общение.
В сегодняшнем современном мире большую часть свободного времени ребенка занимают компьютерные игры и различные гаджеты. К великому сожалению технический прогресс привносит свои негативные последствия. Сколь бы ни была привлекательна и красочна компьютерная игра, она вряд ли заменит настольную игру. Настольные игры требуют наличие партнера по игре, настольная игра не несет такой нагрузки на зрительный аппарат ребенка. Настольная игра не отвлекает внимание ребенка на красочные элементы в отличие от компьютерной игры. И что очень важно, настольная игра приводит ребенка в русло человеческого общения, склоняя к умению выстраивать контакт, общение, учиться считаться с мнение другого человека, в то, время как компьютерная игра всего этого не требует. Таким образом никогда компьютерная игра не заменит живого человеческого общения, а это не маловажно в сегодняшнем современном мире.
Поэтому педагогами нашего детского сада было принято решение познакомить и научить детей игре в шахматы и шашки, поскольку эти игры служат развитию наглядно-образного мышления у ребенка, способствуют развитию логики, делают ребенка более усидчивым внимательным, целеустремленным, учат вдумываться.
Обучение шахматам мы решили начать с знакомства с историческим происхождением шахмат. Для этого мы придумали «отправить ребят» в путешествие в Шахматную страну. Главными героями нашего путешествия стали сказочные герои - девочка Клеточка, мальчик Вовка и два сорванца - Загадайка и Забияка [2].
Путешествуя по Шахматной стране, дети познакомились с шахматной доской и решили назвать шахматную доску Черно-Белое Королевство, поскольку доска состоит из черно-белых клеток. Дети узнали что в Черно-Белом Королевстве есть такие жители как ладья, ферзь, кони, пешка и даже король с королевой. А еще дети узнали что в королевстве живет слон который вовсе не похож на слона.
Во время путешествия ребята вместе с Вовкой узнали от Клеточки, что все жители Королевства выполняют свою работу и что каждый житель живет в своем домике-клеточке. Они даже могут ходить друг к другу в гости, но каждый по своей дорожке [4].
Для закрепления знаний о жителях-шахматах педагоги проводят интегрированные занятия «Лепка шахматной фигуры из соленого теста» или разучивание стихов о шахматах (Ирины Шнайдер, разгадывание загадок, рисование шахматных фигур, например на уроке рисования дети должны были изобразить слона, как его запомнил каждый.
Во время путешествия по Шахматной стране ребята узнали, что хоть слон из шахмат не похож на настоящего слона, но в старинные времена они имели схожесть. Еще дети узнали, что шахматный слон у разных народов имеет разные названия. Например, у французов слона называют шутом, у немцев - бегуном, у болгар - офицером, поляки зовут его гонцом. А вот в Италии и Испании слона называют так же как и у нас - слоном [1].
Далее Клеточка познакомила ребят с такими понятиями как Пат, Мат, Шах и Рокировка. Загадайка рассказал о таких великих шахматистах как Гарри Каспаров, Александр Алехин, Анатолий Карпов, который кстати освоил игру в шахматы когда ему было пять лет [1]. А потом он играл в игру «Какая фигура спряталась в словах: спешка, оладьи, коньки, заслонка? (Пешка, ладья, конь, слон)
Забияка играл с ребятами в игру «замени букву». Нужно было подумать, что будет, если в названии шахматной фигуры изменить одну букву. Например, печка (пешка, бадья (ладья, корь (конь). Так же нужно было называть шахматную фигуру название которой состоит из четырех, пяти и шести букв (конь, слон; ладья, пешка, король, ферзь).
Чтобы процесс обучения детей игре в шахматы предполагал участие родителей. Для них падагоги разработали консультации «О пользе шахматных игр детям», «Шахматные лабиринты», «Маленький шахматист». Привлекали родителей к участию в создании подделок на шахматную тему [5].
В заключении необходимо сказать, что данные занятия шахматами, а так же интегрированные занятия показали свою эффективность, которая заключалась в том, что дети стали проявлять больше любознательности, стали более активными, усидчивыми, показали умение устанавливать коммуникативные связи и планировать свои действия. Все вышеуказанные качества без сомнения будут необходимы при обучении в школе.
Литература:
1. Дорофеева Н. К. Хочу учиться шахматам/Н. К. Дорофеева. -М. :Просвещение,2016.-104с.
2. Ильин Е. А. Преключения пешки/Е. А. Ильин. -М. :Издательство,2016.-68с.
3. Костюков В. В. Блокнот юного шахматиста/В. В. Костюков. -СПб. :Питер, 2018.-64с.
4. Степанова А. А. Тигренок в шахматном королевстве/А. А. Степанова. -М. : из-во «Учитель»,2017.-88с.
5. Сухин М. Т. Шахматы для самых маленьких/М. Т. Сухин. -М. :Просвещение,2017.-95с