Светлана Сергеева
Практические формы сотрудничества с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблематика
Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены
ввиде целевых ориентиров. На этапе завершения дошкольного образования,
ребенок должен хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли,
чувства, желания с помощью речи, выделять звуки в словах.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой
общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители,
и воспитатели. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со
сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его
Публикация «Практические формы сотрудничества с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
эмоционально – интеллектуальной сферы, а также могут привести к
неуспеваемости в школе.
Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы
коррекционное воздействие было систематическим и комплексным. От этого
зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Таким образом, необходимость всесторонней и тщательной проработки
организационно – содержательных аспектов психолого – педагогической
помощи детям, усиление ее превентивных (профилактических) направлений
в настоящее время - актуальная потребность и задача дошкольного
образования.
Одна из задач работы с дошкольниками, иллюстрирующими речевые
нарушения – формирование связной речи. Психологи, педагоги и логопеды
доказали, что формирование связной речи – основная задача речевого
развития детей, имеет социальную значимость и роль в становлении
личности.
Проблемами уровня речевого развития занимались многие психологи,
такие как Т. В Ахутина, Н. И Жинкин, Ф. А Сохин и др. Психологическая
природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей
расматриваются в трудах Л. С Выготского, А. А Леонтьева, С. Л Рубинштейна.
О важности формирования связной речи говорили еще Л. Н Толстой и К. Д
Ушинский. Все исследователи отмечают сложную организацию связной
речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Особый интерес представляет развитие звуковой, фонетической стороны
детской речи. Это обусловлено тем, звуковая, фонетическая система речи
является природной материей языка: она лежит в основе построения и
различения слов и грамматических форм.
Следовательно, речевое развитие очень актуально в дошкольном возрасте.
Цель проекта: систематизация и обобщение накопленного опыта в области речевого развития детей дошкольного возраста
Задачи:
- сбор теоретического материала по заданной теме;
- систематизация практических форм сотрудничества с родителями по
вопросам речевого развития.
Теоретические аспекты формирования речевого развития
Слайд №1
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:
- развитие словаря (значение слов и их уместное употребление в
соответствии с ситуацией)
- воспитание звуковой культуры речи (восприятие звуков родной речи и
произношения, любовь и интерес к художественному слову
-развитие связной речи (диалогическая (разговорная) и монологическая
(рассказывание)
- формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места в слове)
- формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование)
Слайд № 2
Методы и приемы руководства речевым развитием
в младшей группе – это развитие речи как средство общения (поручения, подсказ, образец обращения) и формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);
в средней группе – это развитие речи как средство общения (получение и обсуждение информации, общение со сверстниками, речевой этикет) и формирование и умение слушать и слышать (выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя, развитие познавательного
интереса);
в старшей и подготовительной группе – это развитие речи как средство общения (речевой этикет, диалогические умения, грамотное отстаивание своей точки зрения) и формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, связные рассказы, уточнения, обобщения)
Слайд № 3
Условия для полноценного развития речи детей
- создание развивающей предметно – пространственной среды;
- целенапраправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
-повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
-изучение состояния устной речи;
- участие родителей в речевом развитии
Родители воспитанников нуждаются в своевременной
консультаци и помощи педагога.
Задачи:
-установить партнерские отношения с семьей
воспитанников, создать атмосферу общих
интересов, взаимоподдержки, повысить
психолого – педагогическую компетентность
родителей в вопросах речевого развития детей;
-вызвать в родителях интерес и желание
воспитывать и развивать своего ребенка;
-побуждать родителей создавать атмосферу
защищенности в семье.
Слайд № 4
Формы работы с родителями
-индивидуальные беседы
-консультации
-родительские собрания
-папки – передвижки
-информационный для родителей
-изготовление дидактических игр
В общении с ребенком нужно использовать только грамотную речь.
Родители и воспитатели должны внимательно вслушиваться в речь
ребенка, повторять правильно слова, которые он искажает, тренировать
речевую память в различных играх. Полезно использовать игры –
инсценировки. Для закрепления правильного произношения звуков
нужно использовать стихи, потешки, много читать, рассматривать
картинки, заучивать небольшие стихотворения, использовать
чистоговорки, но к выбору материала относиться очень серьезно.
Слайд № 5
Принципы взаимодействия с родителями
-доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
(позитивный настрой на общение, ежедневное доброжелательное
взаимодействие педагогов с родителями);
-индивидуальный подход (воспитатель должен чувствовать
ситуацию, настроение мамы или папы, уметь успокоить
родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь
ребенку в той или иной ситуации);
-сотрудничество, а не наставничество (современные родители
грамотные, осведомленные,, хорошо знающие как им надо
воспитыать своих детей. Создание атмосферы взаимопомощи и
поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,
заинтересованность воспитателя разобраться в проблемах семьи
– главный ключ во взаимоотношениях педагога с родителями)
Слайд № 6
Стратегия взаимодействия педагогов и родителей
-обьединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого
развития каждого ребенка ;
-выделение приоритетных линий этого развития;
-показ наиболлее эффективных методов и приемов работы речевого
воспитания;
-раскрытие возможности переноса полученных педгогических знаний в
условиях семейного восптания;
-формирование у родителей желания и умения общаться с детьми,
руководить детской деятельностью.
Практические формы сотрудничества с родителями по вопросам развития речи
Слайд № 7
«Мой папа – самый лучший!»
Необходимо создать такие условия, в которых ребенок мог
бы проявить свои эмоции, чувства, причем не только в обычном
разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия взрослых,
других детей и даже посторонних. Подобные вопросы помогают
решить мини – проекты.
Наши «первые шаги» мы сделали во 2 младшей группе. В
основном, все сделали родители. Дети, с помощью наводящих
вопросов составляли 2 – 3 преложения. Более активными
становились, когда была непроизволная обстановка (сбор на
прогулку или приход родителей). Тогда дети показывали, что это
их работа и кто изображен.
Слайд № 8
«Мое лето»
Активность родителей возросла и участников прибавилось. Уже наблюдается, что дети активно принимают участие при создании проекта. Рассказы детей становятся более содержательными. Уже наблюдается меньшее количество наводящих вопросов.
Слайд № 9
«Мое любимое животное»
Проект еще находится в работе. Активизировались неактивные дети и
родители, даже застенчивые дети начали выступать и защищать проект.
Кто –то рассказывал о своих питомцах, другие дети рады были поделиться
информацией о просто любимом животном. Эта работа оказалась для детей
самой близкой. Ребята могли даже не выпускать из рук свое творение.
Наблюдается, что родители готовят с ребенком текст защиты. Кто
растерялся, работал по вспомогательным вопросам.
Важнейший компонент речи – артикуляция. Чтобы произносить звуки,
ребенку нужны подвижные, хорошо развитые органы артикуляции.
Артикуляционные упражнения подготавливают речевой аппарат к
дальнейшей постановке звуков.
Показ материала по артикуляционной гимнастике.
Следующей формой является составление сказок по опорным словам.
Родители рассказывают детям текст, а они должны подставить недостающие
слова. Включается мышление.
Показ материала по сказкам с недостающими словами.
По отработке изученных звуков можно применять чистоговорки.
Показ материала по чистоговоркам.
Как форму практическую можно использовать игру – драматизацию и показ
на родительском собрании как детьми перед родителями, так и родтелями
для детей.
4. Вывод: Чтобы научиться правильно и чисто говорить на
родном языке, дети должны слышать вокруг себя правильную речь.
Недопустимо подчеркивание недостатков речи ребенка: насмешка,
жалость, поддразнивание. Необходимо охранять нервную систему
и слух детей. Не допускать постоянного резкого шума.
Для ребенка родитель должен оставаться любящим и
понимающим. Не угнетать ребенка своим превосходством. Для
успеха любого дела главное – доверительные взаимоотношения и
понимание ребенком, что любят его не за хорошее поведение и
успехи, а просто за то, что он существует.