Лучший педагог года

Практические формы сотрудничества с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста

Светлана Сергеева
Практические формы сотрудничества с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблематика

Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены

ввиде целевых ориентиров. На этапе завершения дошкольного образования,

ребенок должен хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли,

чувства, желания с помощью речи, выделять звуки в словах.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой

общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители,

и воспитатели. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со

сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его

Публикация «Практические формы сотрудничества с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

эмоционально – интеллектуальной сферы, а также могут привести к

неуспеваемости в школе.

Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы

коррекционное воздействие было систематическим и комплексным. От этого

зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Таким образом, необходимость всесторонней и тщательной проработки

организационно – содержательных аспектов психолого – педагогической

помощи детям, усиление ее превентивных (профилактических) направлений

в настоящее время - актуальная потребность и задача дошкольного

образования.

Одна из задач работы с дошкольниками, иллюстрирующими речевые

нарушения – формирование связной речи. Психологи, педагоги и логопеды

доказали, что формирование связной речи – основная задача речевого

развития детей, имеет социальную значимость и роль в становлении

личности.

Проблемами уровня речевого развития занимались многие психологи,

такие как Т. В Ахутина, Н. И Жинкин, Ф. А Сохин и др. Психологическая

природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей

расматриваются в трудах Л. С Выготского, А. А Леонтьева, С. Л Рубинштейна.

О важности формирования связной речи говорили еще Л. Н Толстой и К. Д

Ушинский. Все исследователи отмечают сложную организацию связной

речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.

Особый интерес представляет развитие звуковой, фонетической стороны

детской речи. Это обусловлено тем, звуковая, фонетическая система речи

является природной материей языка: она лежит в основе построения и

различения слов и грамматических форм.

Следовательно, речевое развитие очень актуально в дошкольном возрасте.

Цель проекта: систематизация и обобщение накопленного опыта в области речевого развития детей дошкольного возраста

Задачи:

- сбор теоретического материала по заданной теме;

- систематизация практических форм сотрудничества с родителями по

вопросам речевого развития.

Теоретические аспекты формирования речевого развития

Слайд №1

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

- развитие словаря (значение слов и их уместное употребление в

соответствии с ситуацией)

- воспитание звуковой культуры речи (восприятие звуков родной речи и

произношения, любовь и интерес к художественному слову

-развитие связной речи (диалогическая (разговорная) и монологическая

(рассказывание)

- формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места в слове)

- формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование)

Слайд № 2

Методы и приемы руководства речевым развитием

в младшей группе – это развитие речи как средство общения (поручения, подсказ, образец обращения) и формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);

в средней группе – это развитие речи как средство общения (получение и обсуждение информации, общение со сверстниками, речевой этикет) и формирование и умение слушать и слышать (выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя, развитие познавательного

интереса);

в старшей и подготовительной группе – это развитие речи как средство общения (речевой этикет, диалогические умения, грамотное отстаивание своей точки зрения) и формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, связные рассказы, уточнения, обобщения)

Слайд № 3

Условия для полноценного развития речи детей

- создание развивающей предметно – пространственной среды;

- целенапраправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

-повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

-изучение состояния устной речи;

- участие родителей в речевом развитии

Родители воспитанников нуждаются в своевременной

консультаци и помощи педагога.

Задачи:

-установить партнерские отношения с семьей

воспитанников, создать атмосферу общих

интересов, взаимоподдержки, повысить

психолого – педагогическую компетентность

родителей в вопросах речевого развития детей;

-вызвать в родителях интерес и желание

воспитывать и развивать своего ребенка;

-побуждать родителей создавать атмосферу

защищенности в семье.

Слайд № 4

Формы работы с родителями

-индивидуальные беседы

-консультации

-родительские собрания

-папки – передвижки

-информационный для родителей

-изготовление дидактических игр

В общении с ребенком нужно использовать только грамотную речь.

Родители и воспитатели должны внимательно вслушиваться в речь

ребенка, повторять правильно слова, которые он искажает, тренировать

речевую память в различных играх. Полезно использовать игры –

инсценировки. Для закрепления правильного произношения звуков

нужно использовать стихи, потешки, много читать, рассматривать

картинки, заучивать небольшие стихотворения, использовать

чистоговорки, но к выбору материала относиться очень серьезно.

Слайд № 5

Принципы взаимодействия с родителями

-доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

(позитивный настрой на общение, ежедневное доброжелательное

взаимодействие педагогов с родителями);

-индивидуальный подход (воспитатель должен чувствовать

ситуацию, настроение мамы или папы, уметь успокоить

родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь

ребенку в той или иной ситуации);

-сотрудничество, а не наставничество (современные родители

грамотные, осведомленные,, хорошо знающие как им надо

воспитыать своих детей. Создание атмосферы взаимопомощи и

поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,

заинтересованность воспитателя разобраться в проблемах семьи

– главный ключ во взаимоотношениях педагога с родителями)

Слайд № 6

Стратегия взаимодействия педагогов и родителей

-обьединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого

развития каждого ребенка ;

-выделение приоритетных линий этого развития;

-показ наиболлее эффективных методов и приемов работы речевого

воспитания;

-раскрытие возможности переноса полученных педгогических знаний в

условиях семейного восптания;

-формирование у родителей желания и умения общаться с детьми,

руководить детской деятельностью.

Практические формы сотрудничества с родителями по вопросам развития речи

Слайд № 7

«Мой папа – самый лучший!»

Необходимо создать такие условия, в которых ребенок мог

бы проявить свои эмоции, чувства, причем не только в обычном

разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия взрослых,

других детей и даже посторонних. Подобные вопросы помогают

решить мини – проекты.

Наши «первые шаги» мы сделали во 2 младшей группе. В

основном, все сделали родители. Дети, с помощью наводящих

вопросов составляли 2 – 3 преложения. Более активными

становились, когда была непроизволная обстановка (сбор на

прогулку или приход родителей). Тогда дети показывали, что это

их работа и кто изображен.

Слайд № 8

«Мое лето»

Активность родителей возросла и участников прибавилось. Уже наблюдается, что дети активно принимают участие при создании проекта. Рассказы детей становятся более содержательными. Уже наблюдается меньшее количество наводящих вопросов.

Слайд № 9

«Мое любимое животное»

Проект еще находится в работе. Активизировались неактивные дети и

родители, даже застенчивые дети начали выступать и защищать проект.

Кто –то рассказывал о своих питомцах, другие дети рады были поделиться

информацией о просто любимом животном. Эта работа оказалась для детей

самой близкой. Ребята могли даже не выпускать из рук свое творение.

Наблюдается, что родители готовят с ребенком текст защиты. Кто

растерялся, работал по вспомогательным вопросам.

Важнейший компонент речи – артикуляция. Чтобы произносить звуки,

ребенку нужны подвижные, хорошо развитые органы артикуляции.

Артикуляционные упражнения подготавливают речевой аппарат к

дальнейшей постановке звуков.

Показ материала по артикуляционной гимнастике.

Следующей формой является составление сказок по опорным словам.

Родители рассказывают детям текст, а они должны подставить недостающие

слова. Включается мышление.

Показ материала по сказкам с недостающими словами.

По отработке изученных звуков можно применять чистоговорки.

Показ материала по чистоговоркам.

Как форму практическую можно использовать игру – драматизацию и показ

на родительском собрании как детьми перед родителями, так и родтелями

для детей.

4. Вывод: Чтобы научиться правильно и чисто говорить на

родном языке, дети должны слышать вокруг себя правильную речь.

Недопустимо подчеркивание недостатков речи ребенка: насмешка,

жалость, поддразнивание. Необходимо охранять нервную систему

и слух детей. Не допускать постоянного резкого шума.

Для ребенка родитель должен оставаться любящим и

понимающим. Не угнетать ребенка своим превосходством. Для

успеха любого дела главное – доверительные взаимоотношения и

понимание ребенком, что любят его не за хорошее поведение и

успехи, а просто за то, что он существует.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Консультация для воспитателей «Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию детей» Консультация для воспитателей "Формы сотворчества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"Топчий Ольга.

Консультация с родителями «Связь речи и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Уже с первых дней жизни детей начинается их речевое развитие. Во время купания, кормления, у ребенка и мамы устанавливается эмоциональная.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практические формы сотрудничества с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 декабря 2020 в 04:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практические формы сотрудничества с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сергеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД