Папки-передвижки

Практические формы сотрудничества с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста

Светлана Сергеева
Практические формы сотрудничества с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблематика

Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены

ввиде целевых ориентиров. На этапе завершения дошкольного образования,

ребенок должен хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли,

чувства, желания с помощью речи, выделять звуки в словах.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой

общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители,

и воспитатели. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со

сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его

Темочки:

эмоционально – интеллектуальной сферы, а также могут привести к

неуспеваемости в школе.

Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы

коррекционное воздействие было систематическим и комплексным. От этого

зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Таким образом, необходимость всесторонней и тщательной проработки

организационно – содержательных аспектов психолого – педагогической

помощи детям, усиление ее превентивных (профилактических) направлений

в настоящее время - актуальная потребность и задача дошкольного

образования.

Одна из задач работы с дошкольниками, иллюстрирующими речевые

нарушения – формирование связной речи. Психологи, педагоги и логопеды

доказали, что формирование связной речи – основная задача речевого

развития детей, имеет социальную значимость и роль в становлении

личности.

Проблемами уровня речевого развития занимались многие психологи,

такие как Т. В Ахутина, Н. И Жинкин, Ф. А Сохин и др. Психологическая

природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей

расматриваются в трудах Л. С Выготского, А. А Леонтьева, С. Л Рубинштейна.

О важности формирования связной речи говорили еще Л. Н Толстой и К. Д

Ушинский. Все исследователи отмечают сложную организацию связной

речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.

Особый интерес представляет развитие звуковой, фонетической стороны

детской речи. Это обусловлено тем, звуковая, фонетическая система речи

является природной материей языка: она лежит в основе построения и

различения слов и грамматических форм.

Следовательно, речевое развитие очень актуально в дошкольном возрасте.

Цель проекта: систематизация и обобщение накопленного опыта в области речевого развития детей дошкольного возраста

Задачи:

- сбор теоретического материала по заданной теме;

- систематизация практических форм сотрудничества с родителями по

вопросам речевого развития.

Теоретические аспекты формирования речевого развития

Слайд №1

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

- развитие словаря (значение слов и их уместное употребление в

соответствии с ситуацией)

- воспитание звуковой культуры речи (восприятие звуков родной речи и

произношения, любовь и интерес к художественному слову

-развитие связной речи (диалогическая (разговорная) и монологическая

(рассказывание)

- формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места в слове)

- формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование)

Слайд № 2

Методы и приемы руководства речевым развитием

в младшей группе – это развитие речи как средство общения (поручения, подсказ, образец обращения) и формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);

в средней группе – это развитие речи как средство общения (получение и обсуждение информации, общение со сверстниками, речевой этикет) и формирование и умение слушать и слышать (выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя, развитие познавательного

интереса);

в старшей и подготовительной группе – это развитие речи как средство общения (речевой этикет, диалогические умения, грамотное отстаивание своей точки зрения) и формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, связные рассказы, уточнения, обобщения)

Слайд № 3

Условия для полноценного развития речи детей

- создание развивающей предметно – пространственной среды;

- целенапраправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

-повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

-изучение состояния устной речи;

- участие родителей в речевом развитии

Родители воспитанников нуждаются в своевременной

консультаци и помощи педагога.

Задачи:

-установить партнерские отношения с семьей

воспитанников, создать атмосферу общих

интересов, взаимоподдержки, повысить

психолого – педагогическую компетентность

родителей в вопросах речевого развития детей;

-вызвать в родителях интерес и желание

воспитывать и развивать своего ребенка;

-побуждать родителей создавать атмосферу

защищенности в семье.

Слайд № 4

Формы работы с родителями

-индивидуальные беседы

-консультации

-родительские собрания

-папки – передвижки

-информационный для родителей

-изготовление дидактических игр

В общении с ребенком нужно использовать только грамотную речь.

Родители и воспитатели должны внимательно вслушиваться в речь

ребенка, повторять правильно слова, которые он искажает, тренировать

речевую память в различных играх. Полезно использовать игры –

инсценировки. Для закрепления правильного произношения звуков

нужно использовать стихи, потешки, много читать, рассматривать

картинки, заучивать небольшие стихотворения, использовать

чистоговорки, но к выбору материала относиться очень серьезно.

Слайд № 5

Принципы взаимодействия с родителями

-доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

(позитивный настрой на общение, ежедневное доброжелательное

взаимодействие педагогов с родителями);

-индивидуальный подход (воспитатель должен чувствовать

ситуацию, настроение мамы или папы, уметь успокоить

родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь

ребенку в той или иной ситуации);

-сотрудничество, а не наставничество (современные родители

грамотные, осведомленные,, хорошо знающие как им надо

воспитыать своих детей. Создание атмосферы взаимопомощи и

поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,

заинтересованность воспитателя разобраться в проблемах семьи

– главный ключ во взаимоотношениях педагога с родителями)

Слайд № 6

Стратегия взаимодействия педагогов и родителей

-обьединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого

развития каждого ребенка ;

-выделение приоритетных линий этого развития;

-показ наиболлее эффективных методов и приемов работы речевого

воспитания;

-раскрытие возможности переноса полученных педгогических знаний в

условиях семейного восптания;

-формирование у родителей желания и умения общаться с детьми,

руководить детской деятельностью.

Практические формы сотрудничества с родителями по вопросам развития речи

Слайд № 7

«Мой папа – самый лучший!»

Необходимо создать такие условия, в которых ребенок мог

бы проявить свои эмоции, чувства, причем не только в обычном

разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия взрослых,

других детей и даже посторонних. Подобные вопросы помогают

решить мини – проекты.

Наши «первые шаги» мы сделали во 2 младшей группе. В

основном, все сделали родители. Дети, с помощью наводящих

вопросов составляли 2 – 3 преложения. Более активными

становились, когда была непроизволная обстановка (сбор на

прогулку или приход родителей). Тогда дети показывали, что это

их работа и кто изображен.

Слайд № 8

«Мое лето»

Активность родителей возросла и участников прибавилось. Уже наблюдается, что дети активно принимают участие при создании проекта. Рассказы детей становятся более содержательными. Уже наблюдается меньшее количество наводящих вопросов.

Слайд № 9

«Мое любимое животное»

Проект еще находится в работе. Активизировались неактивные дети и

родители, даже застенчивые дети начали выступать и защищать проект.

Кто –то рассказывал о своих питомцах, другие дети рады были поделиться

информацией о просто любимом животном. Эта работа оказалась для детей

самой близкой. Ребята могли даже не выпускать из рук свое творение.

Наблюдается, что родители готовят с ребенком текст защиты. Кто

растерялся, работал по вспомогательным вопросам.

Важнейший компонент речи – артикуляция. Чтобы произносить звуки,

ребенку нужны подвижные, хорошо развитые органы артикуляции.

Артикуляционные упражнения подготавливают речевой аппарат к

дальнейшей постановке звуков.

Показ материала по артикуляционной гимнастике.

Следующей формой является составление сказок по опорным словам.

Родители рассказывают детям текст, а они должны подставить недостающие

слова. Включается мышление.

Показ материала по сказкам с недостающими словами.

По отработке изученных звуков можно применять чистоговорки.

Показ материала по чистоговоркам.

Как форму практическую можно использовать игру – драматизацию и показ

на родительском собрании как детьми перед родителями, так и родтелями

для детей.

4. Вывод: Чтобы научиться правильно и чисто говорить на

родном языке, дети должны слышать вокруг себя правильную речь.

Недопустимо подчеркивание недостатков речи ребенка: насмешка,

жалость, поддразнивание. Необходимо охранять нервную систему

и слух детей. Не допускать постоянного резкого шума.

Для ребенка родитель должен оставаться любящим и

понимающим. Не угнетать ребенка своим превосходством. Для

успеха любого дела главное – доверительные взаимоотношения и

понимание ребенком, что любят его не за хорошее поведение и

успехи, а просто за то, что он существует.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Консультация для воспитателей «Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию детей» Консультация для воспитателей "Формы сотворчества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"Топчий Ольга.

Консультация с родителями «Связь речи и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Уже с первых дней жизни детей начинается их речевое развитие. Во время купания, кормления, у ребенка и мамы устанавливается эмоциональная.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практические формы сотрудничества с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 декабря 2020 в 04:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практические формы сотрудничества с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сергеева (УИ 2469791) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД