Новичкова Елена Юрьевна
Познавательный проект «Юный химик — волшебная капля»
Введение
Данный проект поможет расширить представление детей о науке – химии, рассчитан на 5 месяцев учебного года.
Проект рассчитан на детей старшей группы 5-6 лет.
Актуальность
С утверждением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования познавательное развитие является одним из важнейших направлений в дошкольном образовании.
Публикация «Познавательный проект „Юный химик — волшебная капля“» размещена в разделах
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Для детей дошкольного возраста такие виды деятельности, как игровая, коммуникативная и познавательно-исследовательская, являются ведущими. Современные дети дошкольного возраста с большим удовольствием исследуют объекты окружающего мира и экспериментируют с ними.
Во основе развития поисковой деятельности дошкольников, направленной на познание окружающего мира, лежит потребность в новых впечатлениях. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем более полноценно развивается ребенок: дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, приобретать необходимые знания и умения. Экспериментирование –один из главных путей развития познавательной мотивации дошкольника.
Главные достоинства метода экспериментирования:
• Ребенок получает представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимодействии с окружающим миром;
• Обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
• Необходимость делать выводы в ходе эксперимента стимулирует развитие речи дошкольника.
Так же необходимо отметить положительное влияние экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка, повышение творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья, за счет повышенной двигательной активности.
Познавательная активность у дошкольников формируется не только с помощью взрослых, но и в часы свободной практической деятельности. В процессе собственной деятельности ребенок получает возможность исследовать какое-либо явление, получать информацию, совершать своего рода открытие.
Данный проект содержит различные материалы: презентации, игры, исследовательскую деятельность, которые в совокупности помогают формировать представления дошкольников об окружающем мире, а также закреплять полученные знания с помощью игр и экспериментов.
Цель проекта
Способствовать обогащению и расширению представлений воспитанников об окружающем мире и исследовательской деятельности.
Повысить мотивацию воспитанников к обучению.
Создать условия для развития гармонично развитой личности, воображения, творческого мышления.
Задачи проекта
Развивать познавательные способности;
Развивать коммуникативные навыки;
Воспитывать целеустремленность, инициативу, внимание, самостоятельность.
Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Формировать бережное отношение к окружающему миру;
Активизировать словарь детей.
Cроки проекта
Проект долгосрочный (5 месяцев).
Предполагаемый результат и продукт проекта
Проект должен обеспечить достижение конкретных результатов:
• Наличие у детей знаний относительно данной темы.
• Умение работать в коллективе: отвечать на вопросы по теме и формулировать свои вопросы;
• Выполнение творческих работ.
Продуктом проекта являются :
• Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности;
• Творческие работы детей;
• Картотека экспериментов в виде презентации.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Педагог:
Подборка литературы, сбор информации по темам экспериментальной деятельности;
Подготовка презентации по темам экспериментов;
Подборка соответствующих игр и заданий по темам.
Практический этап
Педагог и воспитанники:
Выбор объекта исследования, знакомство с темой (просмотр презентации, наблюдение, беседа, рассматривание);
Подборка оборудования;
Закрепить правила техники безопасности;
Закрепить последовательность выполнения эксперимента;
Экспериментирование;
Обобщение результатов наблюдения (дневники, фотографии, рисунки.)
Анализ результатов эксперимента.
Закрепление полученных знаний на практике: игра.
Тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности на ноябрь 2021 г. - апрель 2022 г.
Раздел 1. Вода
Ноябрь
«Вода и ее предназначение». Познакомить детей с определением науки- Химии, предназначением воды, ее использованием, необходимостью для жизнедеятельности человека; закрепить свойства воды, учить находить на глобусе моря, океаны, реки, озера; развивать наблюдательность, логическое мышление, кругозор; воспитывать бережное отношение к воде.
Декабрь
«Свойства воды, круговорот воды в природе». Познакомить детей со свойствами воды: течет, не имеет формы, запаха, отражает предметы, растворяет краситель и др. ; познакомить детей с понятием «Круговорот воды в природе»; развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, кругозор, соблюдать правила безопасности при работе с предметами из безопасности при проведении опытов с водой
Январь
«Состояния воды». Продолжать знакомить детей со свойствами воды, ее возможностями; развивать наблюдательность, смекалку, кругозор, воспитывать бережное отношение к воде.
Февраль
«Состав воды, жесткость воды, pH воды». Познакомить детей с составом воды: молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода; познакомить детей с понятием «Жесткость воды». pH воды, научить пользоваться лакмусовой бумагой для измерения pH воды; развивать наблюдательность, логическое мышление, кругозор, соблюдать правила
Март
Подведение итогов. Обобщить знания по пройденным темам, познакомить детей с итоговой презентацией проекта.
Планируемые мероприятия
Ноябрь: Экспериментальная деятельность:
Определение водоемов на глобусе и карте мира.
Рисование «Карта мира», выставка рисунков.
(Глобус, карта мира, наглядный материал, бутылка с водой)
Декабрь: Экспериментирование с водой:
вода не имеет формы, цвета, вкуса, запаха; вода течет.
Презентация «Удивительный мир воды» Бутылка с питьевой водой, одноразовые стаканчики, кувшин для воды, салфетки, лимон, краски, сахар.
Январь: Экспериментирование с водой-
Состояние воды -лед,
пар, жидкость. Замерзшая вода. Можно ли пить талую воду.
Подвижная игра «Веселые молекулы воды»
(Наглядный материал, лед, горячая вода, снег, емкость для воды)
Февраль: Экспериментирование с водой-
растворимость в воде, сухой из воды, определение pH воды.
Просмотр научного мультфильма.
(Бутылка с водой, стакан, емкость для воды, салфетка, сахар, лимон, мыло, лакмусовая бумага).
Март: Итоговая презентация
Используемая литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников– М. : Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
2. Евдокимова Е. С, Технология проектирования в ДОО-М. :
ТЦ Сфера, 2019-112с.
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Дорофеева Э. М., -М. ;Мозаика-ситез, 2019. – 336 с.
4. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории- Издательство «Учитель», Волгоград.
5. Простые опыты с водой для дошкольников. Султанова Марина. «Хатбер» 2014 г.
6. Е. Е. Салмина Рабочая тетрадь по опытно –экспериментальной деятельности, старший дошкольный возраст. Издательство «Детство-пресс» С. Петербург 2020 г.