Татьяна Беляева
Познавательный проект в ДОО, его особенности
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения посте енно усложняющихся практических заданий - проектов.
В научной педагогической литературе метод проектов упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Публикация «Познавательный проект в ДОО, его особенности» размещена в разделах
Проектная деятельность побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, сказывается на качестве образовательного процесса и подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов, родителей воспитанников и организации социальных партнеров. Проектная деятельность формирует у дошкольников умение планировать, самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной активности.
Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Внедрение в практику технологии проектного метода позволяет изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой.
Метод проектов зародился в конце XIX века усилиями американских едагогов - новаторов Е. Пархерст, В. Килпатрика, Э. Коллингса и основывался на теоретических позициях философа-прагматика Джона Дьюи.
Идеи проектного метода использовали в своей деятельности А. С. Макаренко, С. Т Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский. А Л. К. Шлегер в рвые применила метод проектов для обучения дошкольников.
На современном этапе метод проектов широко применяется в дошкольных учреждениях. В соответствии с требованиями ФГОС проектная деятельность является составляющей комплексно - тематического принципа построения образовательного процесса в ДОУ.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования [8, с. 34].
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи.
Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Познавательный проект - это творческая деятельность, направленная на достижение определенной цели. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Основной целью познавательного проекта в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Таким образом, проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызывать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.