Алгадьева Людмила
Познавательный проект с детьми младшей группы «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект младшей группы «Я и моя семья»
Тип проекта : Краткосрочный, творческий
Цель проекта : Формирование у детей первоначальных представление о семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи:
• Вызывать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умения, выражать свои чувства (радость, нежность).
Публикация «Познавательный проект с детьми младшей группы „Моя семья“» размещена в разделах
• Познакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия».
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условия семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты реализации проекта : Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях. Проявление уважения и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры, на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: 1 неделя.
Участники проекта : педагоги, родители, дети младшей группы.
Актуальность: В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них доброе и уважительное отношение к окружающим людям и, прежде всего, любовь к своей семье, к своим близким. Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, радоваться, сочувствовать, именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества.
План по реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
1. Постановка цели и задач.
2. Составление плана мероприятий по реализации проекта.
3. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4. Подбор художественной литературы.
5. Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр.
6. Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке.
7. Подбор материала для продуктивной деятельности.
8. Проведение с родителями бесед по теме проекта.
2 этап – основной.
Работа с детьми.
1. Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, дидактические, пальчиковые.
2. Чтение художественных произведений.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Беседы.
5. Продуктивные виды деятельности.
Работа с родителями:
1. Создание семейных альбомов «Наша дружная семья» из рисунков или фотографий»;
2. Изготовление листовки «Ладошки нашей семьи»;
3. Консультация "Семья и семейные ценности,",Семейные ценности- залог успешного воспитания.
3 этап – заключительный.
1. Итоговое занятие «Моя семья».
2. Выставка проделанных работ.
План мероприятий по реализации проекта.
«Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Пришли гости», «Дочки-матери».
Игровые упражнения: «У нас в гостях бабушка», «Как мы с папой маме помогали».
Беседы: «Моя семья», «Кто, где работает?», «Как ты помогаешь маме», «У меня есть брат (сестра).
«Речевое развитие»
Чтение художественной литературы:
Д. Габе «Моя семья».
К. Ушинский «Петушок с семьёй».
Е. Благинина «Вот какая мама», «Посидим в тишине».
Стихотворения: Ю. Жуковой «Про нас», Н. Майданник «Моя семья».
Потешки: «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор», «Ладушки-ладушки».
Сказки: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя», «Три поросенка», «Репка».
Загадки: тема «Семья».
Упражнения:
Познавательное развитие
Конструирование: «Дом для семьи».
Беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо» (по картинкам); «Мамы и детки».
Игры: «Дружно маме помогали», «Наведи порядок», «Одень куклу».
Пословицы о семье :
«В гостях хорошо, а дома лучше»,
«В семье любовь да совет, так и нужды нет»,
«В семье разлад, так и дому не рад»,
«Дом согревает не печь, а любовь и согласие»,
«Когда семья вместе так и душа на месте».
Загадки:
Вот ведь дело – то какое
Нас не семеро, а трое
Папа, мамочка и я,
Но все вместе мы (СЕМЬЯ)
Кто милее все на свете?
Кого любят очень дети
На вопрос отвечу прямо
Все милее наша (МАМА)
Кто же в трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш (ПАПА)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки
Это наша (БАБУШКА)
Он научит вас трудиться,
От души по веселиться,
Всем ребятам он пример
Наш родной любимый (ДЕД)
Я у мамы не один,
У нее еще есть сын
Рядом с ним маловат,
Для меня он – старший (БРАТ)
Кто любит и меня, и братца
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя старшая (СЕСТРЕНКА)
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Бусы для мамы».
Конструирование: «Дом для семьи»
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Курочка-хохлатка».
Пальчиковые игры: «Моя семья».
Физкультминутки: «Семья», «Вот какие мы».
Работа с родителями:
1. Создание семейных альбомов «Наша дружная семья» из рисунков или фотографий;
2. Изготовление листовки «Ладошки нашей семьи»;
3. Совместная деятельность детей с папами «Мы с папой подарок маме смастерили и этим маму удивили»;
4. Консультация "Семья и семейные ценности," Семейные ценности- залог успешного воспитания.
Выводы: Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей сформировалось представление о семье, о семейных традициях.
Приложения
Конспект итогового занятия по нравственно – патриотическому воспитанию для младших дошкольников «Моя семья».
Цель: Закрепление представлений детей младшей группы о своей семье.
Задачи.
1. Закреплять и систематизировать представления детей о семье, учить называть членов своей семьи.
2. Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
3. Развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность).
4. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
5. Вызывать радость т созданного ими изображения.
6. Формировать навык аккуратной работы.
Интеграция областей: коммуникация, познание, физическая культура, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
Беседы на тему «Я и моя семья»; чтение художественной литературы
Л. Квитко «Бабушкины руки», Л. Воронкова «Что сказала бы мама»; А. Яковлев «Мама», разучивание загадок и потешек.
Игровые ситуации: «У нас в гостях бабушка», «Как мы с папой маме помогали».
Дидактическая игра: «Назови ласково».
Пальчиковые игры: «Моя семья», «Ладушки».
Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери».
Подвижная игра: «Курочка-хохлатка».
Материал и оборудование: силуэт солнца с лучиками, белые дома; кружки разных цветов, клей, кисти для клея, салфетки (на каждого ребенка).
Ход занятия.
Воспитатель: Утром встали малыши,
В детский садик свой пришли.
Гости здесь у нас с утра
Поздоровайтесь друзья!
Дети здороваются и садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку-
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки,
А зимою всей гурьбой
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие пять да пять
Угадайте, как их звать? (пальчики).
(Дети отгадывают загадку).
Воспитатель: Разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом, дети подражают воспитателю.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – это я
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: О чем это игра? (Дети дают ответы)
Воспитатель: Правильно, о семье. А что такое семья? (ответы детей)
Воспитатель: Семья – это родные люди, которые живут вместе, любят друг друга, вместе проводят время: холят гулять, в кино, в театр. А кто в вашей семье самый маленький, любимый. Как вас ласково называют в семье? (ответы детей).
Воспитатель: Дети отгадайте загадку:
Кто вас будит по утрам,
Кто любовью согревает,
Все на свете успевает,
Кто тебя всегда утешит,
И умоет, и причешет.
В мире нет ее родней,
Справедливей и добрей
Это кто? Скажите прямо!
Ну, конечно, это… (Дети отвечают)
Воспитатель: Правильно, мама. Ваша мама, словно солнышко согревает своей любовью, при мамочке – тепло. Расскажите, какая у вас мама.
Игра "Назови ласково».
Макет солнышка на фланелеграфе. Дети называют ласковые слова о маме, а воспитатель располагает вокруг солнышка лучики из бумаги.
Воспитатель: Вот какое яркое солнышко получилось. Скажите ребята, а что делает мама дома? А вы ей помогаете?
(Ответы детей).
Игра "Дружно маме помогали".
Дружно маме помогаем,
Пыль повсюду вытираем,
Мы белье теперь стираем,
И полощем, отжимаем,
Подметаем все кругом,
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем
Двери настежь открываем
Маму крепко обнимаем.
(дети вместе с воспитателем выполняют движения).
Воспитатель: Молодцы ребята, вас можно назвать настоящими помощниками. Послушайте следующее стихотворение.
(Ребенок читает стихотворение о папе).
Может он в футбол играть,
Может книжку почитать,
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить.
Может прокатить меня
Вместо быстрого коня.
Для меня всегда герой
Самый лучший папа мой.
Воспитатель: Вот какое хорошее стихотворение про папу мы услышали. А какие ласковые слова вы хотели бы сказать о папе? Какой он - ваш папа?
( Дети дают ответы: сильный, смелый, добрый, умелый, работящий, деловой, спортивный)
Воспитатель: А чтобы быть сильным и смелым надо заниматься спортом.
(Дети встают)
Физкультминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьей. (Дети шагают по кругу)
Встанем в круг и по порядку (поворачиваются лицом в круг)
Мама руки поднимает, (руки вверх, вниз)
Папа бодро приседает, (приседания)
Повороты вправо влево
Делает мой братик Сева, (повороты вправо и влево, руки на поясе)
А я сам бегу трусцой (бег)
И качаю головой. (наклоны головы вправо и влево).
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, семья бывает маленькая (мама и ребенок; папа, мама и ребенок, а бывает большая, где вместе живут и бабушка, и дедушка, и есть еще брат или сестра.
Воспитатель: А что в семье делает бабушка?
Ответы детей: вяжет, стирает, водит в детский сад, на даче сажает, печет.
Игра "Ладушки"
Ладушки, ладушки (хлопки)
Пекла бабушка оладушки.
Пете - два, Даше - два,
Соне - два, Мише - два. (хлопки о колени)
Вкусные оладушки,
У моей бабушки. (хлопки)
Воспитатель: Бабушки ваши добрые, ласковые, заботливые и любимые. А как любит свою бабушку нам расскажет (ребенок) и прочитает стихотворение.
Воспитатель: А (имя ребенка) очень любит своего дедушку и расскажет какой он. Как заботится о вас?
Ребенок рассказывает о дедушке (если затрудняется, воспитатель задает наводящие вопросы).
Воспитатель: А кто такие бабушки и дедушки?
Это родители папы и мамы.
А мальчик для бабушки и дедушки кто? (Внук)
А девочка? (Внучка)
(Дети отвечают).
Воспитатель: Ребята, у каждой семьи есть свой дом, своя квартира, в которой всем тепло, уютно, весело. Давайте расскажем, кто еще может жить вместе с семьей в квартире.
Физкультминутка "Семья".
1-2-3-4 (хлопки)
Кто живет у нас в квартире
1-2-3-4-5 (прыжки)
Всех могу пересчитать. (шагают)
Папа, мама, брат, сестра (хлопки)
Кошка Мурка, два котенка (наклоны)
Мой сверчок, щегол и я (повороты)
Вот и вся моя семья. (хлопки)
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках домики для семьи. Давайте украсим эти домики разноцветными огоньками, чтобы всем семьям нравилось жить в этих домиках.
Аппликация «Разноцветные огоньки в домиках».
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места. Посмотрите, что у вас лежит на тарелочках? (Дети отвечают)
Воспитатель: Правильно, кружочки. Чем они отличаются? (цветом).
Воспитатель уточняет цвет кружков. Дети называют цвета.
Воспитатель: Кружки нужно наклеить на домик, и тогда в домиках засверкают разноцветные огоньки. Напоминаю вам, что намазывать клеем нужно всю белую поверхность кружка, и делать это на клеенке. Когда приклеите кружок на домик, нужно салфеткой сверху слегка его прижать, не тереть, а легонько промокнуть излишки клея. Приступайте к работе.
Дети наклеивают разноцветные круги на домик.
Воспитатель: Молодцы! Вот какие замечательные домики с разноцветными огоньками у вас получились!
Воспитатель:
- О чем мы с вами говорили?
- А для кого мы так красиво украсили дом огоньками?
Воспитатель: Вы большие молодцы! Наше занятие закончилось, и вы можете поиграть!
Консультация для родителей.
Тема: «Семейные ценности - залог успешного воспитания и развития детей».
Семья – основа нашей жизни. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные годы жизни ребенка. В этот период роль семьи в развитии детей незаменима. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых - его родителей. Именно они формируют детскую картину мира. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - учат первым словам, затем - передают свое ко всему этому отношение. Построение поведения детей идёт по примеру копирования. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.
Родители первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни. Семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.
Значимость понятия «семья» очень велика. И каждый понимает это по-своему: это команда, ячейка общества…
По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми». Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Что же такое семейные ценности? Семейные ценности - это то, что важно для семьи, тот необходимый «цемент», который объединяет группу людей в дружное сообщество.
Традиционные семейные ценности - это чувство значимости, уважение, ответственность, умение прощать, общение, верность, терпение, традиции. § Семейные праздники.
§ Связь поколений, составление родословной.
§ Семейный альбом.
§ Совместные игры.
§ Семейный отдых.
На плечах родителей лежит огромная ответственность за своего ребенка. Ответственное родительство - это, прежде всего, наличие разных сторон воспитания:
1. Коммуникативная сторона – это регулярное общение с ребенком.
2. Эмоциональная сторона – родитель должен быть готов не просто слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика, вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать проблемы и делиться своими переживаниями.
3. Экономическая сторона - материальное обеспечение ребенка.
4. Охранительная сторона - сохранение и укрепление здоровья ребенка, что в условиях современного российского общества становится очень актуальным и полностью ложится на плечи родителей.
5. Нормативная сторона - родителю необходимо выступать в роли эксперта, обладающего опытом общения с социальными институтами. Это означает, что ребенка надо учить следовать правилам, установленным обществом, в котором он живет.
6. Духовная сторона - способность привить ребенку базовые жизненные ценности, такие как семья, культура.
Чтобы воспитание ребенка было правильным, надо, чтобы в семье действовали законы семьи.
Их всего четыре:
1. Закон единства требований отца и матери.
2. Закон значимости похвалы для ребенка.
3. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастливым, здоровым, умным. Немало времени родители находятся на работе. Кажется, что главное – накормить, одеть ребенка, создать определенные блага. Времени для того, чтобы поговорить с ним, услышать о том, что делается в его душе, понять его, у нас зачастую нет. Порой слушаем ребенка второпях, на бегу.
Отложите все дела в сторону, чаще общайтесь и обнимайте своего ребенка. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, его нужно семь раз в течение дня погладить по головке, обнять, т. е. через телесное прикосновение подтвердить: «Я тебя люблю!»
Притча. В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя этих мест, и он спросил у главы семьи : «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и что-то написал на ней. Правитель взял ее, посмотрел и удивился. На ней было 100 раз написано одно слово. «Взаимопонимание».
Уважаемые родители, от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок.
Семья и детский сад - это два центра, которые каждый по - своему преподносят ребенку социальный опыт, и только в сочетании друг с другом они способствуют вхождению маленького человека в большой мир взрослых. При воспитании детей, никакой социальный институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка. Воспитатели, специалисты детского сада могут только помочь найти выход в сложной ситуации. Вам необходимо помнить: самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают ваши поступки. Старайтесь быть примером для своих детей.
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!