Елена Астафьева
Познавательный проект «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта:
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»
(Э. Н. Голованова)
Публикация «Познавательный проект „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
- Проекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Современная концепция воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер. Каких животных и птиц мы чаще всего видим в наших городах и лесах? Конечно, птиц. Здесь, в большом городе, пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. Поэтому за ними проще наблюдать, чем за большинством млекопитающих, которые скрываются в укромных местах. Значит, мы можем по птицам судить о состоянии природы вокруг нас. Птиц, чувствительных к загрязнению окружающей среды, например, аистов, становится все меньше. Зато растет количество видов легко приспосабливающихся к новым условиям, вроде витютеней. Это тревожный сигнал. Любителям природы бедственное ее положение хорошо известно. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за уничтожения природы. Во время работы над проектом у детей пополнятся знания о разнообразии мира птиц. Расширятся представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц. Дети получат навыки правильного поведения в природной среде.
Проблема: У детей недостаточно развито представление о разнообразии мира птиц, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.
Цель: Формировать у детей обобщённое представление о птицах, развивать интерес к жизни птиц.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей по теме «Птицы»;
2. Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными объектами - птицами.
3. Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
4. Уточнить представления о знакомых птицах, познакомить с новыми представителями птичьего мира,условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
5. Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
6. Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
7. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения;
8. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
9. Развивать связную речь;
10. Развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;
11. Воспитывать бережное отношение к природе.
Сроки реализации проекта:
Проект будет реализован в течение 2 недель: с 18.11.15. г по 30.11.15. г
Особенности реализации проекта:
Занятия, беседы проводятся продолжительностью 25-30 минут, с учётом возрастных особенностей и психофизического состояния детей и подростков с ограниченными возможностями.
Ожидаемый результат:
У детей сформируются:
• Знания о разнообразии мира птиц.
• Представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц.
• Сознание важности природоохранных мероприятий.
• Навыки правильного поведения в природной среде.
• Эстетическое отношение к окружающей действительности.
• Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
• Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
Продукт проектной деятельности:
Конкурс-смотр кормушек «Покормите птиц зимой» (все отделения центра)
Создание групповой мини-библиотеки. «Пернатые друзья»
Развлечение «Покормите птиц зимой»
Средства реализации проекта:
Экскурсии:
В краеведческий музей «Птицы нашего края»
Беседы:
«Что мы знаем о птицах?»
«Все ли птицы умеют летать?»
«Удивительные факты из жизни птиц» (с призентацией)
«Жалобная книга птиц»(знакомство с «Красной книгой»)
«Лесные домишки» (о разнообразии птичьих гнёзд)
«О пользе птиц в природе»
Занятия:
«Где Зимуют птицы?» (с презентацией)
«Птицы жарких стран»
«Птицы – лесные жители»
«Птичьи секреты»
«Водоплавающие птицы»
«Хищные птицы»
Игры:
Дидактические игры:
«Кто где живёт»
«Зимующие и перелётные птицы»
«Летает, плавает, бежит»
«Откуда птица прилетела?»
«Чей клюв?»
«Узнай по следу»
Подвижные игры:
«Найди пару»
«Пчёлки и ласточки»
«Лётал, лётал воробей»
«Зайди в свой домик»
«Сова»
«Пингвины на льдине»
«Стая»
«Лягушки и цапли»
«Кукушка»
Произведения художественной литературы:
Г. Скребицкий «Крылатые соседи»
Г. Скребицкий «Хитрая птица»
Д. М. Сибиряк «Серая шейка»
Г. Снегирёв «Птицы наших лесов»
Г. Снегирёв «Про птиц»
В. Астафьев «Срижонок Скрип»
А. Богдарин «Знакомые птицы»
В. Бианки :
«Птичьи Разговоры»
«Кто чем поёт»
«Лесные домишки»
Чтение энциклопедий о птицах для детей
Просмотр мультфильмов.
Сказки Сутеева -Это что за птица?
Кто ж такие птички.
Оранжевое горлышко.
Орлиное перо.
Легенды ночных стрижей.
Птичка Тари.
Рыжая ворона.
Бунт пернатых.
Серая шейка.
Свадьба соек.
Куда летишь Витар.
Развивающий мультфильм:
«Клювы птиц»
«Чем важны птицы?»
Продуктивная деятельность:
(в свободное время)
Аппликация
«Снегири на ветках»
«Сказочная птица»
Рисование
«Птичий двор»
Лепка.
«Птички—свистульки»
«Птички—игрушки»
Конструирование из бумаги по типу оригами
«Журавлик»
«Лебеди»
Литература:
И. М. Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.
М. В. Трофимова. И учёба и игра…
Н. В. Новоторцева. Развитие речи детей.
О. В. Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.
О. В. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.
Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края.
В. Н. Волчкова. Экология. Конспекты занятий.