ирина храмова
Познавательный проект «Семья и её корни» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно – игровой.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта : сентябрь – май.
Актуальность проекта : Семья – первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Публикация «Познавательный проект „Семья и её корни“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Проекты
- Темочки
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Уходят в прошлое понятие «родной дом», семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции. А, если дома на ребёнка не хватает времени, а родители сами ещё незрелые и недостаточно взрослые, то ощущение родного очага у такого ребёнка вряд ли появится.
Родной дом – сложное многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт, атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего, семейными традициями. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Родными становятся улица, посёлок (город, край, страна, а потом и планета Земля. Поэтому формирование любви к родному дому, по сути, является первой ступенью гражданского воспитания человека.
Понятие «родной дом» для ребё нка складывается из нескольких важнейших составляющих:
- само здание, стены и крыша над головой;
-семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки и другие близкие родственники;
- семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности).
Формирование положительного образа родного дома в условиях ДОО у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении следующих задач:
1. Организовать общественно полезную деятельность ребёнка на благо своего дома и родителей.
2. Создать ситуации переживания ребёнком чувства гордости за членов семьи и их достижения.
3. Обеспечить организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиций семьи.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, был создан проект «Семья и ее корни». В ходе бесед среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта : формирование интереса к истории семьи и дома, содействие возрождению традиций семейного воспитания.
Объект проекта :
Предмет проекта :
Задачи проекта :
Образовательные:
– познакомить детей с понятиями : «род», «родословная», «семья», «родители»; рассказать о русских семейных традициях, семейных реликвиях;
- поддерживать у детей интерес к познанию жизни своих предков;
- приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;
Развивающие:
- развивать у дошкольников умение составлять рассказ о своей семье, создавать герб и генеалогическое древо семьи.
- закреплять знание имён и фамилий, отчеств родителей, бабушек и дедушек, воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи;
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к родным и близким, углублять у дошкольников представления о семье;
- формировать представления о родственных связях, развивать связную речь;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада;
Ожидаемые результаты: формирование любознательности; развитие интеллектуально - познавательных и интеллектуально - творческих способностей детей.
• каждый ребенок группы будет знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники;
• формирование грамматически правильной устной речи;
• обогащение активного словаря;
• повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Этапы проекта
Этапы Сроки Содержание работы
1. Подготовительный
(разработка проекта) С 01.09.2018г. по
31.10.2018г. - обозначение актуальности и темы проекта, постановка задач, целей;
-проведение мониторинга детей;
-изучение методической литературы по теме проекта;
-подбор познавательной, методической, художественной литературы;
-подбор анкет, консультаций, наглядной информации для родителей, подбор иллюстративного материала по теме «Семья»;
- разработка перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста на 2018-2019 учебный год;
-составление плана работы с родителями.
2. Основной С 1.11.2018г. по 30.04.2019г. -подбор и своевременное оснащение предметно-развивающей среды оборудованием и книгами;
- проведение консультаций для родителей;
- разработка конспектов занятий по теме проекта;
- выставка детских работ по продуктивной деятельности для родителей;
- организация детей в совместной и самостоятельной деятельности;
- проведения «Дня открытых дверей» для родителей
3. Итоговый С 1.05.2019г. по 31.05.2019г. - подведение итогов проделанной работы, организация выставки детско-родительских работ «Моя родословная», «Герб моей семьи».
-проведение открытого занятия;
- презентация проекта для педагогов ДОУ на пед. совете.
Принципы реализации проекта :
Контроль реализации проекта : (мониторинг 2 раза в год в начале года – октябрь, в конце года – май)
Материально-техническое обеспечение:
- технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т. д.);
- наглядно-методические пособия;
- методическая литература.
Формы и методы работы:
- консультации;
- индивидуальные беседы;
- рекомендации по каждому конкретному ребенку;
- семейные выставки.
Список используемой литературы:
1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] : методическое пособие/ Н. В. Алешина. – М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003. – 128с.
2. Данилина, Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России [Текст] : пособие для реализации программы Патриотическое воспитание граждан Российской федерации / Г. Н. Данилина. – М: Аркти, 2003. – 184с.
3. Козлова, А. В. Работа с семьёй [Текст] : методическое пособие / А. В. Козлова. – М: Сфера, 2004. – 103с.
4. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет [Текст] : методическое пособие / Н. Г. Комратова. – М: ТЦ Сфера, 2007. – 224с.
5. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается родина [Текст] : методическое пособие / Л. А. Кондрыкинская. – М: ТЦ Сфера, 2003. – 192с.
6. Майданкина, Н. Ю. Теория и методика правового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : методическое пособие / Н. Ю. Майданкина. – У: УИПКПРО, 2005. – 200с.
7. Мулько, И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре [Текст] : методическое пособие для ДОУ/ И. Ф. Мулько. – М: ТЦ Сфера, 2006. – 96с.
8. Ривина, Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной [Текст] : пособие для педагогов и родителей / Е. К. Ривина. – М: Мозаика-Синтез, 2008. – 126с.
9. Шаламова, Е. И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] : методическое пособие / Е. И. Шаламова. – М: Издательство Скрипторий, 2009 – 160с.
10. Шорыгина, Т. А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание [Текст] : методическое пособие / Т. А. Шорыгина. – М: Прометей Книголюб, 2005 – 128с.
11. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : методическое пособие / Д. Б. Эльконин. – М: Академия, 2007 – 384с.
12. Князева О. Л., Маханева М. Д--- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. /Сост. ; - СПб «АКЦИДЕНТ»,1997
Перспективный план работы с детьми по проекту
Месяц/неделя Тема Форма работы ОО Цель
Октябрь
2 неделя «Кто есть в моей семье : бабушка, дедушка, братья, сёстры»» Беседа Социально – коммуникативное развитие -систематизировать и уточнить знания детей о семье;
-закрепить умение ориентироваться в родственных отношениях.
4 неделя
В. Осеев «Просто старушка» Чтение произведения, беседа Речевое развитие Формировать чувства уважения к людям преклонного возраста, желания заботиться о них
Ноябрь
2 неделя Игра «Ручеек»
Подвижные игры Социально – коммуникативное развитие; физическое развитие Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к народным традициям.
4 неделя
«Мамин портрет». Рисование Художественно-эстетическое развитие Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке черты её облика (цвет глаз, волос). .
Декабрь
2 неделя
«Семейные праздники». Беседа Социально – коммуникативное развитие Закрепить знания детей о праздниках.
4 неделя
Конкурс рисунков «Что такое Новый год». Выставка творческих работ Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие Расширять знания детей о праздновании «Нового года», воспитывать любовь к русским традициям.
Январь
2 неделя «Пословицы и поговорки о семье». Чтение произведения, беседа Речевое развитие Познакомить детей с пословицами и поговорками о семье; учить детей понимать смысл этих пословиц.
4 неделя
«Дом моей мечты». Конструирование Художественно-эстетическое развитие Воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе из строительного материала.
Февраль
2 неделя Театрализация по стихотворению Михалкова «А что у вас?»
Чтение произведения, беседа Речевое развитие Формирование у детей выразительности речи; развивать воображение, артистизм, смелость при выступлении перед зрителями; формировать творческое начало личности ребенка;
4 неделя
«Подарок для папы».
Аппликация Художественно- эстетическое развитие Привлекать детей к активному участию в изготовление сувениров – подарков папам, дедушкам, братьям.
Март
2 неделя «Посидим в тишине» Е. Благинина
Чтение произведения, беседа Речевое развитие Познакомить с новым произведением о маме; на примере произведения воспитывать у детей доброе и нежное отношение к маме, желание заботиться о ней.
4 неделя
«Красивое платье для мамы». Аппликация Художественно- эстетическое развитие Привлекать детей к активному участию в изготовление сувениров – подарков мамам.
Апрель
2 неделя «Хорошие и плохие поступки». Беседа Социально – коммуникативное развитие Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, родных и близких, заботиться о них.
4 неделя «Народные традиции. Пасха»
Презентация Социально – коммуникативное развитие
Познакомить детей с историей возникновения праздника, ее традициями.
Май
2 неделя «Никто не забыт и ничто ни забыто».
Беседа, чтение рассказов, стихов о войне. Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие. Расширить знания детей о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины, рассматривание иллюстраций.
4 неделя «Букет для ветерана».
Рисование Художественно-эстетическое развитие Воспитывать любовь к Родине, уважение к ветеранам.
План работы с родителями
Месяц Форма работы Название мероприятия
сентябрь Беседа, анкетирование Беседа с родителями, анкетирование для родителей на тему «Семейные традиции».
октябрь Консультация
Выставки работ детей и родителей.
«Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей».
«Наши любимые бабушки и дедушки».
ноябрь Консультация «Влияние семейных традиций на духовно-нравственное развитие ребенка».
декабрь Консультация
Выставки работ детей и родителей.
«Как создать родословную своей семьи".
«Рождественский венок».
январь
Консультация
«Как приобщить ребенка к русской культуре?»
март
Консультация
Выставки работ детей и родителей.
«Наши дорогие мамы и бабушки».
апрель
Консультация
Выставки работ детей и родителей.
«Роль родителей в возрождении русских традиций».
Семейная газета «Мы отдыхаем».
май Выставки детско-родительских работ:
«Герб семьи», «Моя родословная».