Ольга Ярошенко
Познавательный проект для детей старшего возраста «Удивительный мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Составлено воспитателями
Ярошенко О. П., Тарасенко О. П.
МБДОУ№6
г. Пролетарск, Ростовская область.
Проблема:
Большой проблемой современности является низкий уровень экологического образования и воспитания населения, ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологической грамотности. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно.
Публикация «Познавательный проект для детей старшего возраста „Удивительный мир природы“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.
Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Для решения этой проблемы, прежде всего, нам необходимо повысить экологическую грамотность самих родителей и вовлечение их в экологическое воспитание дошкольников.
Актуальность:
Таким образом, в этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса освоения детьми экологической культуры, формирования экологического сознания. Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, мы предприняли попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.
Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта.
Цель: формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира.
Задачи:
- Учить сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира;
- развивать умение наблюдать явления и объекты в естественной обстановке, развивать интерес к изучению природы и делать выводы;
- развивать творческие способности и воображение;
- закрепить и расширить знания детей об охране природы;
- развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;
- воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
В проект включены ОО, деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта (январь- май 2021г.)
Проект будет использован в следующих видах деятельности: игровой, совместной, двигательной, продуктивной, творческой.
Участники проекта :
Педагоги: Ярошенко О. П., Тарасенко О. П., дети, родители.
Вид проекта : фронтальный, краткосрочный.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, познавательно- творческий.
Методы: наглядный, словесный, практический, интерактивный.
Форма:
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение художественной литературы
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры
-мультимедийные презентации
-выставки детских работ;
- культурно-досуговые мероприятия
- консультации для родителей.
№ Мероприятие (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно-досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые) Социальные партнеры
1 Беседа: «Заботы эколят зимой»
Цель: Расширять представления о жизни животных, птиц и растений в зимнее время года. Формировать желание заботится о них. Воспитатели, дети
2 Просмотр презентации: «Зимующие птицы» .
Цель: закрепление знаний о жизни зимующих птиц родного края. Воспитатели, дети
3 Творческая мастерская: «Ваза с ветками»
Цель: закреплять умение работать с ножницами, развивать образное мышление и фантазию, воображение и творческие способности. Воспитатели, дети
4 Экологическая акция «Снежный ком»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе родного края. Воспитатели, дети
5 Посадка огорода на подоконнике
Цель: развивать любознательность и наблюдательность у детей, расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Воспитатели, дети
6 Наблюдение за срезанными веточками
Цель: закрепить знания детей о пробуждении живой природы весной. Воспитатели, дети
7 Наблюдение за сезонными изменениями деревьев и кустарников
Цель: закрепить знания о деревьях, об их особенностях в весенние время года; знакомить с новым явлением - почками; воспитывать наблюдательность, любознательность, внимание, любовь к природе. Воспитатели, дети
8 Познавательная викторина «Первоцветы»
Цель: дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми Воспитатели, дети
9 Презентация «Красная книга Ростовской области»
Цель: познакомить детей с редкими и исчезающими видами животных, растений, насекомых и пресмыкающихся.
Воспитатели, дети
10 Разучивание пословиц, поговорок, и скороговорок народных игр по теме «природа».
Цель: способствовать развитию выразительной речи. Воспитатели, дети
11 Чтение детям по теме «Весна»
А. Плещеев «Уж тает снег»
В. Бианки «Голубые лягушки»
Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Весна», «Счастливый жучок»
Е. Баратынский «Весна, весна»
Е. Серова «Подснежник»
И. Токмакова «Весна»
К. Паустовский «Стальное колечко»
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Зелёный шум»
Н. Павлова «Под кустом»
Н. Сладков «Весенние радости», «Ручей»
Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Зима недаром злится»
Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Я. Колас «Песня о весне» Воспитатели, дети
12 Загадки по теме «Природа».
Цель: развивать логическое мышление детей. Воспитатели, дети
13 Беседа «Берегите воду»
Цель: учить детей беречь водопроводную воду
Воспитатели, дети
14 Тематический вечер «Всемирный день водных ресурсов»
Цель: учить детей бережному отношению к водным ресурсам, принимать активное участие в отгадывании загадок и ребусов по данной тематике
Воспитатели, дети
15 Беседа: «Весна идет! Весне дорога!»
Цель: Расширять представление о весне. Развивать умение устанавливать пространственные связи между явлениями живой и неживой природы Воспитатели, дети
16 Творческая мастерская: «Весенняя степь» (рисование).
Цели: учить отображать в рисунке замысел, предварительно проговаривая его с воспитателем. Воспитатели, дети
17 Участие в5 межрайонном конкурсе- выставке творческих работ «Степи – заветный талисман»
Цель: развивать творческие способности воспитанников. Воспитатели, дети, родители
18 Чтение по теме «Перелётные птицы»
А. Майков «Ласточка»
А. Плещеев «Сельская песенка»
В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи»
В. Гаршин «Лягушка – путешественница»
В. Снегирёв «Ласточка», «Скворец»
В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Пусть будут и соловей и жук»
Г. -Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»
Е. Чарушин «Журавль»
К. Ушинский «Ласточка»
Л. Толстой «Воробей и ласточки», «Лебеди»
Н. Сладков «Новый голосок»
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
Цель: Познакомить детей с новым произведением, расширять кругозор, учить отвечать на вопросы. Воспитатели, дети
19 Беседа: «Птицы прилетели»
Цель: Расширять знания о перелетных птицах Воспитатели, дети
20 Детский проект «Календарь прилета птиц»
Цель: развивать любознательность, учить быть наблюдательными.
Воспитатели, дети
21 Просмотр презентации детского проекта Олега и Саши : «Совы рядом с нами».
Цель: развивать познавательный интерес к окружающему нас миру. Воспитатели, дети
22 Творческая мастерская: «Тюльпан» (оригами)
Цель: закрепить умение складывать бумагу в технике оригами. Воспитатели, дети
23 Консультация для родителей на тему «Воспитатели, дети
24 Детский проект Ангелины С. «Всегда ли можно спешить на помощь желторотику»
Цель: расширить знания детей о жизни птиц, закрепить правила поведения в природе.
Воспитатели, дети, родители
Беседа: «В гости к хозяйке луга»
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представление о правилах безопасного поведения в природе. Воспитатели, дети
25 Участие во Всероссийской акции " С любовью к России мы делами добрыми едины! "(Экологический субботник»)
Цель: прививать экологическую культуру подрастающему поколению.
Воспитатели, дети, родители
26 Музыкально - познавательное развлечение «Весенние месяцы».
Цель: создать праздничное настроение, формировать у детей положительное отношение к народным традициям встрече весны. Муз. руководитель,
воспитатели, дети
27 Беседа: «Деревья, кустарники и травянистые растения»
Цель:
Расширять представления об изменении в мире растений весной. Учить различать по внешнему виду деревья и кустарники. Воспитатели, дети
28 Творческая выставка «Цветущий сад»
Цель: Учить детей передавать характерные особенности весенних цветов (форма и строение цветка, величина, место на стебле, цвет). Закреплять умение рисовать простым карандашом и акварелью. Воспитатели, дети
29 Познавательная викторина ко дню Земли «Знатоки родной природы»
Цель: Формирование у детей экологической культуры и активной жизненной позиции по сохранению окружающей среды. Воспитатели, дети
30 Чтение по теме «Цветы»
А. Платонов «Неизвестный цветок»
В. Катаев «Цветик – семицветик»
Е. Благинина «Черёмуха», «Одуванчик»
Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудка», «Подснежник»
Л. Воронкова «Золотые ключики»
М. Пришвин «Золотой луг»
Н. Павлова «Жёлтый, белый, лиловый», «Под кустом»
Н. Сладков «Весенние радости»
С. Аксаков «Аленький цветочек»
Э. Шим «Солнечная капля Воспитатели, дети
31 Детский проект «Растения- барометры»
Цель: вовлечение детей в в исследовательскую деятельность. Воспитатели, дети, родители
32 Викторина «Цветы нашего города»
Цель: закрепить знания детей о цветах и уходе за ними. Воспитатели, дети
33 Трудовой десант по уборке валежника в парке.
Цель: развивать трудолюбие. Воспитатели, дети
34 Высадка рассады растений на цветочных клумбах.
Цель: вовлечение детей в работу по облагораживании территории детского сада.
35 Буклет для родителей «Опасные растения рядом»
Цель: расширить знания родителей по безопасному поведению в природе. Воспитатели, родители
36 Беседа: «Проснулись бабочки и жуки»
Цель: Учить различать насекомых по внешнему виду и называть их. Формировать желание наблюдать за насекомыми.
Воспитатели, дети
37 Чтение по теме «Насекомые»
В. Бианки «Приключения муравьишки», «Как муравьишка домой спешил»
В. Драгунский «Он живой и светится»
В. Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук»
Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
И. Крылов «Стрекоза и муравей»
К. Чуковский «Муха – цокотуха», «Тараканище»
Л. Квитко «Жучок»
М. Михайлов «Лесные хоромы»
Н. Романова «Что узнал дождевой червяк»
Э. Шим «Сказки, найденные в траве» Воспитатели, дети
38 Выставка «Сказочные бабочки»
Цель: Закреплять умение передавать цвета и оттенки разными способами (регуляция нажима на карандаш, разведение акварельной краски водой (по мере добавления воды в краску цвет становится светлее, Воспитатели, дети
39 Вечер загадок по теме «Насекомые»
Цель: уметь отгадывать загадки, уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение; развивать словарь по данной теме; развивать внимание, память; воспитывать бережное отношение к полезным насекомым. Воспитатели, дети
40 Фотоотчет по проектной деятельности.
Цель: обсуждение с воспитанниками проделанной работы. Воспитатели, дети
41 Освещение проектной деятельности в СМИ и блоге педагога
Цель: распространение опыта.
Воспитатели.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети проявляют интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
- дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
- у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
- дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
- повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
Список используемой литературы:
-Рабочая программа подготовительной группы
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №6 «Улыбка»
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
на 2020-2021 учебный год
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр "Академия", 2007. - 336 с. 8.
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 52
Лучич М. В. «Детям о природе, книга для воспитателя детского сада» М. : Просвещение, 1989. — 143 с.
Л. Н. Калмыкова «Картотека тематических пальчиковых игр»
- Е. Ульянова «Экологические сказки», «Энциклопедия для малышей в сказках. Продолжение.» Издательство: Феникс-Премьер, 2017 г.
- Загадки. Самая большая книга под ред. С. Сандалова, Ю. Мартыновой. – М. : «Аст-Пресс», 2007- 120 с.
-Интернет-ресурсы