Александр Владимирович Гришин
Познавательные процессы психики: понятие, виды и свойства внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «внимание», как и понятие «память» относится к числу наиболее сложных и не имеющих в современной психологии однозначной трактовки.
Природа внимания очень сложна. Ею занимались и занимаются многие исследователи. Еще в 19 в. Н. Н. Ланге описал десятки теорий внимания и не поддержал ни одну из них. Известный гештальтпсихолог Э. Рубин выступил на международном психологическом конгрессе (1925 г.) с докладом, который произвел на слушателей глубокое впечатление. Он назывался «Несуществование внимания». Докладчик считал, что слово «внимание» является излишним и вредным, а термин «внимание» означает либо нечто весьма неопределенное, либо нечто неоднородное, в разных случаях различное.
Темочки:
Немецкий психолог Г. Эббингауз, напротив, задолго до Э. Рубина признал внимание и память древнейшими и важнейшими процессами. Память, по Г. Эббингаузу, фиксирует не все, что несут органы чувств, но лишь то, что отобрано вниманием.
Однако есть немало сторонников иного взгляда на внимание, которые рассматривают его как продукт психики, а не как на самостоятельный процесс. Так, представители психологии сознания сравнивали внимание с лучом прожектора, выхватывающим ясную область сознания; в когнитивном подходе используется метафора фильтра, производящего селекцию поступающей информации (так называемый «эффект вечеринки», когда человек, находящийся в шумной компании, легко справляется с задачей поддержания разговора, который его интересует. Он практически не отвлекается, несмотря на то, что его окружает поток звуковой, зрительной и тактильной стимуляции. Однако, если его окликают по имени или соседи по столу начинают обсуждать важную для него тему, он способен переключиться на новы канал информации). Бытует также метафора внимания как управляемого центра, который распределяет ограниченный ресурс психической «энергии» между различными видами деятельности.
Историки психологии насчитали 35 различных определений и, соответственно, точек зрения на то, что такое внимание. Сложность в изучении внимания заключается и в том, что оно нигде не выступает как изолированный процесс. Оно буквально «встроено» в само протекание других процессов и поэтому его часто относят не к познавательным процессам, а к регулятивным процессам психики. При всех различиях большинство психологов согласны, что основным назначением внимания, как ни понимать его природу, является обеспечение избирательности и сосредоточенности психики на некотором внешнем или внутреннем объекте, что способствует его лучшему познанию.
Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Его следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Оно обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.
Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.
Физиологическая основа внимания
Физиологическую основу внимания составляют ориентировочно-исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И. П. Павлов назвал эти рефлексы рефлексами «что такое?». Он писал: «Ежеминутно всякий новый раздражитель, падающий на нас, вызывает соответствующее движение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомиться относительно этого раздражителя. Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости от нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет. соответствующими органами чувств».
Благодаря ориентировочно-исследовательскому рефлексу воздействие нового объекта на нервную систему человека становится более сильным и многообразным. В тех участках коры больших полушарий мозга, которые подвергаются воздействию новых раздражителей, создается достаточно сильный и устойчивый очаг возбуждения. Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет создать такую степень сосредоточенности человека на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздражители не в силах вызвать отвлечение внимания, они ос-таются незамеченными.
Виды внимания
Предвнимание (протовнимание или рефлекторное внимание) – компонент психики, отвечающий за ее избирательное реагирование на события внешней и внутренней среды организма. Это феномены психики плода, новорожденного и младенца. Данная форма внимания существует как психофизиологический процесс (например, сенсомоторный повороту головы и рецепторов (глаз, ушей) к объекту внимания, оно лишено эмоционального компонента и осуществляется автоматически (например, расширение зрачка в темном помещении)
Автором классификации внимания является американский психолог Эдуард Бредфорд Титченер (1867 – 1927, который разделил виды внимания по степени произвольности.
Непроизвольное (первичное, пассивное) – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного или вызывающего эмоциональный отклик или интерес раздражителя. В случае первичного внимания новые неожиданные, или наоборот, прочно связанные с течением наших мыслей содержания буквально берут наше сознание штурмом. С формой первичного внимания Э. Б. Титченер связывал случаи совпадений. По его мнению, совпадений в собственном смысле этого слова не так уж и много. Чаще мы просто думаем о каком-либо предмете и именно поэтому, все, что связано с ним, обращает на себя наше внимание. Американский философ и психолог Вильям Джеймс назвал это явлением преперцепции, т. е. мысленным ожиданием наступающего события, готовность психики избирательно воспринимать один тип информации и отвергать другой.
Произвольное (вторичное, активное или волевое) – это такое вид внимания, которое мы способны удерживать только с помощью усилия, оно всегда включает в себя конфликт между волевым усилием человека и попыткой первичного внимания завладеть сознанием человека. Иными словами, это сознательное регулируемое сосредоточение на объекте (утомляет через 20 минут). Возникает, когда перед человеком есть цель деятельности или сама деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.
Послепроизвольное – наблюдается тогда, когда объект, на котором мы старались удержать вторичное внимание, начинает интересовать нас сам по себе. Т. е. оно вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, человек не устает, в связи с этим является самым эффективным и длительным. Например, книга, которая вначале показалась неинтересной, но которую вы читали по необходимости, постепенно увлекает вас настолько, что вы уже не слышите ни шума за окном, ни даже телефонных звонков (стимулы для привлечения первичного, непроизвольного внимания).
Например, спешащий на работу человек вдруг замирает у витрины магазина, увидев на обложке одного из журналов фотографию девушки, похоже на одноклассницу, в которую когда-то был влюблен. В этом случае его внимание можно классифицировать – как чувственное непроизвольное, опосредованное. Когда студент мысленно продумывает порядок и содержание ответа на семинаре (или на экзамене, от успеха которого зависит его оценка или дальнейшие перспективы обучения в вузе, мы говорим об интеллектуальном, произвольном, опосредованном виде внимания.
Н. Ф. Добрынин в 1938 году предложил классификацию видов внимания по степени активности субъекта в акте внимания. Он выделял вынужденное, эмоциональное (потребностное, привычное (инициируемое прошлым опытом, целевое (произвольное) внимание, а также волевое – наивысший вид внимания, обусловленный сложными мотивационными диспозициями личности. По мнению Н. Н. Ланге, волевое внимание включает в себя сознательное предвосхищение того, что должно быть воспринято, оно тесно связано с памятью, в которой хранятся образы ожидаемых событий, причем улучшение восприятия достигается за счет усиления интенсивности представления. Например, вы назначили встречу с приятелем. Вы ждете его уже долгое время, а он все не появляется. Вы всматриваетесь в толпу, представляете себе, что ваш друг вот-вот подойдет. И, в конце концов, четко различаете его силуэт среди людского потока. Но через несколько минут выясняется, что вы обознались. Почему так произошло? Ланге полагал, что слабое ощущение, соединяясь с ярким образом памяти, приобретает интенсивность, достаточную для того, чтобы произошло восприятие. Именно поэтому мы часто видим или слышим то, что хотим, а не то, что происходит на самом деле.
Функции внимания :
1) отбор значимых, соответствующих потребностям или деятельности воздействий,
2) игнорирование (торможение, устранение) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.
3) удержание (сохранение) в сознании образов или определенного предметного содержания пока не будет достигнута цель деятельности.
4) регуляция и контроль протекания деятельности.
Важными условиями поддержания внимания являются психическое состояние человека (например, уставшему ученику трудно сосредоточиться) и свойства нервной системы (так, людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной – даже повышают концентрацию внимания; люди с инертной нервной системой испытывают затруднения в переключении и распределении внимания).