Александра Назарова
Конспект занятия по познавательному развитию «Живая и неживая природа» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей представление об объектах живой и неживой природы, о неразрывной связи человека с природой.
Задачи:
-познакомить детей с понятиями «живая природа» и «неживая природа», сформировать представление о том, что в природе все взаимосвязано;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Живая и неживая природа“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру.
- формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива, вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.
-воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.
Ход занятия :
Сегодня мы с Вами отправимся в сказочное путешествие, хотите узнать какое?
Слайд 2
Ой, смотрите, какая-то девочка сидит. Она чем-то очень расстроена. Как ты думаешь, из какой она сказки? («Гуси-лебеди») Правильно, а вон там, вдалеке, смотрите, мелькнули гуси-лебеди. Унесли они братца Ванечку. Поэтому девочка такая грустная. А возле девочки письмо. Интересно, что же там? Прочитаем? (Да).
Слайд 3
Письмо: «Если хотите спасти Иванушку, пройдите весь путь, до моей избушки, и выполните все задания, которые я вам приготовила. Тогда, может быть, я вам и отдам братца Иванушку. Баба-Яга»
Поможем Алёнушке спасти Иванушку? (да)
А где же живет Баба-Яга, где нам ее искать? (в лесу)
Слайд 4
Верно, в лесу, на природе, и задания она нам тоже, скорее всего приготовила о природе. А что такое природа? (ответы)
Конечно ребята. Это все, что нас окружает, что не сделано руками человека: солнце, цветы, деревья, животные, воздух, камни, реки и многое - многое другое, ведь природа очень многообразна
Итак, для того, чтобы спасти Иванушку, нам нужно пройти все испытания Бабы-Яги. Давай смотреть скорее, что же там дальше.
Слайд 5
Посмотри, новое письмо. Это первое испытание. Испытание называется «Три слова». Я буду называть обобщающие слово, а ты мне отвечать, что входит в это понятие.
Игра «Три слова» :
1. Овощи. (капуста, огурец, помидор)
2. Фрукты. (банан, апельсин, яблоко)
3. Домашние животные. (корова, лошадь, собака)
4. Дикие животные. (волк, лиса, заяц)
5. Зимующие птицы. (ворона, воробей, голубь)
5. Перелетные птицы. (журавли, ласточка, кукушка)
6. Насекомые. (комар, муха, бабочка)
7. Ягоды (малина, клубника, вишня)
8. Деревья (береза, елка, дуб)
9. Цветы (роза, тюльпан, подснежник)
Какие вы молодцы, все назвали правильно. Посмотрим, что же там нас ждет дальше?
Слайд 6
Посмотрите ребята, что у нас тут изображено? Оказывается природа-то бывает живая и неживая. Давайте попробуем разобраться.
Мир живой природы – это растения, животные, деревья, насекомые (показываете на картинке). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается (показ схемы).
Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает –солнце, вода, камни, воздух и др. (показываете на картинке). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Слайд 7
Ой, а вот и новое задание «Волшебный» мешок. Там лежит что-то. Да, тут картинки. Вытяните каждый из мешка по одной картинке (вытягивают картинки с изображениями объектов живой и неживой природы : звезды, луна, ветер, вода, воздух, камни, песок, растения, животные, насекомые, рыбы и т. д.). А вот и задание:
“Разделите картинки на «живая природа» и «неживая природа». А как выполните, вас ждут хитрые загадки от меня. Баба-Яга“
Слайд 8
Игра «Отгадай, что это?» :
1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка)
2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук)
3. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик)
4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук)
5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака)
6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи)
7. Как увидеть воздух (флюгер, вертушка, воздушный шар)
8. Чего не унесешь в решете? (воду)
9. По небу гуляет, землю освещает (солнце)
Слайд 9
Засиделись мы с Вами, давай не много разомнемся
Физминутка «Шел король по лесу».
Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Слайд 10
А вот еще одно задание. Что же там? Третье испытание: «Ответьте на вопрос: Как растет все живое? Что для этого необходимо?»
Попробуем все вместе разобраться как растет и развивается цыпленок, и рассказать, что нужно для его роста и развития? (надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом).
Оказывается, для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку: тепло + питание + вода + воздух +забота.
А как же растут и развиваются растения? Растения - это травы, деревья, кусты, цветы. А растения живые или неживые? (растения живые)
Почему ты думаете, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают.)
Слайд 11
А вот и следующее задание от Бабы-Яги: «Я заколдовала эти деревья. Попробуйте их оживить». Посмотрите, Баба-Яга оставила только стволы, а давайте попробуем все вместе оживить их? Нам понадобиться лист бумаги, тарелочка с зеленой, желтой, голубой, красной краской, смятые в комок листы бумаги. Рисуем ствол дерева, затем рисуем ему пышную крону. Для этого обмакните комок бумаги в зеленую краску и поставьте отпечаток на нашем дереве. Также мы можем нарисовать небо, солнце, траву и цветы. Вот какая красивая картина у нас получилась.
Какие мы молодцы, все задания прошли Бабы-Яги и помогли Аленушке вернуть ее братца!
Рефлексия:
1. Ребята, как вы думаете, могли бы мы, люди, жить без природы?
2. А что произойдет, если не будет "живой" и "неживой" природы?