Ольга Кудрина
Конспект занятия по познавательному развитию «Птица поползень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
познавательное развитие
по технологии «Ситуация»
в разновозрастной группе компенсирующей направленности
«Птица поползень»
возраст детей (5-7 лет)
Цель: Познакомить детей с птицей поползень, продолжать развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаболицу.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие :
- закрепить представления детей о зимующих и перелетных птицах;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
-познакомить с птицей поползень, его характерными особенностями;
Речевое развитие :
- совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;
- упражнять детей подбирать слова, противоположные по смыслу;
- активизировать словарь: зимующие, перелетные;
-способствовать совершенствованию умения составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;
Художественно-эстетическое развитие :
- закреплять умение пользоваться клеем аккуратно, используя салфетки;
Социально-коммуникативное развитие :
- способствовать успешной работе в подгруппах, договариваться о последовательности выполняемой работы, воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе;
Оборудование:
Письмо от Лесовичка, конвертик с изображением птиц в письме, знаки перелетных и зимующих, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц на столе в группе, книга о птицах, видео-ролик о поползне, мяч резиновый средний для игры, магниты по количеству детей, коробочка с загадками, конверт со схемами мнемотаблицы, клей-карандаш по количеству детей, салфетки, перья птиц, шишки, ветки.
Ход занятия:
Дети находятся в группе с воспитателем.
1. Введение в игровую ситуацию. (3 мин)
- Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик
(демонстрирую детям перья различных птиц, шишки, ветки – предметы леса).
- Ребята, а чьи это перья?
Дети:- Птичьи.
- А откуда же шишки, ветки, хвоя?
- Из леса….
- Верно, это предметы из леса…Интересно, как они к нам попали? А что это за конверт на подоконнике? ( открывает конверт и читает письмо от Лесовичка: «Здравствуйте, ребята! У меня в моем сказочном лесу приключалась беда! Недавно я гулял по своему лесу, проверял все ли у меня в лесу в порядке, и повстречал птиц. Начал я проверять все ли перелетные птички улетели в теплые края. И вот, случилась со мной беда! Позабыл, я позабыл и перепутал названия птиц, Снегиря назвал Ласточкой, Сороку –назвал Дятлом! Посмеялись птицы надо мной! Совсем я стал старенький и все позабыл! А как же мне теперь за порядком в лесу смотреть? А вдруг какие -нибудь птички время года перепутают и не улетят во время в теплые края! Беда мне, беда, ребята! Помогите мне!» (воспитатель достает сверток, на котором изображены два прямоугольника – зеленый и синий, на которых схематично изображен косяк улетающих на юг птиц (зеленый прямоугольник) и кормушка (синий прямоугольник, и картинки (которые дети пока не видят-они в конверте) с разными птицами, которые необходимо наклеить в соответствующие прямоугольники)
В-ль:
- Вы хотите помочь Лесовичку? (да) А что мы должны сделать? (подсказать какие птицы зимующие, а какие перелетные)
-А вы сможете это сделать? (да) Почему вы так думаете? А если не сможете, что будем делать? (спросим у кого-нибудь или прочитаем в энциклопедии, или посмотрим в интернете)
Предлагаю сесть на стульчики.
2. Актуализация знаний. (5 мин)
В-ль:
- Для того, чтобы помочь Лесовичку нам самим сначала нужно вспомнить то, что мы знаем о птицах, верно? Давайте вспомним кто такие птицы? Где они живут? Чем покрыто тело птиц? Что есть у всех птиц? Какие виды птиц вы знаете? Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются? Какую пользу птицы приносят природе?
- Посмотрите, сколько изображений птиц лежит у меня на столе! (обращаю внимание на стол, где расположены картинки с птицами. Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки).
-Каких из них вы знаете, назовите.
( ответы детей: Снегирь, синица, сорока, дятел, воробей, поползень, кукушка, ласточка, скворец, лебедь).
- Птиц много. Давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие. Ставлю на доску сверху два условных знака, обговариваем каждый знак.
-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).
Дети: - Перелетные птицы.
-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).
Дети: - Зимующие птицы.
- Молодцы, правильно догадались.
-Давайте разделимся на две группы. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.
Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.
Например:
Ребенок: - У меня на картинке нарисована Сорока, это зимующая птица, я поставлю ее рядом со знаком «Кормушка»…. и т. д.
Дети располагают птиц под соответствующими знаками с помощью магнитов на доске.
Ответы детей. Среди птиц присутствует незнакомая птица, дети не знают к какой группе ее отнести
3. Затруднение ситуации (2 мин)
В-ль:
- А почему эту птицу никто не взял?
( ответы детей: не знаем что это за птица)
- Что будем делать? Как поможем Лесовичку? Что нужно делать, если чего то не знаешь, но хочешь узнать?
( ответы детей: спросить у того, кто знает, посмотреть в энциклопедии или в интернете, сделать самому, а потом проверить по образцу)
4. Открытие нового знания (8 мин)
Дети высказывают предположения о том, где можно взять информацию о незнакомой птице, предлагают почитать в книге «Зеленые страницы».
В книге находят картинку с изображением поползня и подпись к нему- воспитатель читает-ПОПОЛЗЕНЬ
-Ребята, эта птица называется Поползень! Но в этой книге только лишь картинка поползня, а описания нет! А давайте посмотрим один небольшой видео-ролик о птицах, я вчера его как раз смотрела, может быть там узнаем о птице ПОПОЛЗЕНЬ?
(просмотр видел-ролика о Поползне, дети сидят на стульчиках)
В-ль:
- Что мы узнали о поползне?
Дети:
- Поползень- это небольшая птичка, сверху оперение серого цвета с голубым оттенком, передвигается по стволу дерева интересным образом – головой вниз, очень подвижная птичка!
В-ль:
-Узнали мы с вами какая это птица зимующая или перелетная?
Дети:
-Нет…
В-ль: Ребята, а вы не забыли от кого мы получили письмо? (от Лесовичка, верно, а Лесовичок живет в сказочном лесу? (Да, А в сказочном лесу происходят волшебные явления? (наверняка, да, а кто самый главный волшебник в зимнем сказочном лесу? (дед Мороз, Может быть и нам поможет дедушка Мороз справиться с нашей трудностью? (дети осматриваются кругом и находят под елочкой коробочку с загадками и замками)
КОРОБОЧКА С КОНВЕРТОМ, НА КОТОРОМ НАПИСАНЫ ЗАГАДКАМИ, СКРЕПЛЕННЫЕ ЗАМКОМ (отгадыватся загадка, открывается замок, дети стоят полукругом
ЗАГАДКИ
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно ты будешь мой.
(дятел)
Чик-чирик!
К зернышку прыг.
Клюй, не робей!
Кто же это?
(воробей)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это
(снегири)
По стволам туда- сюда
Схватит в клюв жука - еда.
Ползает он целый день
Называют… поползень
В-ль достает карточки из конверта (из мнемотаблицы, показывает детям карточку и читает текст (дети садятся на стульчики)
КАРТОЧКА № 1: «Птица, которая умеет передвигаться по стволу деревьев вниз головой называется - поползень.
КАРТОЧКА № 2: Это небольшая птичка с коротких хвостом.
КАРТОЧКА № 3: У поползня ножки короткие, а пальцы длинные с изогнутыми и очень острыми коготками.
КАРТОЧКА № 4: Это позволяют поползню отлично держаться на стволе дерева вниз головой.
КАРТОЧКА № 5: Окраски у поползня нежно-серого цвета с голубоватым оттенком верхней части тела и белым оперением брюшка.
КАРТОЧКА № 6: Поползень очень подвижный, весёлый и неутомимый.
КАРТОЧКА № 7: Питаются поползни, как и синицы, в основном, насекомыми, которых находят на поверхности или в коре деревьев. Кроме того они собирают и семена многих лесных растений.
КАРТОЧКА № 8: Круглый год поползни любят делать запасы. Они прячут семена, семечки, орешки в щелях ствола, в трещинах коры, прикрывая их иногда кусочками той же коры.
КАРТОЧКА № 9: Зимуют поползни, никуда не улетая, в своём родном лесу. Посещают в этот период ближайшие деревни и сёла, залетают в города.
В-ль?
- Скажите ребята, теперь мы узнали какой птицей перелетной или зимующей является поползень? (зимующей)
5. Включение нового знания в систему знаний (5 мин)
В-ль:
- Сейчас я предлагаю вам самим рассказать о поползне с опорой на эти схемы, чтобы мы с вами еще лучше запомнили про эту необычную птичку- поползень, хорошо?
-Да!
Воспитатель выставляет схему на доску: название, части тела, цвет, где живёт, чем питается
Составление рассказа о поползне детьми (2-3 рассаказа)
-Молодцы, а сейчас давайте немного поиграем с мячом:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
У поползня туловище мелкое, а у вороны - (крупное) .
У сороки клюв большой, а у поползня-… маленький
У поползня хвост короткий, а у дятла-…длинный
У поползня лапки тонкие, а у вороны-…толстые
В-ль:
- Ребята, настало время отправлять письмо Лесовичку. Сможем мы теперь легко разделить птиц на две группы?
Дети: да
В-ль достает из письмо Лесовичка, разворачивает его, дети приклеивают изображение птиц на письмо, разделяя птиц на две группы : перелетные и зимующие.
6. Осмысление. Итог (2 мин.)
- Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Кому мы сегодня помогли? А почему нам удалось помочь? Ребята, а нам сразу удалось оказать помощь Лесовичку? В чем у нас было затруднение? Как мы справились с трудностями? Стыдно чего то не знать? ( ответы детей: не знать-не стыдно, стыдно-не хотеть чего то узнать) Я сегодня за вас очень рада, вы большие молодцы!