Белозерцева Татьяна Геннадьевна
Занятия по познавательному развитию «Песня колокольчика»
Цель: Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси.
Задачи:
Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах.
Развивать музыкальный слух, чувство ритма.
Воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа.
Средства и приемы:
- Музыкальное сопровождение: прослушивание записей звон колокольчика, звонов колокола.
-Использование ИКТ.
Материал:
Публикация «Занятия по познавательному развитию „Песня колокольчика“» размещена в разделах
1. Колокольчики (металлические, стеклянный, деревянный).
2. Два бумажных колокольчика.
Предполагаемый результат:
Ребята заинтересовались историей происхождения колокольчиков и колоколов на Руси, закрепили знания о свойствах стекла, металла и дерева.
Ход занятия.
Музыка «Улыбка» (минусовка).
В зал, напевая веселую песенку «Улыбка», входит Петрушка с колокольчиком в руке :
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись, улыбкою своей
И она к тебе еще не раз вернется.
Петрушка: Здравствуйте ребята, здравствуйте гости! Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, а вы мне свою. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Ребята порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом, и тем кто сегодня пришёл к вам в гости. Улыбнитесь друг другу.
Петрушка : Ребята, что это у меня в руке (Колокольчик.)
Петрушка : Это – колокольчик. Слышите, как он звенит? Посмотрите на него внимательно.
Дети рассматривают колокольчик, звонят в него.
Петрушка : Из чего сделан этот колокольчик? (Колокольчик сделан из металла).
Петрушка: Каким свойством обладает металл? (Металл твёрдый, прочный, проводит тепло).
Петрушка: Почему колокольчики не делают из дерева? (Колокольчик из дерева не был бы таким звонким).
Петрушка: А в моей волшебной коробке есть деревянный колокольчик. Хотите послушать, как он звенит? (Да).
Петрушка: Ребята, а вы знаете, каким свойством обладает дерево? (Дерево не прозрачное, дерево горит, не тонет, удерживает тепло,)
Петрушка: Мы послушали, как звучит металлический колокольчик и деревянный. Ребята, а как вы думаете, можно ли сделать колокольчик из стекла? (Ответы детей)
Петрушка: Почему нельзя? (Дети называют недостатки стекла (оно хрупкое, легко бьется, его осколки будут очень опасны, достоинства (стеклянный колокольчик будет красиво звенеть).
Петрушка: А в моей волшебной шкатулке есть стеклянный колокольчик. Хотите его послушать? (Да)
Петрушка показывает стеклянный колокольчик, звенит в него.
Петрушка: Стеклянный колокольчик – это предмет искусства. Он очень хрупкий.
Петрушка: Ребята я очень люблю играть, и хочу показать вам мою любимою игру «Колокольчики». Вставайте на ножки.
Подвижная игра: «Колокольчик»
«Колокольчик нам поет, поиграть он нас зовет»-
Дети напевают песенку:
Колокольчик звонкий,
Голосочек тонкий,
Зазвени скорее,
Да повеселее!
У петрушки два колокольчика - большой и маленький. Под звучание большого колокольчика дети неторопливо гуляют, под звучание маленького колокольчика - легко бегают.
Петрушка: «Какая интересная игра! Мне она очень нравится!» А вам понравилась?
Петрушка: Мы рассмотрели разные колокольчики, поиграли в игру. А вы знаете, когда появились первые колокольчики?» (Ответы детей).
Петрушка: Сейчас я вас познакомлю с историей колокольчика. Рассаживайтесь поудобнее и слушайте.
Дети занимают места.
Петрушка: Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик. (СЛАЙД 1 цветок). Легенда рассказывает, что когда-то давным - давно, епископу Ноланскому приснился сон в котором он увидел полевые цветы- колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении (СЛАЙД 2) Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке.
Колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси? (Чтобы созывать народ).
-Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание, звоном отмеряли дневные и ночные часы. Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа. Поэтому колокола русский народ любил, уважал, ценил, о них складывали загадки.
-Колокол словно живое существо. (СЛАЙД 3). Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище (юбка).
-А какой самый большой колокол? (Царь- колокол). (СЛАЙД 4). Как вы думаете, почему его так назвали? (Он самый большой и тяжёлый). Правильно. Он весит 200 тонн. Царь – колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, когда начился пожар царь – колокол находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями, деревянные леса загорелись, их стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много трещин и от него отвалился большой кусок. После пожара Царь – колокол пролежал в яме целое столетие. Позже колокол был поднят и установлен на каменный постамент, где он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший кусок колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя-колокола, который никогда не звонил. Стоит Царь- колокол сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России. Этот колокол – великан отлили русские мастера – отец и сын Иван и Михаил Моторины.
Петрушка: Мы с вами узнали про историю возникновения колокольчика и колокола. А сейчас послушаем звон колокольчика и колока.
Петрушка: Устали. Вставайте на ножки.
Физ. минутка «Жаворонок»
В небе жаворонок пел, (махи руками)
Колокольчиком звенел, (вращение кистями рук)
Порезвился в вышине (руки вверх)
Спрятал песенку в траве (руки через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдёт, (приседают, обхватив колени руками)
Будет весел целый год (хлопают в ладоши и прыжки на месте)
Петрушка: А я вспомнил ещё одну игру, она называется «Большие и маленькие колокольчики».
Мальчики сейчас будут изображать большие колокола, они будут говорить (звонить) : «Бом — бом». Девочки будут маленькими колокольчиками, они будут звонить: «Динь — дон». Когда воспитатель показывает карточку с изображением большого колокола, звонят большие колокола (мальчики). Когда показывает карточку с изображением маленького — маленькие колокольчики (девочки). Если петрушка показывает обе карточки, то звонят все.
Петрушка: Ну, что ребята вам понравилось со мной играть. (Ответы детей)
Рефлексия.
- О чём мы беседовали?
- Что нового узнали?
- Что понравилось?