Людмила Лобанова
Конспект занятия по окружающему миру «Кто этот зверь?» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обучить детей исследовательской (поисковой) деятельности на материале познавательной энциклопедической литературы. Познакомить с обитателем леса – ягуарунди, с его средой обитания, повадками, поведением.
Задачи:
Обучающие: Закрепить и расширить знания детей о домашних и диких животных наших и других стран, об образе их жизни, о внешнем виде.
Развивающие: Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, посмотрю в книжке или спрошу у того кто знает».
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Кто этот зверь?“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Воспитывающие: Воспитывать любовь к животным.
Материал к занятию : подготовленные слайды на интерактивной доске:
Слайд 1: «Схематическое изображение животного- кошки». Слайд 2 игра: «Ягуарунди». Слайд 3: «Видео чирикающего ягуарунди». Музыка из программы «В мире животных», энциклопедия про животных, картинка – пазл «ягуарунди», карточки для игры «Чем отличаются кошки?»
Словарная работа: ягуарунди, прыгучие, Южная Америка. индейцы.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию:
Дидактические задачи: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о животных.
В группу заходит воспитатель в руках у неё картинка -пазл из шести деталек, на котором изображено животное. (Пазл в разобранном виде).
(картинка изображение Ягуарунти)
Воспитатель: - Ребята, помогите пожалуйста собрать мне этот пазл- картинку. А то я пока её несла, она рассыпалась.
Дети: -Мы сейчас её соберём. (собирают).
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, для чего я вам принесла вот эту картинку?
Дети: - Что бы мы посмотрели на эту кошечку, что бы мы вам рассказали про неё.
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: Закрепить у детей знания- о домашнем животном – кошке, особенности внешнего вида, повадки.
Воспитатель: - Давайте поместим эту картинку на доску.
(На интерактивной доске появляется изображение животного, не пазл.)
Воспитатель: - Почему вы решили, что это кошечка? По каким признакам вы понимаете, что это кошка?
Дети: - У неё острые ушки, есть лапы, длинный хвостик, глазки, усики, туловище покрыто шерстью.
(Дети, советуясь друг с другом на интерактивной доске выкладывают схематическое изображение кошки.)
Воспитатель: - А скажите мне кошка дикое или домашнее животное?
Дети: - Домашнее.
Воспитатель: - А чем питаются кошки?
Дети: - Кошки едят рыбу и мышей, пьют молоко.
Воспитатель: - а как называются детёныши кошки?
Дети: - Котята.
Воспитатель: - А как подаёт свой голос кошка?
Дети: - Она мяукает.
.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: Создать мотивационную ситуацию для введения знания о ягуарунди- дикой хищной кошке.
Воспитатель: - Объясните мне пожалуйста, почему сегодня я ходила в зоопарк который приехал к нам в город и там я увидела вот эту милую кошечку? Там она чирикала и ела фрукты.
Дети: - Мы не знаем.
Воспитатель: - Давайте сделаем вывод: - Мы с вами можем определить правильно кто изображён на этой картинке?
Дети: -Не можем.
Воспитатель: - Что нам с вами надо сделать?
Дети: -Узнать кто же на этой картинке.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: Познакомить с диким животным ягуарунди. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «Если что то не знаешь,спросить у того, кто знает. Посмотреть в книжке, позвонить маме». Сделать сравнительный анализ домашней кошки и дикой кошки ягуарунди.
Воспитатель: - Как можно узнать то, что не знаешь?
Дети: - Спросить у воспитателя. Посмотреть в книжке. Спросить у мамы и папы.
Воспитатель: - Ваши мамы и папы сейчас на работе. Мне придётся вам рассказать об этом удивительном животном. Вот, что можно прочитать в энциклопедии про ягуарунди.
Ягуарунди — хищная дикая кошка средних размеров, обитающая в Центральной и Южной Америке. Имеет необычную для кошачьих внешность, больше похожа на куницу, чем на кошку. Известна необычным для кошачьих поведением — может издавать необычные звуки (чирикает, питается фруктами и дружит с обезьянами.
(показ соответствующих фото ягуарунти)
Вытянутое тело, маленькая узкая голова, небольшие круглые ушки, короткая мордочка и длинный хвост. Кошку называют также кошка-ласка и водный ягуар. Индейцы приручали ягуарунди вместо кошек, и использовали их для охраны дома от мелких грызунов. Ягуарунди питается мелкими птицами, может есть ящериц, хомячков, рыбу, зайцев. А также ягуарунди едят растения и фрукты — бананы, виноград, фиги (инжир). Ягуарунди очень скрытные и осторожные животные, поэтому об их образе жизни известно не так много. Хищники активны в основном днем и вечером. Ягуарунди хорошо плавают, и могут переплыть среднего размера реку. Эти кошки неплохо лазают по деревьям, к тому же серый окрас отлично маскирует их в ветвях, тем не менее они предпочитают охотится на земле. Животные довольно прыгучие — могут выпрыгнуть на высоту до 2 метров, чтобы поймать птицу.
Воспитатель включает на интерактивной доске видео. Где ягуарунди издаёт звуки чирикающей птицы.
https://www.youtube.com/watch?v=tESALqXOLSc
Воспитатель: - Ребята. Теперь посмотрите на эти две картинки. Теперь вы можете определить, где ягуарунди- дикая кошка. А где домашняя кошка?
Дети: - Справа дикая кошка - ягуарунди. А слева домашняя кошка.
Воспитатель: -А ещё по каким признакам можно отличить дикую кошку от домашней?
Дети: - У домашней кошки более длинные острые ушки. Хвост не такой длинный как у дикой кошки. Есть полоски и пятнышки у домашней кошки и т. д.
(сравниваются фото обыкновенной кошки и ягуарунти)
Воспитатель: - Какой вывод мы с вами сейчас можем сделать?
Дети: - В природе есть и дикие и домашние кошки которые по внешним признакам очень похожи друг на друга.
5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка.
Дидактические задачи: закрепить знания у детей, полученные о ягуарунди. Развивать познавательный интерес.
Воспитатель: -А теперь мы с вами поиграем в игру: «Домашняя или дикая кошка». Я вам буду задавать вопросы а вы будете на них отвечать так: «домашняя» идти на месте,
«дикая» прыгать на месте.
1. Вытянутое тело, маленькая узкая голова, небольшие круглые ушки, короткая мордочка и длинный хвост.
2. Ловит мышей в подвале.
3. Питается бананами. виноградом.
4. Пьёт молочко. Ест рыбу.
5. Кошку называют также кошка-ласка и водный ягуар.
6. Это животное мяукает.
7. Это животное может чирикать как птица.
8. Может прыгать до двух метров в высоту.
9. Детёныши – котята.
Воспитатель : - Ягуарунди попросила нас поиграть в интересную игру: «Чем отличаются кошки?» Давайте поиграем.
Дети стоят полукругом у магнитной доски, воспитатель поочерёдно вывешивает карточки, дети рассматривают и отвечают:
Дети: - формой головы;
- формой туловища;
- хвостами;
- усиками;
- ушками.
Итог занятия.
Дидактические задачи: Провести рефлексию деятельности детей на занятии.
Воспитатель собирает вокруг себя детей :
-Что мы нового узнали?
-Как вы думаете, где можно применить полученные знания?