Лилия Саетова
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания»
Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие : формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Мир, открывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять взаимосвязь и взаимодействие окружающей действительности. Воображение, знание об окружающем мире ребёнка расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться.
Публикация «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на развитие их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Чтобы познавательное развитие ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное педагогическое руководство этим процессом.
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы.
Исключительно важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Очень важно в детском саду заложить основы экологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста. Основной целью экологического воспитания является развитие практически – деятельного отношения к окружающей среде. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
В дошкольном возрасте ребёнок всё воспринимает сердцем, он учится сочувствовать, переживать, заботиться о животных и цветах в уголке природы, наблюдать. Необходимо научить ребёнка осознанно-правильному отношению к природе, радоваться всему, что вызывает добрые чувства, возмущаться, негодовать, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. А это длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др. В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.
В работе с детьми основной задачей становится формирование у детей познавательных знаний о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни. Чтобы ребёнок знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им, надо следовать цели: формировать у детей навыки и умения через познавательное развитие.
Доступными средствами формирования познавательного интереса дошкольников к природе являются следующие формы и методы:
- наблюдения; циклы наблюдений;
- рассматривание иллюстраций и произведений живописи;
- моделирование (календари природы);
- просмотр кинофильмов, презентаций, диапозитивов;
- различные игры экологического содержания;
- проведение элементарных опытов;
- экологические занятия;
- включение в элементарную трудовую деятельность;
- чтение художественных произведений о природе;
- беседы;
- экскурсии, походы в природу;
- «Панорама добрых дел»;
- изготовление книг;
- экологические акции;
- экологические праздники и развлечения.
С детьми проводятся различные виды наблюдений, а длительные явления и события, происходящие в окружающей природной среде отражаются в графических моделях (календарях природы).
Работа с календарем погоды упорядочивает сезонные представления детей : ежемесячно одну неделю ведем наблюдения за погодой и отмечаем ее в календаре. Это развивает их наблюдательность, образное мышление, умение пользоваться символами. В конце каждого сезона создаем графическую модель, которая помогает обобщить признаки осени, зимы, весны.
Зимой ведется календарь наблюдений за птицами. Фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком). Также очень занимательными для детей являются наблюдения за ростом и развитием растений. Моделирование также осуществляем с помощью рисунков. Педагогический процесс строится так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний. Этим требованиям отвечает, прежде всего, такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни. Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений, за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Достоинством цикла является, его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 – 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно. Для экологического воспитания детей широко используются прогулки. Дети знакомятся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.
Помимо наблюдений проводятся экологические занятия :ознакомительные (дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы,познавательные (показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям, обобщающие (у детей формируются обобщающие представления об однотипных объектах или однородных явлениях природы, комплексные (в занятии на одну тему могут быть объединены различные задачи и разные виды деятельности детей).
Вариантом комплексного занятия являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия.
Огромную роль в познавательном развитии детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получаетконкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира и воспитания экологического сознания маленького человека.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, где дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Для организации детской экспериментальной деятельности в группах оборудованы центры экспериментальной деятельности. В них имеется необходимое материально-техническое оснащение:
Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
Например:
- дидактические игры: «Кто где живет?», «Экологическая пирамида», «Круговорот воды в природе», «Что где растет?», «Угадай правило», «Найди пару и назови», «Семена и листья» и др.
-словесно-дидактические: «Закончи предложение», «Загадки описания», «Что бывает зимой?», «Летает – не летает» и т. д. Словесные игры: развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
-строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
- подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Найди дерево», «У медведя во бору», «Перелетные птицы», «Огонь, земля, вода, воздух» и др.
-Проводятся дежурства в уголке природы как совместная деятельность одних и тех же детей в течение нескольких дней. За это время дети способны понять смысл и значение обязательного ухода за объектами природы, приобретают начальные практические навыки.
Много трудовых мероприятий происходит и на участке детского сада. На огороде знакомимся с различными овощами и даже выращиваем семена, поливаем, удобряем, полем, а в конце лета собираем урожай. На цветнике осенью собирали семена. Наблюдают и участвуют в посадке цветов, в процессе которой узнают, как размножаются луковичные и клубневые растения. В зимнее время организуется «огород на окне» — сеем овес для животных. Так как они нуждаются в витаминах особенно зимой и весной, когда еще нет зелени. В ящике весной дети сеют семена огородных культур: петрушки, укропа, помидоров, огурцов, наблюдают за их ростом, поливают, рыхлят, пересаживают в открытый грунт.
Чтобы помочь детям понять смысл бережного отношения к природе, смысл различных трудовых действий в уголке природы, на участке, направленных на создание или поддержание хороших условий для растений и животных ближайшего окружения, ведется «Панорама добрых дел». Этот педагогический прием побуждает в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах с которыми дети вступают в контакт. Проводятся различные экологические акции(«Покормите птиц зимой»).
Значение акций в экологическом воспитании чрезвычайно велико : участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения. Традиционными стали экологические праздники и развлечения («День Земли», где закрепляются результаты работы с детьми.
Также для развития познавательной активности детей в процессе экологического воспитания используется художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы с целью донести до детей смысл произведения.
Познавательное развитие детей зависит и от взаимодействия с родителями. Ведь если родители покажут своему ребенку положительный пример, то ребенок будет подражать им. И происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются следующие формы – родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, «Дни открытых дверей», игры – викторины, акции, праздники.
В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей, развивается его познавательная активность. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений и семьи в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.