Земфира Рамазанова
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог ГБДОУ № 71 Центрального района Санкт-Петербурга
Рамазанова Земфира Магамедсултановна.
Целью познавательного развития детей дошкольного возраста – развитие познавательных интересов ребёнка, желания и стремления получить новые знания.
Задачи познавательного развития дошкольника:
- Расширять кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего непосредственного окружения;
- Создание условия для развития самостоятельной познавательной деятельности;
Публикация «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к миру.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания. Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, числе, времени, звуку, движению и т. д.). О малой Родине и Отечестве, ценностях нашего народа. О традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей. Об особенностях природы, многообразие стран и народов мира.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
Чтобы эффективно развивать познавательную сферу ребенка, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.
Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.
Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.
Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности использую различные игры. Познание идет через игру, так как игра в дошкольном возрасте занимает ведущую деятельность, дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится наша работа по познавательной деятельности. Очень важно научить детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.
Организацию познавательной деятельности детей дошкольного возраста педагог может самостоятельно разработать и наполнить его содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы. Главное — умело и эффективно использовать эти возможности в познавательном развитии каждого ребенка, ведь именно от нас педагогов зависит уровень развития познавательной активности, познавательных интересов и познавательных способностей наших воспитанников.
В своей группе я создаю все условия для полноценного развития ребёнка. Создание обогащённой предметно – пространственной среды. Создание предметно – поисковых ситуаций на НОД. Интеграция разнообразной деятельности. Стимулирование проявления положительно – эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам детской деятельности.
Основным показателем развития ребенка дошкольного возраста является степень овладения им всевозможными видами детской деятельности, они служат главной движущей силой и источником развития ребенка, а также в них наиболее ярко проявляются все его достижения. Важность познавательного развития ребенка дошкольного возраста описана в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Он предполагает формирование познавательных действий, познавательной мотивации, любознательности, первичных представлений об окружающем мире и явлениях, становление сознания.
Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как это способствует развитию любознательности, мыслительных процессов, устойчивых познавательных интересов через исследовательскую деятельность. В работах Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Паньковой отмечается важность приобщения дошкольников к осмысленной деятельности, в процессе которой дети самостоятельно могут обнаруживать свойства предметов, их сходства и различия. Осмысленная деятельность предоставляет им возможность получать знания самостоятельно эффективным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является проектная деятельность, которая обеспечивает развитие познавательных интересов детей, способности самостоятельно формировать свои знания, ориентироваться в окружающем информационном пространстве, развитие критического и нестандартного мышления. В практике современных дошкольных образовательных организаций используются следующие типы проектной деятельности: – исследовательские проекты, которые требуют от ребенка продуманной структуры, подчинения логике исследования, выдвижений предположений решения обозначенных задач, разработку путей решения поставленных задач, в том числе экспериментальных, опытных; дети проводят эксперименты, опыты, анализируют полученные результаты, формулируют выводы и оформляют результаты исследования; – творческие проекты чаще всего не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности всех его участников, она только намечается и развивается, подчиняясь необходимому конечному результату, который может быть оформлен как видеофильм, презентация, драматизация, праздник, выставка, альбом, игра, праздник; – игровые проекты, в которых структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. В процессе проведения проекта дети принимают на себя определенные роли, которые обусловлены содержанием проекта; – информационно — практико-ориентированные проекты направлены на сбор сведений и информации о каком — либо объекте, процессе, явлении; предполагается ознакомление детей с этой информацией, ее анализ, обобщение и систематизация фактов; результат проекта ориентирован на интересы самих участников; дети собирают и изучают информацию, обсуждают её, полученные результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей.
Кроме традиционных форм обучения, используемых педагогами в рамках непосредственно образовательной деятельности целесообразно применение нетрадиционных форм, которые ни так давно вошли в педагогический процесс ДОО. Именно на таких мероприятиях педагоги имеют возможность не только закреплять, уточнять, расширять, систематизировать накопленные представления детей; но и вводить новое содержание.
Ещё один важный аспект развития познавательной деятельности детей, это вовлечение их родителей. Помощь родителям в правильном развитии детей. Рекомендации для родителей.
Таким образом, из выше написанного следует, что тот спектр форм организации познавательного развития, который используется в условиях ДОО, имеет широкие возможности в формировании познавательной мотивации, активности и интереса у дошкольников.
Приведу пример своей деятельности для развития познавательного интереса детей через досуговую деятельность:
Тема: «Космос»
Цели:
• Дать детям представление о том, что такое «космос»;
• Развивать наблюдательность и интеллектуальные способности детей.
Ход занятия
Введение в тему:
Сегодня мы поговорим о космосе. Как вы думаете, что такое космос?
(Ответы детей.)
Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это космос. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды, планеты, спутники, астероиды, карликовые планеты, кометы, метеориты.
Звезды светятся сами и освещают планеты. Это очень большие небесные тела. Они занимают в небе определенное положение.
Для удобства люди условно делят небо на области - созвездия.
В настоящее время известно 88 созвездий. Знаете ли вы какие-нибудь созвездия? (Ответы детей)
Наше Солнце – это тоже звезда. Солнце является центром Солнечной системы, в которую входит наша планета – Земля.
Земля, как и другие планеты, освещается Солнцем. Когда на освещенной стороне Земли день, на другой стороне – ночь.
Планеты, как и звезды, имеют форму шара.
Какие планеты вы знаете? (Ответы детей)
В нашу Солнечную систему также входит карликовая планета - Плутон
У планет есть свои спутники. Спутник Земли – это Луна. Она движется вокруг нее.
Раньше люди считали, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. Но шло время, ученые доказали, что Земля обращается вокруг Солнца. А затем космонавты увидели это собственными глазами из космоса.
I. Физкультминутка. «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
1,2, 3, потянись,
Вот летит ракета ввысь!
II. Лепка
Ребята, сегодня мы будем лепить из пластилина космическую ракету. Вы знаете, для чего он предназначен? (Ответы детей)
Космический корабль – это и дом, и научная лаборатория. В нем живут и работают космонавты.
Ход работы
1. Разогреваем пластилин в ладонях. Скатываем достаточно большой шарик, затем катаем движениями вперед-назад, чтобы шарик немного вытянулся.
2. Ставим ракету на один конец и слегка надавливаем, чтобы нижняя часть стала плоской.
3. Верхнюю часть пальцами «заостряем».
4. Делаем опоры для ракеты. Проще всего это сделать, раскатав довольно толстый круглый блинчик и разрезав его стеком на 4 одинаковые части. Стеком же довести кусочки до треугольной формы. Присоединяем опоры.
5. Из небольшого шарика пластилина делаем «огонь», вырывающийся при старте. Если опоры получились тонкие и непрочные, то они могут
6. Делаем иллюминаторы из небольших шариков яркого цвета.
III. Итог занятия
- О чем мы вели сегодня речь на занятии?
(Ответы детей)