Куликова Римма
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности «Загадочный камень. Магнит и его свойства«
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад №47 «Лучик»
Воспитатель: Куликова Р. Б.
Познавательно-экспериментальная деятельность
Тема: «Загадочный камень». Магнит и его свойства.
Цель: создать условия для развития познавательной активности и экспериментальной деятельности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:
Обучающие: 1. Знакомить детей с понятием магнит.
Публикация «Конспект познавательно-экспериментальной деятельности „Загадочный камень, Магнит и его свойства„» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
2. Формировать представление детей о свойствах магнита,
о магнитном поле.
3. Познакомить детей с понятием «магнетизм».
Развивающие: 1. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
2. Развивать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
3. Способствовать развитию коммуникативных навыков, стремления к самостоятельному познанию, размышления.
Воспитательные: 1. Воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыт.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Коробка, камень-магнит,, пруд с рыбками, удочка, записки с заданием, «Наураша в стране Наурандии» – цифровая лаборатория для дошкольников, модуль «Магнетизм», датчики модуля, набор магнитов, пластмассовый предмет.
Раздаточный материал (на каждого ребенка) :
Набор магнитов, пластиковые банки в виде «Божьих коровок», набор предметов из разных материалов (дерево, резина, пластмасса, железо, оборудование для опытов: колба, вода, поднос, песок, бумажный лист с изображением цветов, бумажная бабочка, скрепки железные.
Место проведения: лаборатория детского сада.
Методические приемы: загадка, рассказ, вопросы к детям, исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, использование интерактивных методов обучения.
Предварительная работа:
- беседа «Кто такой ученый, лаборант»;
- ответы на вопросы: «Что такое исследование, опыт»;
- рассмотрение иллюстраций с изображением ученых, лаборантов, лабораторий;
Ход занятия:
Ребята, я приглашаю вас посмотреть отрывок из мультфильма «Ивашка из дворца пионеров». Почему Кащей не смог попасть в избушку бабы Яги? (ответы детей). Почему он прилип (Дети отвечают) А, как вы думаете, что такое магнит (рассуждения детей).Послушайте одну историю, которая произошла с мальчиком: «Давным-давно в старые времена жил пастушок по имени Магнис. И вот однажды у него пропала овца, пошёл он её искать в горы. Шёл он шёл и пришёл в одно место, где одни камни. Идёт он и чувствует, что сапоги стали к камням прилипать, потрогал камни рукой – не липнут, пошёл – опять сапоги прилипли. Была у Магниса палка с железным с железным наконечником. Тронул он камни деревянным концом – не липнут, а дотронулся железным – прилипла палка так, что отрывать её пришлось. Магнис рассмотрел камни и увидел, что они похожи на железо. Принёс он куски камня домой, показал людям и прозвали этот камень магнитом».
Ребята, сейчас, над свойствами магнита работают учёные. А кто такие учёные? (ответы детей). Так вот, ученые изучают свойства магнита, Что он умеет делать, и работают над тем, где его свойства можно применить.
А, вы, хотите попробовать стать учёными и изучить свойства магнита?
Раз, два, три вокруг себя обернись и в учёных превратись». Вот мы и попали с вами в лабораторию, где проводят разные опыты.
- И так, мои уважаемые лаборанты, я представляю вам хозяина лаборатории, ученого Наураша. Послушаем, что же он скажет про магнит.
Работа с цифровой лабораторией для дошкольников. На интерактивном экране Наураша показывает, что происходит с магнитной шкалой, а ребенок с помощью датчиков измеряет магнитное поле разных предметов.
- Слышали, что сказал Наураша? – У магнита есть свое магнитное поле, это невидимая энергия, она прячется возле магнитов, в разных электрических устройствах и притягивает металлические предметы, вы уже это смогли проверить.
- Давайте дальше послушаем Наураша. (магнитное поле)
- Вот и Наураша подтвердил, что магнит притягивает ТОЛЬКО железо.
(Наураша вместе с ребенком исследует магнитное поле пластиковой игрушки, делает выводы)
- Да, ребятки, Наураша прав, пластик не магнитный материал.
- А давайте-ка и мы с вами разгадаем секреты магнита и узнаем его свойства.
- Посмотрите к вам прилетели божьи коровки, вот какие они необычные, разноцветные. Они что-то с собой принесли, какие-то различные предметы.
- Давайте откроем коробочки и рассмотрим, что же там лежит.
( дети: деревянная игрушка, резиновый шарик, пластмассовая крышечка, железный мячик, железная скрепка)
- А теперь проверим, какой из этих предметов притягивает магнит.
(воспитатель раздает набор магнитов, дети проверяют, проговаривая вслух)
Мы с вами будем проверять свойства магнита : перед вами разные предметы. Какие? Дети перечисляют: бумага, картон, деревянные пластинки, кусочки пластика, металлические скрепки, шайбочки, шурупы и др. А теперь проверим, как магнит взаимодействует с этими предметами (дети проверяют, делят предметы на две группы, притягивающиеся и не притягивающиеся. и делают вывод: есть предметы, которые притягиваются, а есть которые не притягиваются). Предметы, притягивающиеся называются магнетическими, а не притягивающиеся – немагнетические.
Дети, разделите предметы на магнетические и немагнетические (дети выполняют задание). Свойства магнита притягивать предметы, называется магнитная сила.
Вывод: Магнит притягивает только железные предметы. Это свойство магнита – притягивать, примагничивать предметы, называется магнетизм.
ИГРА
В нашей волшебной лаборатории все волшебное, здесь есть маленький волшебный пруд – вот он. - Чем нам поймать рыбок? (ответы детей)
Точно, у меня есть волшебная удочки. Дети делятся на две команды. (Кто больше выловит рыбок из пруда)
ЗАДАНИЕ
1. Так, прочитаем: «ВЫПОЛНИТЕ НАУЧНОЕ ЗАДАНИЕ: НЕ ЗАМОЧИВ РУКИ ИЛИ КАКИХ-ЛИБО ПРЕДМЕТОВ И НЕ ВЫЛИВАЯ ВОДУ, ДОСТАНЬТЕ СКРЕПКУ ИЗ КОЛБЫ».
Воспитатель раздает каждому ребенку колбу с водой, на дне которой лежит железная скрепка. Дети с помощью магнита пытаются ее достать, проговаривая всю ситуацию.
- Магнитное поле проникло сквозь стенку колбы, сквозь воду и примагнитило скрепку. Вы смогли ее достать.
ЗАДАНИЕ
2. Читаем: «ПОДУМАЙТЕ, И НАЙДИТЕ СКРЕПКУ В ПЕСКЕ, НЕ ТРОГАЯ ПЕСОК РУКАМИ ИЛИ КАКИМИ-ЛИБО ПРЕДМЕТАМИ».
Воспитатель раздает каждому ребенку поднос с песком, в котором лежит железная скрепка. Дети с помощью магнита пытаются ее достать, проговаривая всю ситуацию.
- Вы над песком подержали магнит, магнитное поле проникло через песок и вы нашли три скрепки.
- Помните, я вам загадку загадывала? Как иголку можно найти в стоге сена? Магнитное поле проникнет сквозь соломинки и притянет иголку.
Вывод: магнит может примагничивать на расстоянии.
ЗАДАНИЕ
3. «ПРОЯВИТЕ СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ: НЕ ТРОГАЯ БАБОЧКУ РУКАМИ ИЛИ КАКИМИ-ЛИБО ПРЕДМЕТАМИ, ПЕРЕМЕСТИТЕ ЕЕ С ОДНОГО ЦВЕТКА НА ДРУГОЙ».
Воспитатель раздает каждому ребенку бумажный лист с изображением цветов и бумажную бабочку к брюшку которой прикреплена железная скрепка. Дети с помощью магнита пытаются ее переместить, проговаривая всю ситуацию.
- У бабочки на брюшке скрепка. Вы бабочку наверх листа положили, а магнит под лист поставили. Магнитное поле проникло сквозь бумагу и примагнитило бабочку со скрепкой, поэтому бабочка летала с одного цветка на другой.
Вывод: магнитное поле может проникать сквозь бумагу и примагничивать железо.
Итог:
- Итак, что же это за камень? (воспитатель показывает камень из коробки – магнит)
- Почему его так назвали? (в честь пастуха Магнуса, который нашел магнит)
-Что умеет делать магнит? (притягивать, примагничивать)
- Давайте вспомним: вы проверяли предметы. Какие предметы смог примагнитить магнит? (железные)
- Значит магнит примагничивает, ТОЛЬКО железные предметы.
- Далее вы доставали скрепку из воды. Что произошло? (магнитное поле проникло сквозь пластмассу и воду).
- Как вы достали железные скрепки из песка? (не прикасаясь к песку магнитом).
- Это значит – магнит умеет притягивать на расстоянии.
- В эксперименте с бабочкой что произошло? (магнитное поле проникло сквозь бумагу и примагнитило скрепку на бабочке).
- ТАК ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА КАМЕНЬ? ЧТО ОН УМЕЕТ ДЕЛАТЬ? (это магнит, он примагничивает только железные предметы, его магнитное поле проникает сквозь разные поверхности – пластмасса, вода, песок, бумага, магнит умеет притягивать на расстоянии)
- Понравилось вам работать в лаборатории?
- В следующий раз мы с вами узнаем про магнитные полюса.
Вывод: Магнит – это кусок железной руды или стали, способный притягивать железные и стальные предметы.