Елена Данилова
Познавательно-творческий проект в старшей группе на тему: «Книжкина неделя»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта : краткосрочный.
Срок реализации: 1 неделя.
Вид проекта : познавательно-творческий.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Материально-технические ресурсы:
- подбор методической и художественной литературы;
Публикация «Познавательно-творческий проект в старшей группе на тему: „Книжкина неделя“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Неделя детской книги. Книжкины недели
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги-энциклопедии; книга загадок; авторские сказки; русские народные сказки; детские журналы);
- дидактические игры;
- подбор мультфильмов;
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта :
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.
Актуальность данного проекта.
Чтение имеет огромное значение для формирования у детей грамотности и личностного развития в целом. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться.
На сегодняшний день у детей наблюдается снижение интереса к чтению художественной литературы. Книги становятся невостребованными, постепенно уходят на второй план. Дети чаще проводят время в компьютерных играх и перед телевизором. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, а также непонимание прочитанного; появляется невозможность выражения собственных мыслей.
Данным проектом хотелось бы помочь родителям, детям найти книги, которые помогут им приобрести радость общения.
В результате реализации проекта ожидается повышение педагогической культуры родителей, приобщение их к «семейному чтению», развитие познавательных способностей, любви к литературному чтению, развитие речи воспитанников.
Цель проекта : воспитание любви и бережного отношения к книгам. Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
Задачи:
- Поддерживать у детей интерес к художественной литературе, воспитывать любовь к книге, формировать читательские интересы.
- Познакомить детей с видами и назначением книг.
- Познакомить детей с процессом создания книги.
- Уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей.
- Учить детей создавать собственную книгу.
- Развивать творчество, воображение, фантазию.
- Дать детям знание о роли библиотеки.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
- Вовлечь родителей воспитанников в совместную с детьми, педагогами художественно-творческой деятельности.
- Создать соответствующую развивающую среду в ДОУ для реализации данного проекта.
Методы проекта :
- игровые: дидактические игры, настольные игры, подвижные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры;
- словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг, энциклопедий;
- практические: совместные действия педагога и ребенка;
- наглядные: использование иллюстраций, фотографий, показ мультфильмов; тематическая выставка.
Задачи по работе с родителями:
- Обогатить запас знаний родителей о роли чтения на развитие мыслительных процессов, творческих способностей.
- Повысить компетентность родителей по теме проектной недели.
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат:
- выставка детских работ (аппликация, рисование, поделки);
- совместные работы родителей и детей;
- речевое творчество детей;
- дидактические игры;
- НОД;
- игра-драматизация;
- называют любимые произведения;
- могут пересказать небольшие тексты, сочиняют сказки, выразительно читают стихотворения;
- умеют правильно и бережно обращаться с книгами: ремонтировать их, пользоваться закладками;
- дети узнали о значении книги для человека;
- дети владеют понятием «Библиотека»;
- знают о том, что нужно беречь книгу;
- умеют самостоятельно изготавливать книги.
Работа проводилась в двух направлениях:
- совместная деятельность взрослых и детей;
- взаимодействие с родителями.
Этапы работы над проектом
Этапы работы Формы работы Задачи
1 этап
Подготови-
тельный Решение проблемных ситуаций:
1. Чтение и обсуждение с детьми проблемы: «Нужны ли нам книги?».
2. Откуда книга к нам пришла. Совместная образовательная деятельность педагога с детьми.
3. Составление примерного плана работы:
- сбор информации о книгах, детских писателях;
- поиск книг, которых нет в группе, привлечение родителей к совместной работе;
- беседа и анкетирование родителей;
- объявление для родителей о начале проекта.
Возбудить у детей интерес к исследовательской деятельности, которая предполагает получение ответа на вопрос о том, для чего нужны книги.
Познакомить детей с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающих над книгой.
2этап
Практи-
ческий - Беседа «Откуда праздник к нам пришел». Знакомство с традицией проведения праздника: международный день детской книги.
- Путешествие по выставкам книг. Рассматривание книг, отличающихся по содержанию.
- Беседы: «Нужно ли беречь книгу?», «Из чего состоит книга».
- Ситуативный разговор: «Как я помогаю книге!»
НОД по художественно-эстетической деятельности рисование: «Обложка для книжки».
- НОД по изобразительной деятельности (аппликация) :
«О чем расскажет наша книга» (коллективная аппликация).
НОД по изобразительной деятельности (лепка) : «Царевна- Лебедь».
НОД по развитию речи: «Путешествие по сказкам».
- Чтение литературных произведений: З. Бычков «Праздник книжки», С. Михалков «Как бы жили мы без книг», К. Ушинский «Мышки».
- НОД по познавательно-исследовательской деятельности (социальный мир) : «Разговор о профессиях. Библиотекарь».
- Знакомство с пословицами: «Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится». «Испокон века книга растит человека».
«Кто читает, тот много знает».
- Конструирование с использованием математических наборов: «Собираем книжную полку, шкаф»; из конструктора: «Строим библиотеку».
Игровая деятельность:
- театрализованные игры: драматизация сказки «Теремок» для детей младшей группы;
- дидактические игры: ««Угадай к какой сказке иллюстрация?», «Узнай героя сказки по описанию», «Перепутанные книжки», «Испорченный телефон», «Доскажи словечко», «Расскажи любимую сказку», «Угадай сказку» (лото, «Сложи картинку и угадай сказку», пазлы «Сложи сказку».
- речевые игры: разминка «Пословицы», «Назови профессию».
- подвижные игры: «В темном лесу есть избушка», «Гуси-гуси», «Путаница».
- сюжетно-ролевые: «Книжный магазин», «Библиотека»,
«Издание газеты».
Рассматривание иллюстраций к любимым детским сказкам.
Пересказ прочитанных сказок.
Раскрашивание иллюстраций к сказкам Чуковского.
Познакомить детей с традицией проведения «Книжкиной недели» в нашей стране и появление международного дня книги.
Развивать интерес к книгам, желание их читать.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
Направление деятельности детей; стимулирование к проявлению творчества, активности, эмоционально-положительного отношения ко всему происходящему.
3 этап
Заключи-
тельный 1. Литературная гостиная «Праздник добрых стихов А. Барто».
2. Оформление выставок продуктов детской деятельности:
- «Обложка для книжки»;
- «Книжки-самоделки»;
- «Закладка для книги». Дать детям возможность проявить себя и свои знания во время изготовления книги.
Воспитывать стойкий интерес к книге, к чтению.
Взаимодействие с родителями
1. Анкетирование родителей: «Ребенок и книга».
2. «Читайте вместе с детьми» - стендовая информация.
3. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
4. Памятка для родителей «Как научить любить и беречь книги?».
5. Акция добрых дел «Подари книгу библиотеке».
6. Совместное творчество родителей и детей в сочинении небольшой сказки и оформление ее в виде книжки-самоделки.
7. Чтение сказок с детьми.
В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» у детей сформировались навыки работы с литературой: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение. Организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Все участники проекта получили позитивные эмоции, радость от совместной деятельности.
Предполагаемые результаты достигнуты:
— В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей;
— Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов;
— Были организованы для детей тематические выставки;
— Дети научились ремонтировать книги;
— Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям;
— Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.