Татьяна Большакова
Познавательно-творческий проектдля детей второй младшей группы «путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам» для детей второй младшей группы.
Автор проекта : Большакова Т,С.
Актуальность: Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Публикация «Познавательно-творческий проектдля детей второй младшей группы „путешествие по сказкам“» размещена в разделах
Необходимость приобщения детей к сказкам бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению был разработан проект «Путешествие по сказкам». Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности дошкольника в книжную культуру.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.
Тип проекта : Познавательно-творческий
Участники проекта : дети-родители-педагоги
Сроки реализации: краткосрочный -2 недели.
Цель проекта : Познакомить детей с русскими народными сказками; развивать интерес к русским сказкам. Воспитывать желание слушать их.
Задачи: Приобщать детей к книжной культуре.
- Учить детей внимательно слушать сказки, следить за развитием действий, понимать содержание.
- Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
- Развивать активный словарь детей, выразительность речи
- Подводить детей к самостоятельному пересказу знакомой сказки.
-Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
-Воспитать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
- способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т. д.);
-Вызвать положительные эмоции.
Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы проекта
Подготовительный:
•Изучение литературы по теме.
Анкетирование родителей «Книга в вашем доме». Анкетирование детей «сказка глазами ребенка» см приложение №
Разработка комплексно-тематического плана.
Основной этап
Решение поставленных задач проекта. (см тем план)
Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных).
Оформление выставок поделок и рисунков
«Сказочные герои глазами детей», оформление библиотечки «Сказки из детства».
Подготовка консультаций для родителей по данной тематике.
Составление памятки для родителей «Примерный список детской художественной литературы для домашнего чтения»
Родительское собрание «Сказка ложь да в ней урок», викторина «Ах, уж эти сказки!».
Заключительный этап
•Презентация проектной деятельности «Путешествие по сказкам»
•Заключительное мероприятие совместно с родителями и детьми «В мире сказок»
Создание предметно- развивающей среды
•Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал: Подбор литературы, стихов, загадок о сказках.
Подбор картинок животных, игрушек зверей.
Подбор различных иллюстраций к сказкам.
Материалы для художественного творчества.
Подбор различных видов театров.
Оформление книжного уголка.
План реализации проекта :
Тема содержание Работа с родителями
Сказка «колобок» Сюж рол игра «Библиотека»Совместная работа дети+ воспитатель
Оформление выставки русских народных сказок : «Колобок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Теремок»
Чтение сказки «Колобок». Беседа по прочитанному.
Рассматривание иллюстраций по сказке. Пересказ детей с опорой на иллюстрации.
Игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка»
Отгадывание загадок по сказке «Колобок»
Аппликация «Колобок»
д/и «Назови ласково», «Запомни и повтори»
Игра-драматизации по сказке
Итоговое комплексное занятие по сказке «Колобок»
см приложение№
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта.
Акция «Подари книгу детскому саду»
Составление памятки для родителей «Примерный список детской художественной литературы для домашнего чтения»
Консультация «Сказки в жизни детей»
«Как правильно читать детям книгу»
Родительское собрание «Сказка ложь, да в ней намек», викторина «Ах, уж эти сказки!».
Участие родителей сказки театра «бибабо»
«Заюшкина избушка»
Заключительное мероприятие совместно с родителями и детьми «В мире сказок»
«Маша и медведь» Просмотр видео сказки. Беседа по содержанию сказки.
Дид игра «Расскажи сказку»,
«Найди ошибку»
худ твор Лепка из теста «Пирожки для бабы,деда»,
п/и «У медведя во бору»,
Игровая сит: «Что такое хорошо, что такое плохо»,
Конструирование «Дом для мишки»
Сюж рол игра «Встречаем Машу»
Бодрящая гимнастика «Медвежонок косолапый»
«Теремок» Прослушивание аудио сказки, беседа по содержанию сказки.
Просмотр фото презентации: «Герои сказки», отгадывание загадок.
дид игра: «Кто в доме живет»
«Чья тень», «Кто лишний» «Найди отличия» «Составь по росту»
Игра-драматизации по сказке
игровая сит «Дорожка к теремку»
конструирование из строительного матер «теремок» обыгрывание построек с использование животных.
Игров упр «кого не стало» Подвижная игра «Теремокпоказ сказки театра «бибабо»
«Заюшкина избушка» Чтение сказки, пересказ с опорой на иллюстрац.
Дид игра «Чудесный мешочек», «Угадай, кто Я», «Закончи предложение»,
лепка «зайчик-попрыгайчик», рисование ладошкам «Петушок-золотой гребешок», Игра-драматизации по сказке.
игровое задание «закорючки»,
игра-забава «внимательные глазки». П/И «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит»,
ОД «Заюшкина избушка» см приложение №
Итоговые мероприятия Оформление выставки дет рисунков
«В гостях у сказки»см приложение №
оформление библиотечки «Сказки из детства».
Викторина по сказкам «Отгадай сказку»
Презентация проектной деятельности «Путешествие по сказкам»
Аналитическая справка к проекту
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);
Дети получили новые знания о значении сказки в жизни человека.
Создавая игровые проблемные ситуации, воспитатели побуждали детей использовать приобретённые знания и применять их в разрешении проблемы, а затем и закреплять через сюжетные игры, игры - инсценировки, игры - драматизации.
Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления о значении сказке в жизни человека. В результате реализации проекта обогатился и активизировался словарь. Сформировалось эмоциональное, положительное отношение к сказке, умение видеть прекрасное через сказку.
Приложение №
Комплекс бодрящей гимнастики после сна.
«Медвежонок косолапый»
(зарядка выполняется лежа в постели)
Медвежонок косолапый
Спал в берлоге рядом с мамой
А когда весна наступила,
Медведица сына будила:
- Медвежонок, ты вставай
И зарядку выполняй! Дети лежат на боку.
С боку на бок повернись,
И на спинку ты ложись. Переворачиваются
на другой бок, затем ложатся на спину.
Глазки сонные протри
И головку подними. Кулачками протирают глазки, чуть – чуть запрокидывают голову назад, поднимая подбородок кверху.
Влево, вправо посмотри,
Лапки к солнышку тяни. Повороты головы в стороны, руки поднять вверх.
А теперь скорей садись
И вперед ты наклонись. Сели на кровати, наклонились, достали ступни ног руками.
Нужно лапки разминать,
Чтобы бегать и скакать. Разминаем подошвы и пальчики ног.
А теперь пора вставать,
Из берлоги вылезать! Встают, идут одеваться.
Приложение №
Подвижная игра «Теремок».
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок. /Присели, встали руки вытянуты. /
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили. /Поклон. /
Там и мышка /Руки перед собой, бег на носочках. /
И лягушка, /Присели. /
Зайчик /Прыжки. /
С лисонькой –подружкой /Повертели «хвостиком»./
Серый волк –зубами щелк /Показали руками «пасть»./
В дружбе знали они толк. / Поклон. /
Но набрел на теремок
Мишка косолапый /Изобразить мишку. /
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. /Кулачок об кулачок. /
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались /Бег по кругу. /
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. /Собираются в маленький круг и обнимают соседа/.
Приложение №
Анкета для родителей «Книга в вашем доме»
Уважаемые родители отметьте галочкой нужный ответ
1. Есть ли у вас дома книги? (Да Нет)
2. Читаете ли вы дома книги? (Да Нет)
3. Есть ли в семье традиции семейного чтения? (Да Нет)
4. Совместное чтение детской литературы происходит:
(Часто Время от времени Редко)
5. Часто ли вы покупаете книги ребенку? (Да Нет)
6. Что на первом месте? (Компьютер Книги Телевизор)
7. Какова, по-вашему, роль книги в жизни ребенка?
(Эмоциональное удовлетворение от слушания Совместное общение со взрослым Познавательный интерес)
Анкетирование детей «сказка глазами ребёнка»
1. Есть ли у вас дома книги со сказками? Да Нет
2. Читают ли тебе взрослые? Да Нет
3. Нравится ли тебе слушать сказки? Да Нет
ОД «В ГОСТИ К КАЗКЕ» ПРИЛОЖЕНИЕ
Задачи.
Образовательные
- закрепить знания детей о геометрических фигурах, правильно называть их. вводит в активный словарь понятия «высокий - низкий»,
-Продолжать формировать навыки ритмичного движения в соответствии с характером музыки
-Закреплять умение отгадывать загадки
- уточнить представление о персонажах и последовательности сказки;
Способствовать формированию у детей положительных эмоций
Воспитательные
- воспитывать интерес к занятию, желание выполнять несложные задания.
Развивающие
развивать связную речь детей, способствовать развитию творческих способностей
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально – художественная.
Словарная работа: серый, пушистый, злой, хитрая, рыжая, игривая.
Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», рассматривание колобка, иллюстраций к сказке, отгадывание загадок.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент:
Воспитатель входит с корзинкой. В ней лежат шапочки животных р. н. сказки «Колобок»
Воспитатель:
По дорожке в сад я шла. И корзиночку нашла.
Хотите посмотреть, что лежит в корзинке? Значит надо отгадать загадки и название сказки. Воспитатель загадывает загадки
Слушайте внимательно!
Кто зимой холодной ходит злой, голодный. Он зубами щелка да щелк это сердитый, серый
(шапочка Волка)
Летом серый, зимою белый,
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
Среди всех лесных зверей
Известна хитростью своей,
вех обманет она ловко
Эта рыжая плутовка.
Зимой в берлоге спит И немножечко храпит. А проснётся — давай реветь, А зовут его.. (Медведь).
Из муки, сметаны он
В жаркой печке был печён.
На окошке полежал
Да из дома убежал.
Он румян и круглобок
Кто же это? (К…к).
Воспитатель хвалит детей за правильные отгадки и название сказки.
.
Воспитатель: Жил веселый колобок,
Колобок румяный бок.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел,
По дорожке покатился, скажите где он очутился?
В густом лесу очутился. Воспитатель обращает внимание детей на деревья в лесу, спрашивает у детей как называются.
Ответы детей. Елки
Воспитатель обращает внимание на высоту елок.
-Дети, все елки одинаковой высоты- ответы детей.
Игра «Высокий-низкий»
Катится, катится колобок, а навстречу ему идет
Ответы детей : зайчик. (Слайд) В: дети, а зайка ходит или прыгает? (муз сопр дети прыгают)
Я зайчик маленький,
Я зайчик серенький.
Прыг-скок, прыг-скок,
Помоги мне, дружок спрятаться под елкой.
В: Дети под какую елочку спрячем зайчика? Ответы детей.
Катится колобок дальше, а навстречу ему, Кто?Ответы детей :серый волк (слайд)
В: Дети, какой вол на экране?Как вы думаете испугался колобок волка? Как рычит волк? Ответы детей. надеть шапочку изобразить волка.
Я - сердитый волк,
Я зубами щелк да щелк!
В темный лес попал я вдруг,
Ели там растут вокруг.
Покатился колобок дальше и повстречал? Дети:- медведя. (надеть шапочку медведя-изобразить под муз сопр)
Мишка наш усталый
По лесу идет.
Фигуры геометрические
В мешке несёт.
Очень хочет он знать,
Как фигуры называть.
(В мешке у медведя лежат квадрат, круг и треугольник).
В: поможем мишке? Давайте вспомним и назовем геометрические фигуры
В:Покатился колобок дальше и кого он встретил? Дети: лису
Воспитатель: Опишите лису. Какая лиса?
Дети: Хитрая, рыжая, игривая.
Белка: А что случилось с колобком, когда он встретил Лису?
Дети: Колобок сел ей на язычок, и стал петь свою песенку, и она его съела.
Рефлексия
- Какую сказку сегодня мы с вами вспомнили? (Ответы детей)
- Вам понравилось наше занятие?
-Что больше всего вам понравилось?