Елена Комарова
«Моя Родина — берег Байкала». Познавательно-творческий проект по патриотическому воспитанию для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя родина – берег Байкала»
Проект групповой, познавательно – творческий.
Актуальность:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»
К. Симонов
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Любовь к родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Темочки:
- Байкал, озеро
- Байкал. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2024
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
В связи с этим одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, края.
Наш родной край знаменит озером Байкал, который уникален по своей структуре, географии, окружающей его флоре и фауне. Пожалуй, это единственное место на Земле, наполненное чистейшей пресной водой, которой можно напоить весь мир. Задача человечества сохранить чистоту воды, сберечь окружающую природу Байкала, разумно пользоваться ее недрами. С малых лет надо научить ребенка познавать природу, любить и оберегать ее, гордиться своей Родиной.
Цель:
формирование у детей нравственно – патриотических чувств; формирование у детей представления о нашем крае, познакомить детей с достопримечательностью нашего региона – озером Байкалом, а также с его растительным и животным миром, с позитивной и негативной деятельностью человека на Байкале; побуждать детей восхищаться красотой родного края; активизировать речь детей; расширить кругозор.
Задачи:
- дать детям элементарные представления об озере Байкал;
- систематизировать первоначальные представления о представителях животного и растительного мира Прибайкалья;
- воспитывать любовь и заботливое отношение к животному и растительному миру;
- воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- способствовать активному сотворчеству детей и их родителей, делая упор на совместную деятельность дома, в детском саду.
Участники проекта:
дети, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Возраст детей 4 - 5 года.
Сроки проведения: сентябрь – июнь 2023 – 2024 учебного года.
Формы проведения:
1. Беседы.
2. Чтение произведений.
3. Просмотр презентаций и фильмов.
4. Подвижные игры.
5. Дидактические игры.
6. Творческие мастерские.
7. Выставки.
8. Конкурсы.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- понимание того, что мы живем в крае, который славится красивейшим и чистейшим в мире озером Байкал;
- расширение знаний об озере Байкал, о его живой и неживой природе;
- формирование представления о необходимости вести деятельность по охране природы;
- пополнение предметно-развивающая среда материалом о Байкале.
Этапы работы:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
1 этап – подготовительный
Срок реализации сентябрь – ноябрь 2023 – 2024 учебного года
1. Выбор темы и ее актуальность
2. Определение темы, формулирование задач
3. Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: опрос родителей, с целью определения их отношение к патриотическому воспитанию детей.
4. Поиск источников информации и определение списка литературы
5. Разработка проекта (основного этапа, итогового мероприятия
6. Изучение опыта ведения проектной деятельности
7. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта
8. Анализ предметно-развивающей среды группы
9. Подготовка консультаций, памяток, папок-передвижек для родителей
2 этап – основной
Срок реализации декабрь – июнь, 2023 – 2024учебного года
Тематический план
работы по нравственно – патриотическому воспитанию
детей средней группы.
Содержание работы с детьми
Работа с родителями
Декабрь, 2023 – 2024 г. г.
«Мы живём в Сибири»
- формировать у детей представление о том, что мы живём в Сибири, о природных особенностях данного региона, о народах населяющих данный регион, воспитывать чувство гордости, расширять кругозор и словарный запас.
Беседа «Самый-самый край родной»
Беседа живая природа Сибири
Беседа неживая природа Сибири
Коренные жители Сибири.
П/игры народов Сибири
Создание альбома «Сибирь»
Рисование на тему «Мы сибиряки», «Дома жителей Прибайкалья»
Привлечь к участию в создании альбомов «Сибирь», «Красная книга Сибири»
Привлечь к участию в фотовыставки «Мы семья сибиряков»
Январь, 2023– 2024 г. г.
«Знакомство с Байкалом»
- формировать представления детей об истории возникновения, о природных особенностях Байкала, о его внешнем виде. Развивать эстетические восприятия, чувства любви и гордости, расширять кругозор и словарный запас.
Игра-путешествие «На Байкал».
Беседа «Мы с тобой, Байкал, друзья»
Дидактическая игра «Что это такое?»
Рассматривание иллюстраций из серии картин «Байкал»
Дидактическая игра с мячом «Воздух, вода, земля»
Творческая мастерская «Коллаж»
Чтение произведений о Байкале (легенды «Богатырь Байкал»)
Прослушивание записи шум Байкала
Слушание песен о Байкале
Привлечь родителей к изготовлению макета озера Байкал,
привлечь родителей к участию в конкурсе рисунков «Байкал»;
привлечь родителей к сбору природного материала.
Февраль, 2023 – 2024 г. г.
«В глубине Байкала»
- способствовать формированию первичных представлений о содержании подводного мира на Байкале, расширять кругозор и словарный запас.
Беседа «Уникальная байкальская вода»
Беседа «Глубины Байкала»
Творческая мастерская «Роспись байкальских камней».
Творческая мастерская «Обитатели озера Байкал. Рыбки» (рисование ладонями – коллективная работа)
Дидактическая игра «Да-нет»
Рассматривание иллюстраций «Подводный мир Байкала»
Подвижная игра «Поймай рыбку»
Подвижная игра «Море волнуется…»
Выставка журналов «Сибирячек»
Привлечь родителей к участию в конкурсе рисунков «Красавец Байкал», к составлению фотоальбома с видами Байкала.
Март, 2023 – 2024 г. г.
«Животные и птицы Байкала»
- способствовать формированию первичных представлений о содержании мира животных и птиц на Байкале, расширять кругозор и словарный запас.
Беседы о животных и птицах Байкала
Чтение произведений о животных Прибайкалья
Загадывание загадок о животных
Дидактическая игра «Найди детёныша для мамы»
Сюжетно-ролевая игра «Зоолечебница», «Доктор Айболит прилетел на Байкал»
Сюжетная игра «Прогулка в лес»
Словесные игры: «У лисы… лисенок», «Один-много»
Слушание, исполнение песен о животных
Просмотр иллюстраций, картин, фотографий
Творческие мастерские «Лепим животных и птиц», «Орешки для белочки»
Выставка журналов «Сибирячек»
Игровое упражнение «Собери шишки в корзинку».
Подвижная игра «Зайка серенький сидит».
Игра-путешествие «Чьи следы в лесу?»
Привлечь родителей к участию в конкурсе рисунков «Животные Прибайкалья».
Апрель, 2023 – 2024 г. г.
«Растительный мир Байкала»
- способствовать формированию первичных представлений о содержании растительного мира на Байкале, расширять кругозор и словарный запас.
Беседы о растениях Прибайкалья
Загадывание загадок о растениях
Дидактическая игра «Лист-дерево»
Дидактическая игра «Один-много»
Дидактическая игр «Найди лишний»
Дидактическая игра «Какого дерева не стало?»
Подвижная игра «К дереву беги»
Рассматривание иллюстраций «Растительный мир».
Творческая мастерская (рисование) «Ёлочка красавица».
Сюжетная игра «Прогулка в лес».
Привлечь родителей к участию в составлении гербария
Май, 2023 – 2024 г. г.
Человек и Байкал
- формировать представления детей о бережном обращении с природой, познакомить с негативными последствиями воздействия человека на экологию озера Байкал. Дать знания о трудовой деятельности рыбака.
Беседа «Не губите Байкал»
Подвижная игра «Поймай рыбку»
Творческая мастерская «Нерпа»
Дидактическая игра «Береги природу»
Дидактическая игра «Что будет»
Подвижная игра «Озеро».
Дидактическая игра «Живое – неживое».
Сюжетная игра «Мы едем отдыхать на Байкал»
Сюжетная игра «На концерте в лесу».
Полоса препятствий «Путешественники».
Привлечь родителей к изготовлению брошюры «Береги Байкал»
3 этап – заключительный
Срок реализации: июнь, 2023 – 2024 учебного года
- Создание фотовыставки «Байкал и мы»
- Создание презентации проекта «Моя родина – берег Байкала»
- Подготовка и проведение развлечения «Сказки Дедушки Байкала»