Хисматулина Анастасия Николаевна
Информационный познавательно-творческий проект «Россия — Родина моя» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Как велика моя земля!
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля.
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя земля от севера до юга,
Когда в одном краю весна –
В другом – снега и вьюга.»
Н. Л. Забила
Тема проекта:
«Россия - Родина Моя».
Вид проекта:
Долгосрочный (2021-2022 учебный год)
Тип проекта:
Информационный, познавательно-творческий
Участники проекта:
Публикация «Информационный познавательно-творческий проект „Россия — Родина моя“ в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
Воспитатели, родители, музыкальный руководитель, дети разновозрастной группы «Красная шапочка».
Место проведения:
МБДОУ «Детский сад № 283 г. Челябинска» (СП)
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на её просторах, полюбил её, кто прилагает усилия, чтобы она стала ещё краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является её сыном, значит Россия для него – Родина.
Гипотеза:
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Проблема проекта:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель проекта:
Вызвать у детей познавательный интерес к нашей большой, многонациональной Родине – России. Создать условия для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей родине.
Задачи проекта:
Обучающие:
- знакомство с Москвой – столицей Родины, её историей, достопримечательностями. Знакомство с другими крупными городами России;
- Продолжать знакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции;
- знакомство с русской культурой, языком, традициями;
- знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.
Развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности;
- развивать речь, логическое и ассоциативное мышление детей;
- расширить кругозор детей сведениями о родной стране;
- способствовать зарождению патриотических чувств;
- формировать у родителей активные жизненные позиции по вопросам патриотического воспитания.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
- экологическое воспитание: знакомство с природой России, воспитание любви и чувства прекрасного.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный:
Разработка проекта: определение цели и задачи проекта;
Подбор наглядного и демонстрационного материалов: художественной литературы: стихов, загадок, пословиц, произведений; дидактические игры, подбор информационного и музыкального материалов по теме проекта.
Обновление патриотического уголка.
Продумывание творческих заданий для детей и родителей;
Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной: (или этап реализации проекта):
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта:
тематические беседы;
рассматривание иллюстраций, фотографий;
чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;
прослушивание музыкальных композиций,
просмотр обучающих фильмов и презентаций,
творческая деятельность - рисование, лепка, аппликация;
дидактические игры, подвижные игры, игры малой подвижности, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры;
организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, развлечения);
совместная работа с родителями: консультации, совместные мероприятия - утренники, помощь в оформлении группы и участка группы;
В течение года организуются тематические стенгазеты, выставки детских работ по рисованию, лепке и аппликации.
Заключительный:
Подводятся итоги, оформление паспорта проекта.
Продукт проекта:
1. Изготовление фотоколлажей, посвящённых: «Ко Дню матери», «Олимпиада в Пекине-2022», «День Защитников Отечества», «Международный женский день».
2. Выставки детского творчества.
3. Выставка детско-родительского творчества.
4. Праздники, утренники, развлечения.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой Родины. Знают государственные праздники. У детей более глубокие знания о России.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства.
Все участники проекта (дети, родители и воспитатели) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Материально-техническое обеспечение проектной деятельности:
1. Календарь мероприятий по проекту «Россия - Родина моя» на 2021-2022 учебный год. Формы работы с детьми (Приложение 1);
2. Перспективное планирование работы с родителями группы «Красная шапочка» на 2021-2022 учебный год (Приложение 2);
3. Папки - передвижки «Консультации для родителей» (Приложение 3);
4. Картотека обучающих фильмов, мультфильмов, презентаций к проекту «Россия - Родина моя» (Приложение 4);
5. Фотоотчёт совместной деятельности воспитателей и детей разновозрастной группы «Красная шапочка» (приложение 5).
Приложение 1
Календарь мероприятий
По проекту «Россия - Родина моя» на 2021-2022 учебный год
Формы работы с детьми
Сентябрь
День знаний.
День города.
Беседы.
Беседа «Я – будущий первоклассник»; «Как мы ходили в гости в школу»; Искусствоведческая беседа «Путешествие в мир Златоустовской гравюры»; «Я в своём городе»; «Моя родина»; Рассказывание по теме «Моя страна»; искусствоведческая беседа «Путешествие в мир Дымковской игрушки»; «Правила поведения в лесу»; «Дары осени»; Рассказывание «Как хлеб на стол пришёл».
Ознакомление с художественной литературой.
Чтение К. Ушинский «Хлеб», Э. Успенский «Чебурашка идёт в школу», Ю. Мориц «Первое сентября», С. Маршак «Первый день календаря», Л. Петрушевская «Сказка про Азбуку», Н. Носов «Незнайка на Луне», В. Медведев «Звездолет Брунька», В. Нижего «На орбите Земли», А. Островский «Хорошо у нас в саду»; Н. Носов «Огурцы», В. Сутеев «Мешок яблок»; В. Зотов «Опёнок летний, опёнок осенний», М. Волошин «Осенью», К. Бальмонт «Осень на дворе».
Заучивание стихов Заучивание стихотворений Л. Дайнеко «Вот на земле огромный дом»; А. Л. Барто «В школу», «Помидоры», «Урожай», «Морковь», «Картошка»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов.
Рассматривание картин И. Соколов «Ночь накануне Ивана Купалы», В. Измайлович «Русский город-крепость», М. Эллерт «В избе»; картины, отражающие уборку урожая, рассматривание фотовыставки «Осень в нашем городе».
Музыкальная деятельность.
Прослушивание музыкальных композиций: «Наши игрушки», муз. В. Сидельникова, сл. М. Петровой; «Дом под крышей голубой», муз. Г. Струве, сл. В. Орлова; «Осень» муз. А. Вивальди (1 и 2 части)Г. Струве «Весёлая песенка»; заучивание песен: «Я хочу учиться», муз. Долухоняна, сл. М. Петровой, «Край, в котором ты живёшь», муз. Г. Гладкова, Р. Шумана «Весёлый крестьянин», «Осень» муз. А. Арутюнова, сл. Четвернина; танцевально-игровое творчество «Воспоминания о лете».
Рисование. «Вечерний город»
Аппликация. «Новые дома в нашем городе»
Лепка. «Подарок учителю»
Выставка детских рисунков. Фотовыставка «Осень в нашем городе»
Развлечение для детей. «День знаний».
Октябрь
Осень
Беседы.
«История моего города», «Город мой родной». - Как вы определили, что это флаг России?
- Что означает каждый цвет? «Наш край родной», Достопримечательности малой Родины, «Где ты живёшь?», «Улицы города», «Мы живём в России», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Осенние приметы», «Осенние витамины», «Хлебный голос», «Осень в лесах, садах и парках».
Ознакомление с художественной литературой.
Чтение С. Михалков "Моя Родина Россия", «Осенью» Волошин, Г. Струве "Моя Россия", Чтение рассказа В. Степанова «Что мы родиной зовём», «Уж небо осенью дышало…» А. С. Пушкин, Чтение сказки В. Катаева «Девочка и кувшинчик», С. Когана «Листки», Загадывание загадок об осени
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов.
Герб родного города, достопримечательности родного города, грибы, ягоды, фрукты, овощи, осень.
Музыкальная деятельность.
Прослушивание музыкальных произведений патриотической направленности: Свиридов Г. «Военный марш»; Брамс И. «Вальс»; конкурсно - музыкальное развлечение - «Главное - душою не стареть» ко Дню пожилого человека. (Совместное участие детей, бабушек, дедушек); заучивание стихов, песен на патриотическую тему.
Рисование. «Натюрморт из осенних плодов»
Аппликация. «Ваза с фруктами»
Лепка. «Натюрморт из овощей»
Выставка детских рисунков. «Осень золотая в гости к нам пришла»
Утренник. «Праздник урожая».
Ноябрь
День народного единства.
День матери.
Беседы.
«История возникновения России», «Богатства России» «Как я помогаю маме, бабушке» «Профессия моей мамы»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители России», альбомов «Моя семья».
Ознакомление с художественной литературой.
А. Барто «Разлука», «Мама поёт», Н. Саконская «Разговор о маме», В. Берестов «Праздник мам»,Е. Благинина «Мамин день», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Б. Емельянов «Мамины руки», К. Кубилинкас «Мама», Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»,Артюхова «Трудный вечер», Демыкина Г. «Мама», Михалков С. «А что у вас?»,Раджаб У. «Мамочка»
Цыферов Г. «Как стать большим», Пословицы и поговорки о матери, семье.
Музыкальная деятельность Тематическое занятие «День народного единства», презентация ко «Дню народного единства», развлечение «Хорошо рядом с мамой» ко Дню матери, поздравительный видео-ролик, посвящённый Дню матери.
Прослушивание музыкальных произведений патриотической направленности.
Чайковский П. «Времена года»; Шопен Ф. «Вальсы». Разучивание стихов, песен, танцев и игр ко Дню матери.
Рисование «Мама»
Аппликация «Кремль» «Моя семья»
Лепка «Нужные профессии»
НОД «День народного единства»
Утренник «День матери». Видео-ролик поздравления мам.
Декабрь
Новый год
Беседы.
«Русский Новый год», Легенды о появлении новогодней ёлки, «Как встречают Новый год в разных странах мира».
Просмотр презентаций «Традиции празднования Нового года в России»
Ознакомление с художественной литературой Чтение сказок: «Снежная королева», «Снегурочка», «12 месяцев», «Морозко», «Госпожа Метелица», В. Даль «Девочка-Снегурочка»,«Дети Деда Мороза». Чтение стихов о Новом годе, ёлке:С. Михалков «В снегу стояла ёлочка», Г. Х. Андерсен «Ель», С. Маршак «песня о ёлке», К. Чуковский «Ёлка», Трутнева «С Новым годом!», Е. Тараховская «Новый год», Прейсен Альф «Весёлый Новый год», С. Дрожжин «Дедушка Мороз», З. Александрова «Дед Мороз»,. Н. А. Некрасов» Мороз- воевода», И. Черницкая «Кто такой Дед Мороз».
Музыкальная деятельность.
Музыкальная композиция «Память о героях не уйдёт в забвенье…» ко Дню героев Отечества. (9 декабря). Прослушивание музыкальных произведений на тему патриотизма. Разучивание патриотических песен. Музыкально-театрализованное представление: «Новогодние забавы»
Консультация для родителей.
«Уроки гражданственности». Разучивание стихов, песен, танцев и игр к Новому году.
Рисование «Снежинки»
Аппликация «Зимушка - Зима», Подарок для родителей ёлочная игрушка «Зимний домик»
Лепка «Белочка»
Выставка детского творчества «Зимушка - Зима», «Кормушки»
Утренник «Новый год у ворот».
Январь
Рождество
Беседы.
Что такое Рождество, «Зимние забавы», «Беседа с детьми о русских народных сказках. «Как мы ходили на Ёлку» «На Руси святки? Что это такое?», «Коляда, коляда - отворяй ворота, Как праздновали «Святки».
Ознакомление с художественной литературой «Рождественской сказки», «Сивка-Бурка», «Василиса Прекрасная», «Снегурочка», «Никита Кожемяка», «Коляда под рождество», «Крещенский вечер», «Коляда под Новый год».
Чтение Фольклор: «Уж я золото храню», «Колядки», «Сейся, родился» «Рождество».
Просмотр презентации «Рождественские встречи»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов.
Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись, «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России», Рождественского вертепа, Рассматривание кукол в русских народных костюмах.
Музыкальная деятельность. Разучивание песен, закличек, колядки.
Рисование «Дед Мороз»
Лепка «Зимние забавы»
Аппликация. «Рождественская ёлка»
Выставка детских рисунков «Зимние забавы»
Музыкальная деятельность «Рождественские гуляния»
Февраль
День Защитников Отечества
Беседы.
«Наша Армия родная», «Моя Родина – Россия», «Кто служит в армии», «Военная техника — защитница и помощница солдат», «Какими должны быть мальчики? Почему?», «Рода войск», «Что нужно военному», «Для чего нужна армия?», «Наши папы», «Профессии военных».
Просмотр презентации «Роды войск».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов.
«Богатыри» картина В. Васнецова, «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России».
Ознакомление с художественной литературой.
Стихи: Л. Кассиль «Твои защитники», Агния Барто «На заставе», А. Митяева «Почему армия родная?». В. Руденко «Мужской праздник», «Матрос» Константин Ваншенкин, «Пограничник» Г. Ладонщиков, «23 февраля – зимний, чудесный» К. Авдеенко, «Будущий мужчина»В. Косовицкий, «Все на посту» Р. Алдонина. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести. Загадки о военной технике, и рода войск.
Музыкальная деятельность.
Прослушивание песен военных лет. Музыкально-спортивное развлечение «Защитникам Родины славу поём!» ко Дню Защитника Отечества. Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания.
Рисование «Наша Амия родная»
Аппликация «Открытка для папы»
Лепка «Пограничник с собакой»
Выставка детских рисунков «Портрет папы»
Музыкально-спортивное развлечение «23 февраля». Видео-ролик поздравления пап.
Март
Международный женский день
Масленица
Беседы.
«Масляная неделя», «История возникновения праздника 8 Марта», «Как мы поздравляем мам и бабушек», Женские профессии», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны».
Просмотр презентации «Масленица»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов. «Праздник Масленица», «Женские профессии», Моя мама.
Ознакомление с художественной литературой.
Чтение стихотворение, пословиц и поговорок о масленице, Крылатый, мохнатый да масленый». Гавриш, Ушакова, К. Ступницкий «Масленица». Чтение и обсуждение произведений: Е. Благининой «Посидим в тишине», Г. Виеру «Мамин день», Е. Пермяк «Мамина работа». Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Айога», «Кукушка». Стихи и загадки о маме. Пословицы и поговорки о маме.
Музыкальная деятельность. Разучивание стихов, песен, танцев и игр к празднику 8 марта. Разучивание народных игр, хороводы, заклички к «Масленице».
Литературные музыкальные занятия.
Рисование «Портрет мамы»
Лепка «Попьём час с блинами»
Аппликация «Открытка для мамы»
Выставка детских рисунков «Портрет мамы»
Развлечение для детей «Масленица»
Праздничное мероприятие «Мамочка любимая». Видео-ролик поздравления мам.
Апрель
День космонавтики. Пасха.
Беседы.
«Звезды и планеты», «Первооткрыватели космоса», «О космонавтах», Беседа-портрет «Знакомьтесь, Гагарин», «Земля – наш дом во Вселенной», «Что такое солнечная система», Беседа “Голубая планета Земля”, «Звезды и созвездия» -какая самая яркая звезда, Беседа «Зачем нужны сегодня искусственные спутники Земли?», «Кого берут в космонавты?», «Что такое праздник Пасха», «Пасхальная неделя», «Угощение на пасху», «Что мы знаем о Пасхе».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов.
«Детям о космосе», «Юрий Гагарин –первый космонавт Земли», «Наша Родина –Россия», «Карта России», «Пасхальные яйца», “Космические корабли”, Рассматривание карты звёздного неба, модели солнечной системы – развивать интерес к космосу
Просмотр презентации «День космонавтики», «С кистью и краской готовимся к Пасхе»
Ознакомление с художественной литературой.
Пословицы и поговорки о космонавтах. Чтение и пересказ рассказа В. Бороздина “Ракета” Носов «Незнайка на луне» Леонов А. «Шаги над планетой» Громовой, Е. Шаломонова. «Ожидание праздника», Л. Обуховой «Вижу землю», Леонов А. «Шаги над планетой». Стихи: Е. Гушакин «Звездный кот». Заучивание наизусть стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин».
«К празднику пасхи»: просмотр мультфильмов о космосе: «Тайна третей планеты»
Музыкальная деятельность.
Цикл Литературно музыкальных занятий «Страница великой победы», разучивание песет, танцев, хорды, игры к праздникам.
Литературные музыкальные занятия. Просмотр презентации - «22 апреля День Земли». Прослушивание произведений патриотической направленности.
Рисование «Полет на луну»
Лепка «Пасхальное яичко»
Аппликация «Космическое путешествие»
Выставка детских рисунков «Пасха»
Спортивно –Музыкальное программа.
Развлечение. «Космос далёкий и близкий», «Светлое воскресенье»
Май
День Победы
Беседы.
«О подвигах солдат во время Великой Отечественной войны», «День Победы», «Дети войны», «Блокадный Ленинград», «Георгиевская лента», «Что я знаю о Дне Победы?», «Какими качествами должен обладать настоящий солдат». Презентация «9 мая – День Победы», «Блокадный Ленинград»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов.
«Города – Герои в мирное и военное время», О солдатах, боях и сражениях в Великую Отечественную Войну. «Военные профессии».
Ознакомление с художественной литературой. Чтение А. Митяев «Наше оружие», «Почему армия всем родная», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Баруздин «Шёл по улице солдат», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Б. Никольский «Как танк под воду опускался», Чтение В. Д. Нестеренко «У обелиска».
Музыкальная деятельность. Разучивание песен, стихов, танцев к праздникам.
Рисование «Праздничный салют».
Аппликация «Цветы к Вечному огню»
Музыкально -патриотический праздник «Свет вечного огня»
Праздник Прощальный бал
Приложение 2
Перспективное планирование работы с родителями группы «Красная шапочка» на 2021-2022 учебный год.
Сентябрь Выставка «Урожайная осень»; участие детей в конкурсах осенних поделок.
Октябрь Консультация: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Ноябрь Фотовыставка: «Мама на работе»; Консультация: «Ребёнок и его родина».
Декабрь Консультация: «Новый год для детей - как устроить праздник?»; совместная деятельность педагогов и родителей по оформлению участка группы «По мотивам дымковской игрушки»
Январь Папка-передвижка: «Новый год»
Февраль Папка-передвижка «Защитники Отечества»; Помощь родителей в оформлении стенгазеты, посвящённой Зимней олимпиаде в Пекине.
Март Папки-передвижки: «Международный женский день», «Масленица».
Апрель Совместное оформление альбомов «Покорение космоса»;
Папки-передвижки: «Праздник Пасхи и весны», «День космонавтики».
Май Выставка детско-родительских рисунков «Я помню! Я горжусь!»; Помощь родителей педагогам и музыкальному руководителю в организации мероприятия «Чествование ветеранов ВОВ (предоставление информации о своих дедушках и бабушках - участниках ВОВ).
Приложение 3
Папки - передвижки «Консультации для родителей» группы «Красная шапочка».
Приложение 4
Картотека обучающих фильмов, мультфильмов, презентаций и музыкальных произведений к проекту «Россия - Родина моя».
1 Видео-презентация «Челябинск. От крепости до большого города».
https://www.youtube.com/watch?v=jCeXOLJDyEE
2 Видеопроект «Моя страна. Челябинск»
https://www.youtube.com/watch?v=xVsxEcWHKyY
3 Видео «Моя Родина - Россия. Что такое Родина?» https://www.youtube.com/watch?v=U0NZgngWBVY
4 Видео-презентация «День народного Единства» https://www.youtube.com/watch?v=vz8nmmZ7184
5 Видео-презентация «Новый год в России. Традиции празднования Нового года»
https://www.youtube.com/watch?v=tLVufcoiZ0Q
6 Видео-презентация «Рождество»
https://www.youtube.com/watch?v=e0DVzHDIGKM
7 Видео-презентация «День Защитника Отечества»
https://www.youtube.com/watch?v=FFkmNcF34fw
8 Видео-презентация «8 марта. История зарождения праздника» https://yandex.ru/video/preview/14114536152242885904
9 Видео-презентация «Детям о Масленице» https://www.youtube.com/watch?v=yXfHIOTn-I8
10 Образовательный ролик для детей ко Дню Космонавтики https://www.youtube.com/watch?v=WXGYMLa2IS4
11 Видео-презентация «Детям о Пасхе» https://www.youtube.com/watch?v=YN0FuBZ7U6s
12 Видео-презентация «1 мая. Праздник Весны и Труда» https://yandex.ru/video/preview/17641832337263636647
13 Видео-презентация «День Победы» https://www.youtube.com/watch?v=ArliV1-Fbok
14 Сборник мультфильмов «Гора самоцветов» https://www.youtube.com/watch?v=5SplWHUWNmY
15 Сборник мультфильмов «Русские народные сказки» https://www.youtube.com/watch?v=keq92fFcBBU
Приложение 5
Фотоотчёт совместной деятельности
воспитателей и детей разновозрастной группы «Красная шапочка».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Патриотическое воспитание дошкольников Н. В. Алешина.
2. Нравственное воспитание в детском саду. В. Г. Нечаевой.
3. «Воспитание маленького гражданина». Ковалёва Г. А.
4. «Нравственное воспитание в отечественной педагогике». Маркова В.
5. «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников». Маханёва М. Д
6. «Никто не забыт, ничто не забыто». Ершова З. А., Краскина Н. А.
7. Материалы Интернета.
8. «Хрестоматия по детской литературе». Боголюбская М. К.
9. «Наследие». Новицкая Н. Ю.
10. «Патриотическое воспитание в детском саду». М. Линка Пресс, 2003.