Наталья Шувалова
Познавательно-творческий проект по формированию элементарных математических представлений «Весёлая математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Тип проекта : Познавательно – творческий, краткосрочный, групповой.
Возраст: 5 – 6 лет.
Участник проекта : Воспитатель, дети 5 – 6 лет, родители.
Срок реализации: 2 недели (20.03 – 31.03).
Тип проекта : Краткосрочный.
Место проведения: группа «Русалочка», МБДОУ «Детский сад №38»
Актуальность:
Публикация «Познавательно-творческий проект по формированию элементарных математических представлений „Весёлая математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
Математика для детей имеет наиболее важное значение в развитии памяти, дальнейшего восприятия математической информации.
Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться в детском саду.
Математика – мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Цель проекта :
• Создание благоприятных условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта;
• Формирование базовых основ для успешного развития способностей и мышления детей.
Задачи:
- Образовательные:
Формирование умения применять математические знания в нестандартных практических задачах;
- Развивающие:
Знакомство с составом чисел до 10. Решать арифметические задачи. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10.
Закрепление знаний о геометрических фигурах, временах года, частях суток;
- Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, усидчивость.
Воспитывать интерес к математике.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня математических знаний и интереса у детей.
Использование в работе игровых технологий.
Активизация интереса родителей к математическим играм, упражнениям.
Методы и формы реализации проекта :
• Словесный метод (беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные и пальчиковые игры);
• Наглядный метод (рассматривание иллюстраций, личный пример воспитателя (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию);
• Практический метод (изготовление шаблонов геометрических фигур, творческие задания и упражнения, создание развивающей среды, оформление уголка в группе для познавательного развития детей);
• Игровой метод (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, ситуативные и т. д.).
Этапы реализации проекта
I этап – Подготовительный
• Выбор темы;
• Постановка целей и задач;
• Разработка проекта на тему «В стране геометрических фигур»;
• Подбор дидактических игр;
• Подбор материалов для бесед;
• Подбор иллюстративного материала для работы с детьми;
• Подбор методических рекомендаций для родителей;
• Привлечение внимания родителей к проекту;
• Изучение познавательной и методической литературы;
• Подбор и изготовление оборудования для игровой деятельности;
• Создание условий для реализации проекта;
• Взаимодействие с семьёй, совместное обсуждение по выполнению проекта.
II этап – основной
• НОД согласно календарно – перспективному плану в старшей группе. НОД по ФЭМП «Учись считать», «Веселая математика». НОД по Изо «Робот из геометрических фигур. Аппликация «Домик для собаки»;
• Чтение художественной литературы с элементами счета «3 медведя», «Цветик семицветик» Кашаев В., «4 желания» К. Ушинский;
• Заучивание считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах;
• Отгадывание загадок о геометрических фигурах;
• Раскрашивание математических раскрасок;
• Работа со счетными палочками;
• Разучивание пальчиковых игр;
• Дидактические игры «Танграм», «Волшебный мешочек», «На что похоже», «Собери квадрат», «Лабиринт»;
• Отгадывание задачек
• Подвижные игры «Сделай фигуру», «Море волнуется»
III этап – заключительный
• Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке;
• Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД;
• Беседа «Чем мне интересна математика»;
• Викторина «Мы молодцы»;
• Оформление уголка занимательной математики;
• Проведение итогового открытого занятия.
Результативность проекта
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движения. Освоили геометрические фигуры, научились сравнивать и выделять между фигурами: сходство и отличия; обогатился словарь математическими терминами. Научились использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности). Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.
Результаты проекта показали повышение уровня знаний детей в название геометрических фигур, формы, цвете.
В течении осуществления проекта был подобран методический материал, оформлен «Математический уголок». Материалы уголка постоянно пополняются, изменяются.
Проведение НОД
Развивающая предметно – пространственная среда:
- Обучающие настольные игры, мозайка, дидактические игры.
- Тетради с математическими заданиями для самостоятельной работы.
- Шаблоны с геометрическими фигурами.
Социально – коммуникативное развитие:
- Беседы: «Математика вокруг нас», «Что было бы, если мы не умели считать», «Как поймать время».
- С / р игра: «Магазин», «Аптека», «Стройка», «Школа».
Познавательное развитие :
- Математические загадки.
- Занятие «Учись считать», «Зачем нам календарь»
Речевое развитие:
- Считалки, стихи.
-Пальчиковая гимнастика.
Физическое развитие:
- Подвижные игры со счетом, ориентировка в пространстве.
- Счет прямой и обратный.
Художественно-эстетическое развитие:
- Лепка предметов (Какую геометрическую фигуру представляет определенный предмет).
- Аппликация («Клоун» из геометрических фигур)
- Изо (Раскрашивание математических картинок, рисование геометрических фигур. Рисование предметов, состоящих из геометрических фигур).
Чтение художественной литературы:
- «Три медведя» - русская народная сказка
- «Цветик семицветик» Кашаев В.,
- «4 желания» К. Ушинский;
Понедельник (20.03).
Утро: Беседа на тему: «Зачем людям нужна математика»
Изо: «Дома на моей улице (Изображение домов в форме геометрических фигур).
Прогулка: П / и «2 Мороза».
Вечер: Настольные игры: «Сложи картинку», «Найди похожие».
Вторник (21.03).
Утро: Математические загадки.
ФЭМП: «Ориентировка в пространстве» ( Использовать слова: «Слева», «Справа», «Сверху», «Внизу»).
Прогулка: П / и «Волк и семеро козлят».
Вечер: Работа в тетрадях по математике.
Среда (22.03).
Утро: Беседа о том, нужно ли знать части суток.
Изо: Рисование: «Домик для скворца» (Передать форму дерева «Цилиндр» и домик с крышей «Прямоугольный и Треугольный»).
Вечер: Чтение сказки «Три поросенка».
Четверг (23.03).
Утро: Д / и «Сложи квадрат, треугольник»
Конструирование: «Кораблик» (Учить сгибать лист бумаги по палам, по диагонали).
Вечер: Д / и «Дни недели» (Как называется день прошедший, наступивший, который будет).
Пятница (24.03).
Утро: Беседа на тему: «Зачем нужны цифры»
Аппликация: «Дом для пернатого друга» (Самостоятельно вырезать скворечник из бумаги. Наклеивать детали согласно образца).
Вечер: Сосчитать цветущие растения в группе.
Понедельник (27.03).
Утро: М / п игра «Третий лишний»
Изо: «Ворона» (Части тела используем геометрические фигуры).
Вечер: С / р игра «Магазин» ( Цель: счет муляжей продуктов, счет количества овощей и фруктов).
Вторник (28.03).
Утро: «Назови время года, суток» (Закрепить представление о частях суток, времени года с использованием карточек).
НОД ФЭМП: «Учись считать» (Упражнять в порядковом и количественном счете, пространственном ориентировании на листе бумаги. Решение математических задач).
Вечер: «Работа в тетрадях по математике».
Среда (29.03).
Утро: Д / и «Собери робота из геометрических фигур».
Изо: «Тарелка» (Декоративная роспись с использованием элементов геометрических фигур).
Вечер: Конструирование: «Мост».
Четверг (30.03).
Конструирование: «Лев» (Геометрические фигуры «Конус, круг»).
Прогулка: Д / и «Сколько на участке деревьев».
Вечер: Д / и «Волшебный мешочек». Игры со счетными палочками.
Пятница (31.03).
Утро: «Беседа чем мне интересна математика». Математические задачки. Решение задачек на слух.
Лепка: «Птица дивная» (Передать художественные признаки птицы).
Вечер: Викторина «Мы молодцы» (Закрепление итогов НОД, Д / и, познавательных занятий).
Литература:
1. Помораева И. А. «Формирование элементарных математических представлений» - М 2014г. «Мазайка – синтез».
2. Новикова В. П. «Математика в д / с старший дошкольный возраст» М- 2002г. «Мазайка – синтез».
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Н. Е. Веракса Волгоград 2016г. «Учитель».
4. «От рождения до школы» Н. Е. Веракса М – 2021г. «Мазайка – синтез». Инновационная программа дошкольного образования.
5. АБВГДейка: Комплексная программа подготовки детей к школе. Т. В. Калинина Волгоград «Учитель».