адима мукамбетиярова
Познавательно-творческий проект «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта : воспитанники старшей
группы, воспитатели, родители.
Выполнила: Мукамбетиярова А. А.
Образовательная область: художественно-эстетическое творчество.
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что
запечатлено народом,сохранено, что народ пронес через столетие».
Темочки:
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Б. М. Немецкий.
Актуальность проекта : Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Оно открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Выбранная мной тема актуальна, так как произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
Цель: формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством:, хохломской,гжельской росписью.
• формирование умения детей составлять узоры по мотивам народных росписей, используя разнообразные приёмы рисования и получать удовольствия от своей работы.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность детей.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, речь, умение анализировать.
• Развивать художественно - творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству, к народному творчеству, уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать эстетические и этические чувства.
Предполагаемый результат.
• развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного искусства;
• создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;
• умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции;
• создание мини-музея «Народные промыслы».
Формы реализации проекта
-беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
-рассматривание видов росписи;
-выполнение работ по изобразительной деятельности;
-выставки рисунков и поделок по мотивам народного творчества;
-работа с родителями;
-совместные работы с детьми;
-консультации для родителей и педагогов;
-беседы;
-обогащение предметно-развивающей среды ;
-создание альбомов «Гжель», «Хохлома»;
- изготовление д/и «Цветное лото», «Угадай узор»;
-создание презентации к педагогическому совету
Этапы реализации проекта :
• подготовительный;
• практическая деятельность;
• заключительный (обобщающий).
Подготовительный этап:
- Определение проблемы, цели и задач проекта.
-Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование, разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
Практическая деятельность:
-организация образовательного процесса
-организация развивающей среды;
Заключительный (обобщающий)
-презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
-подведение итогов.
Условия реализации проекта :
-Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – речевую, коммуникативную;
-Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;
-Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;
-Бережное, уважительное отношение к детскому творчеству; создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельности;
Создание эстетически-развивающей среды.
Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности.
Методы и приемы:
•Наглядный (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, и др. наглядных пособий).
•Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения).
• Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий.
Методическое обеспечение проекта :
• Предметно-развивающая среда: выставки по каждой теме, подготовка материала.
•Включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей.
•Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения.
• Регулирование активности и отдыха (расслабления) .
Организация работы над проектом :
Организация работы с детьми
Работа с родителями
Обогащение предметно-развивающей среды.
Основные формы работы с детьми:
-совместная деятельность взрослого и ребенка;
-самостоятельная деятельность детей;
-рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций;
-чтение и обсуждение художественной литературы;
-продуктивная деятельность под музыку;
-физкультминутки;
-оформление выставки.
-дидактические игры;
-беседы;
-чтение познавательной литературы.
Работа с родителями:
1. Консультация «Декоративно-прикладное творчество»
2. Консультация «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»
3. Консультация «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству»
4. Подбор материалов для творчества детей.
5. Пополнение наглядного материала по декоративно-прикладному искусству.
Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей. С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе предполагаются выставки творческих работ. В приёмной есть информационные папки, в которых находятся интересные для изучения материалы.
Результаты:
-создание альбомов: «Гжель», «Хохлома».
-Оформление мини-музея народного декоративно-прикладного искусства «Народные промыслы»;
-Выставка детских творческих работ
-Презентация проекта.
Реализация проекта по этапам
1 этап
1. Поиск, анализ, систематизация имеющейся литературы по декоративно-прикладному искусству.
2. Разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности.
3. Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
Рассматривают иллюстрации по декоративно-прикладному искусству;
Закрепляют знания о характерных признаках, особенностях узоров и элементов.
Консультация «Декоративно-прикладное творчество»
2 этап
март
«Хохлома»
1. Подготовка материала для бесед об истории промысла.
2. Подбор иллюстративного материала.
3. Создание альбома «Хохлома»
5. Консультация для педагогов «Изобразительное искусство- средство эстетического воспитания и развития творческой активности детей дошкольного возраста»
6. Консультация для родителей «Изобразительная деятельность и декоративная лепка»
Практическая деятельность:
1.«украшаем чашечку»
(лепка)
2.«Платочек» (рисование,
3.«Ложечка»
(рисование)
4. Д/И «Составь узор»
5. Оформление выставки детского рисунка
6. д/и «Из чего же,из чего же?»(дерево-Хохлома,глина-Дымка и т. д.)
7. Д/и «Перепутанные предметы»
8. Рассматривание фотоальбомов
9. Консультация «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»
11. Консультация для родителей «Как организовать домашнее занятие по рисованию»
апрель
«Гжель»
1. Д / и «Продолжи роспись»
2. Создание альбома «Гжель»
3. Подготовка материала для бесед об истории промысла.
4. Рассматривание тематических альбомов
5. Д/и «Собери посуду» («осколки разбитой» гжельской посуды, разрезные картинки)
6.«Освоение элементов гжельской росписи» (рисование)
7. Декоративная лепка «Чайник»
8. Консультация для родителей и педагогов «Роль народного декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей»
9. Консультация для родителей «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста»
10. Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»
11. Организация выставки рисунков
12. Создание мини-музея «Народные промыслы».
Ожидаемые результаты
-знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: хохломской, гжельской
.
-умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
-умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
-у родителей повышение общего культурного уровня.
Вывод
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Необходимо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России.