Первушина Марина
Познавательно-творческий проект «Моя Родина — Удмуртия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : Введение ребенка в мир культуры удмуртского народа.
1 этап. Подготовительный.
Цель: Знакомство с культурой, бытом, традициями удмуртского народа, со сказочными персонажами.
Задачи:
1. Продолжить знакомить детей с Удмуртией, её столицей, с символикой республики.
2. Познакомить детей с бытом, избой, кухней, одеждой удмуртов.
3. Познакомить с музыкальными инструментами, танцами, музыкой, подвижными играми удмуртов.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Моя Родина — Удмуртия“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Удмуртия, мой край
- Темочки
4. Чтение удмуртских сказок, знакомство со сказочными персонажами.
5. Способствовать развитию у дошкольников чувства патриотизма, интереса к фольклорным произведениям.
6. Развитие творческих способностей в продуктивной деятельности.
7. Воспитывать хорошие взаимоотношения между детьми, умение работать в подгруппах, воспитывать дружелюбие и отзывчивость.
8. Создать эмоционально – положительное настроение.
Формы и методы:
1. Словесные – беседы, рассказы о истории, традициях удмуртов. Чтение художественной литературы.
2. Наглядные – рассматривание иллюстраций о кухне, одежде, музыкальных инструментах; просмотр видео – удмуртские танцы, игра на музыкальных инструментах; презентации – «Удмуртская изба», «Удмуртские сказочные персонажи».
3. Практические – аппликация, рисунок, лепка, пошив костюмов.
4. Игровые – инсценировка сказки, словесные, режиссерские, дидактические, подвижные.
2 этап. Подготовка к игре – драматизации.
Цель: Подготовка детей к игре – драматизации согласно сценарию.
Задачи:
1. Знакомство с литературным произведением «Красавица береза».
2. Формировать умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.
3. Формировать умение правильно отвечать на вопрос по содержанию прочитанного.
4. Провести словарную работу, разъяснить значение новых слов. Активизировать словарь.
5. Формировать навыки пересказа отрывка, всего произведения, по ролям.
6. Разыгрывание сказки (инсценировка, кукольный театр, режиссерская игра).
7. Рисование сказки.
8. Составление сценария.
9. Распределение ролей.
Формы и методы:
1. Использование различных видов театра.
2. Драматизация сказки.
3. Взаимодействие с родителями – изготовление костюмов и атрибутов к игре – драматизации.
4. Рассказывание сказки с помощью заместителей.
5. Постановка танцев.
6. Разучивание подвижных игр.
3 этап. Заключительный. Сама игра – драматизация.
Цель: Дать возможность каждому ребенку реализовать свою роль в игре – драматизации.
Задачи:
1. Организовать показ спектакля.
2. Каждому ребенку предоставить костюм героя, чтобы прожить свою роль.
3. Воспитание терпения, выдержки, помощи и взаимовыручки, уважения друг к другу в игре.
4. Развитие чувства коллективизма, ответственности друг за друга.
5. Воспитание эмоционально-волевой сферы.
Формы:
1. Совместная театральная деятельность взрослых и детей.
2. Мини-сценки с куклами.
3. Этюды.
4. Упражнения.
Сценарий сказки «Красавица береза».
Изба. Баба у окна сидит и прядет пряжу. Дед плетет лапти. Вдруг баба видит в окно как дети на улице водят хоровод, танцуют.
Баба: Красота! Хорошо людям, веселятся. А у нас плохо: хлеба нет, лапти последние прохудились. Давай, дед, хоть печь истопим.
Ушла за дровами. Выносит 2 полена.
Баба: Дрова последние. Печь разжечь нечем! Сходи-ка в лес за дровами. Сруби березу, будут у нас дрова.
Старик взял топор и поплелся в лес.
Лес. 5 берез на поляне весело машут ветвями, радуются летнему солнцу и ласковому ветру. (Легкая музыка)
Бер. 1: Какой чудесный день! Теплое солнце согревает нас!
Бер. 2: Ласковый ветер обнимает нас, шелестит нашими листочками!
Бер. 3: Птицы поют нам свои песни! Прекрасный день!
К ним подходит дед с топором.
Бер. 1: Смотрите, старик идет!
Бер. 2: У него топор!
Бер. 3: Ах, я боюсь!
Дед осматривает березы, решает какую выбрать. Выбирает красавицу березу.
Дед: Ох, береза – хороша. Красавица. Мне такая подойдет. Много дров из неё получится.
Замахнулся дед топором. Береза зашевелила ветвями, зашумела листьями.
Дед: Ой, что это? На березе ветки зашевелились, листья зашумели.
Нагнулась береза к старику и заговорила человечьим голосом:
БЕРЕЗА: Пожалей меня, старик, не руби!
Старик даже топор из рук выронил.
Дед: Вот уже семьдесят семь лет живу, а такого чуда не видывал!
Я тебя не трону. Расти, радуй людей, красавица береза.
Береза: Спасибо тебе, старик, за доброту твою. Буду рада видеть тебя в нашем лесу. Иди, старик, домой: а что тебе надо – всё у тебя будет!
Дед: Дай мне, Красавица береза, дров: у нас все кончились, печь топить нечем!
БЕРЕЗА: Хорошо, будут у тебя дрова!
Старик поклонился березе и отправился обратно, домой.
Пришел домой и видит: баба домой заносит вязанку дров.
Дед: Встретил я в лесу красавицу березу, хотел было срубить её, да береза вдруг начала просить человечьим голосом: «Не трогай меня, старик! Что тебе надо, то у тебя и будет!» Вот я и попросил у неё дров.
Баба: Почему только дров у березы попросил? Ведь у нас и горсти муки нет! Ступай, попроси у березы муки!
Дед: Погоди ты, нельзя этак! Только сейчас дрова выпросил.
Баба: Делай, что тебе приказано!
Старуха кричала, ругалась, схватила кочергу и выгнала старика из дому.
Дед взял топор, пошел в лес. Идет. На встречу ему на тропинку выбегают по очереди белка, заяц, ё ж и говорят:
БЕЛКА: Не руби березу. Я по ее веткам до своего дупла добираюсь.
ЗАЯЦ: Не руби березу. Она меня от лисы прячет.
Ё Ж: Не руби березу. Я грибы под ней собираю.
Дед призадумался. Подходит к березе. Поклонился и стал причитать.
ДЕД: Красавица ты моя, белая береза! Старуха опять прислала меня к тебе – муки просить. Если можешь, помоги, дай сколько-нибудь!
Береза ласково отвечает.
БЕРЕЗА: Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет.
Старик обрадовался, поклонился березе.
ДЕД: Спасибо тебе.
Поспешил домой.
Пришел домой, а баба уже стряпает пирожки. В окно она видит детей, которые играют. Двое детей, взявшись за руки, кружатся, смеются. Мальчик играет на дудке. Им весело.
БАБА: Что тут расшумелись? Весело им. Уходите прочь.
Ребятишки убегают.
Прилетел воробей и собрался клюнуть пирожок, а БАБА замахнулась на него и прогнала со словами: ПРОЧЬ ОТСЮДА!
ДЕД бабе говорит: Ну, теперь всегда сыты будем!
Старуха опять принялась ругать старика.
БАБА: Старый ты дурень, деревянная твоя голова! Почему только муки попросил? Иди, проси два сундука золота!
Баба выгнала старика, замахиваясь на него полотенцем.
Дед повесил голову и поплелся в лес.
Лес. Девочки-подружки играют в удмуртскую игру. Дед наблюдает за ними.
Дед подходит к березе, кланяется ей и причитывает.
ДЕД: Красавица береза! Меня моя старуха опять к тебе послала – требует два сундука золота.
БЕРЕЗА: Иди, старик, иди: что просишь, то у тебя будет.
Во время беседы старика с березой их слушают птицы (3 шт.)
Старик возвращается домой по лесу, а птицы летят за ним и говорят ему.
ПТИЦЫ (хором) : Спасибо! Спасибо! Спасибо за то, что не срубил березу! Нам без березы нельзя. Мы на ней вьем гнезда, деток выращиваем, находим корм себе. Мы погибнем без березы.
Дед подходит к дому, где его встречает БАБА, птиц она выгоняет: Прочь, прочь!
Старик и старуха заходят в избу, открывают сундуки, а там – золото!
БАБА: АХ! Сколько золота! И всё – наше! Ух, как мы сейчас заживем!
Тут и старик разум потерял. Тоже стал монеты перебирать.
БАБА: Надо спрятать золото понадёжнее, чтобы никто не увидал!
ДЕД: Надо, надо! Не то узнают, что у нас столько золота, просить будут или отнимут!
В это время в окно заглянули 2 человека. Дед и баба золото закрывают собой. Дед закрывает собой, а БАБА выгоняет их: Пошли прочь!
Сели они на сундук и думают.
БАБА: Как бы кто золото не стащил? Как бы нам уберечь его?
БАБА: Иди, старик, к своей березе, попроси у неё, чтобы она сделала нас страшными-престрашными! Чтобы все люди нас боялись. Чтобы все прочь от нас подальше бежали!
Пришлось старику опять шагать в лес.
ЛЕС. Музыка грустная, страшная. Ветер дует сильный. Береза ветками машет. Дед поклонился березе и причитает.
ДЕД: Сделай ты нас, красавица береза, страшными-престрашными. Такими страшными, чтобы все люди нас боялись, подальше от нас убегали, наше золото не трогали!
Зашумела береза листьями, зашевелила ветками, сказала старику:
БЕРЕЗА: Иди, старик, домой: что просишь, то и будет! Станут бояться не только люди, но и звери лесные!
Вернулся старик домой, открыл двери.
ДЕД: Обещала береза, что будут нас бояться не только люди, но и звери лесные! Станут от нас прочь убегать!
Только он так сказал, как они оба закружились (под страшную музыку) и превратились в медведей. (Дед и баба уходят за ширму, выходят из-за ширмы уже одетые в медведей другие дети).
Медведи увидели друг друга и испугались, разбежались в разные стороны.
Медведь выбежал на улицу. Там два деревенских ребенка играли. Они увидели медведя и испугались, с криком убежали. Медведь схватил себя за голову и убежал.
Так-то вот и стали они оба медведями.
Фотографии: