Екатерина Шатохина
Познавательно-творческий проект для старших дошкольников «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»
Участники проекта : учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Вид проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : творческий.
По содержанию: обучающий.
Публикация «Познавательно-творческий проект для старших дошкольников „Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
По числу участников в проекте : индивидуально-подгрупповой.
По сроку реализации: долгосрочный (6 месяцев)
Актуальность проекта
Для обновления и качественного улучшения речевого развития детей педагогу необходимо выбрать наиболее эффективные модели обучения. Так, проект "Логопедические сказки" стал одним из важнейших компонентов в организации логопедической образовательной деятельности.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, автоматизации звуков, формированию грамматических категорий языка, а также активизации психических процессов.
Логопедические сказки могут эффективно использоваться на логопедических занятиях с детьми, имеющими различные по сложности речевые нарушения. При использовании логосказок в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Сама идея использования логосказок на занятиях логопеда даёт широкий спектр для совместного творчества взрослых и детей. Дети не просто слушают сказку – они становятся участниками действия, проявляя интерес и познавательную активность. Каждая сказка соответствует определённой теме и содержит все структурные компоненты жанра. Текст такой сказки разрабатывается с учётом речевого статуса ребёнка и тематического планирования, что позволяет максимально полно использовать личностно-ориентированный подход.
Учитывая быструю утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия использовать разнообразные виды наглядности. К сказкам разработаны и изготовлены разнообразные дидактические, наглядные пособия, предназначенные для развития речевой активности, речевого дыхания, артикуляционной моторики, грамматического строя речи, автоматизации звуков. Яркие и доступные материалы создают у детей эмоционально положительный настрой к предлагаемой деятельности и в значительной мере способствуют коррекции речевых нарушений.
Оборудование, необходимое для проведения любой логопедической игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников. Наиболее эффективно сочетание методов наглядного и словесного, то есть показ картинки или серии картинок, дополняемый правильным речевым образцом, который доступен для повторения или подражания.
Методическое обоснование
Логосказки в содержание которых включены речевые игры создают сами по себе игровую атмосферу, с помощью которой как по волшебству совершается развитие всех сторон речи. Известно, что если ребёнок проговаривает то, что он делает - его речь развивается лучше.
На начальном этапе работы нужны небольшие тексты с понятным и интересным для ребёнка содержанием, знакомая лексика и простой синтаксис, с увеличением в дальнейшем их объёма по мере возрастания речевых возможностей ребёнка. Рассказывая детям сказки, я стараюсь учить их внимательно слушать обращённую к ним речь. От детей не требуется запоминания самих логосказок (сказку прочитывает взрослый). Отрабатываются названия предметов, действий, признаков, которые запланированы.
Каждое занятие по сказке начинается с организационного момента, подготавливающего ребёнка к дальнейшему восприятию. Его цель - введение в тему занятия, создание положительной мотивации к обучению, включение в работу. Следующий этап – рассказывание сказки, при этом моделирование сюжета повествования с помощью предметного изображения героев. На магнитную доску последовательно выставляются предметные изображения героев сказки. Цель этого этапа - активизация предметного словаря по лексической теме, развитие психических функций,
слухового внимания и памяти.
По ходу рассказывания сказки ребёнок вовлекается в совместную деятельность. Например, предлагаются лексико-грамматические игры.
Также, в рамках сказочного сюжета ребёнок отрабатывает целенаправленную воздушную струю, развивает артикуляционную моторику.
Органично вписываются в работу со сказкой и этапы развития произвольной моторики пальцев рук, физкультминутка, пальчиковая игра (импровизация движений в такт стихотворению, координация речи с движением).
Итог занятия содержит вопросы или задания по закреплению содержания сказки. Развитие диалогической речи. Дети дают полный ответ на вопросы педагога. Лексический разбор текста проводится с использованием картинок.
А также оценка работы детей (чем занимались? чему научились? что запомнили).
Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение обусловлено не только темой занятия, но и характером используемых персонажей.
Работа со сказкой проводится один раз в неделю. Структура занятия одновременно может состоять из 5-6 этапов. Планируя работу, логопед учитывает объём, концентрацию внимания ребёнка, состояние активного словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения. В зависимости от этого подбираются языковые, лексико-грамматические средства в соответствии с планом развития ребёнка.
В логопедической работе принимают участие не только логопед и дети, но и родители. Дружная работа улучшает взаимоотношения в семье. Родители понимают и реально оценивают свою роль в коррекционном процессе.
Применение авторских сказок на логопедических занятиях, насыщенность инновационным наглядным материалом вызывают огромный интерес детей к обучению, постоянно поддерживают их положительный настрой, стимулируют мыслительную деятельность.
Цель проекта : коррекция нарушений в речевом развитии детей через использование логопедических сказок.
Задачи проекта :
• Повышение мотивации и интереса детей к логопедическим занятиям.
• Активизация и расширение словарного запаса ребёнка.
• Развитие связной речи.
• Развитие грамматического строя речи.
• Развитие и коррекция звуковой стороны речи.
• Развитие творческого воображения, памяти, мышления, коммуникативных способностей.
• Привлечение родителей к совместной деятельности по коррекции речевых нарушений.
Ожидаемые результаты проекта
У детей:
• совершенствование звуковой стороны речи;
• успешное овладение грамотной и связной речью;
• развитие творческого потенциала;
• повышение интереса к занятиям.
У родителей:
• участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества;
• повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
У педагогов:
• помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи;
• разработка методического и практического материала по проекту.
Этапы реализации проекта
I этап подготовительный - организационная работа.
- Обследование речи детей старших и подготовительных групп.
-Изучение литературы, сбор информации, дополнительного материала по данной теме.
-Подготовка материальной и методической базы.
- Подготовка консультаций, мастер-классов для родителей.
-Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
II этап основной – действия по реализации проекта.
- Разработка логопедических сказок.
- Изготовление атрибутов и декораций к сказкам.
- Проведение занятий с детьми.
-Привлечение родителей к работе над проектом. Участие в конкурсе логопедических сказок для родителей и их детей.
- Создание картотеки сказок.
III этап заключительный – подведение итогов, анализ ожидаемого результата реализации проекта.
- Проведение итогового мероприятия.
- Подведение итогов конкурса семейных сказок. Вручение грамот.
- Подготовка мультимедийной презентации проекта «Логопедические сказки» для педагогов МДОАУ "Сказка".
Практическая значимость
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения логопедических сказок в коррекционно-логопедическом процессе достаточно эффективна. Сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Дети увлечённые содержанием сказки и замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты. Логосказки помогают усвоить материал и сохранить его надолго в памяти, сокращать период автоматизации поставленных звуков в речь. Способствуют развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Продукт проекта
Картотека логопедических сказок.
Востребованность проекта : проект может быть использован в условиях логопунктов, логопедических групп детских садов.
Распространение опыта: презентация проекта и сборник логопедических сказок родителям и педагогам ДОУ