Светлана Яранцева
Познавательно-речевое занятие «Водный мир Кузбасса»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
1. Приветствие (вместе с детьми) :
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, поле и лесок!
Здравствуй, речка и песок!
2. Сюрпризный момент, беседа
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто к нам пришел сегодня в гости.
(Кукла моряк.)
Моряк Коля: Здравствуйте, ребята. Ой, какая у вас карта. Я много где побывал, ведь наша страна большая.
Дети рассматривают карту.
А еще я вам принес секрет (в коробочке картинка с изображением щуки). Этот секрет живет в реке. А вы что-нибудь знаете о реке?
Дети делятся своими знаниями о реке.
Публикация «Познавательно-речевое занятие „Водный мир Кузбасса“» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Моряк: А откуда вы это узнали? Кто вам рассказал? Или, может, вы сами это видели?
А давайте на карте найдем нашу речку. А как называется наша речка?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему Томь называется именно так?
Говорят, что название реки переводится как «темная». Послушайте, ведь как похоже: Томь – темная. Это название могло появиться из-за того, что глубокая вода всегда кажется темной. Томь река впадает в Обь. Она в этом месте темная.
Томь протекает многие километры, впадая в конце своего пути в реку Обь. Река Томь – это не только красивые берега. Это пресная вода, без которой не могут жить не животные, ни люди, ни растения. Это бесценное богатство, которое надо беречь и охранять.
Задачи:
1. Образовательная: познакомить детей с водным миром Кузбасса и его обитателями.
2. Развивающая: развивать наблюдательность, расширять кругозор, формировать интерес к познанию водного мира.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе Кузбасса, бережное отношение к водоемам Кузбасса
Физ. минутка:
Над водой летят стрижи
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, — (Присели.)
Плывет лодочка-краса —
Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)
Воспитатель: В нашей реке водится много рыбы: щука, окунь, плотва, язь, лещ, судак и другие виды рыб. (Рассматривание иллюстраций рыб детьми). Без реки Томь Кузбасс немыслим. Наша область покоится на трех китах: уголь, металл, химия. Все три кита пьют воду, в основном, из Томи и ее притоков.
Крупнейшие города Кузбасса : Междуреченск, Новокузнецк, Прокопьевск, Киселевск, Кемерово, Юрга – так или иначе связаны с Томью. Прежде всего, Томь утоляет жажду городов, поселков и промышленных предприятий. Это ее основная “профессия”.
Томь – место отдыха. Она предоставила людям свои пляжи, свои берега для садов, дач, домов отдыха, туристских лагерей, свои плесы и перекаты для спортивного рыболовства. Берега Томи – это поляны полевых цветов среди сосновых боров и березовых рощиц.
Что такое пляж? Расскажите, как вы отдыхали на пляже Томи (Рассказы детей).
Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?
Реке тяжело приходится. Долгое время предприятия сливали грязную воду в реку. И Томь перестала быть такой чистой и прозрачной, стало меньше рыбы. Много помощи оказала Томь людям, а теперь сама нуждается в нас. Может быть, кто-то из вас, ребята, когда вырастет, придумает, как вылечить Томь, как восстановить богатые леса вдоль ее берегов. А вы знаете, какая рыба водится в нашей реке Томь?
Моряк: А сейчас мы проверим, знаете ли вы, как рыбы выглядят. У меня есть картинки рыб. Моряк показывает картинку, тот ребенок, который правильно назовет, наклеивает рыбку на заготовленный ватман «река».
Моряк: А вы знаете, какое строение у рыб?
Ответы детей
Воспитатель: А как рыбы передвигаются в воде?
Ответы детей
3. Физ. минутка «Рыбки»
4. Воспитатель: Ребята, а могут ли рыбы жить без воды? А почему? А кто знает, чем и как рыбы дышат?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, водоросли делают специальный воздух и им рыбы дышат. Ребята, а вы знали, что большинство рыб использует свой хвост как мотор. При его помощи и плавников они управляют своими движениями. Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабр. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде тоже содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы, как воздух через легкие в кровь человека.
В загрязненной воде рыбы пытаются всплыть к поверхности и вдохнуть воздух, но их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха.
Кровь у рыб холодная, но их нервная система такая же, как и у других животных, они тоже чувствительны к боли. Их осязание очень острое, а вкус они воспринимают всей своей кожей.
Рыбы могут пахнуть. У них есть два маленьких пахучих органа, расположенных в ноздрях на голове. У рыбы есть уши, но они находятся внутри головы и называются «внутренними ушами».
Моряк: Ребята, к сожалению, мне пора отправляться в путешествие, вам понравился мой рассказ? Паша, что тебе понравилось? Вы будете беречь Водный мир Кузбасса? вы хотите, чтоб я еще пришел и рассказал о своих путешествиях? Тогда до встречи!