Татьяна Ерохина
Познавательно-речевое занятие «Крестьянская утварь»
▼ Скачать + Заказать документы
]
Познавательно – речевое занятие
«Крестьянская утварь».
Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре через знакомство с жизнью, бытом и обычаями русского народа.
Задачи:
1. Дать представление о некоторых характерных особенностях
жизни русского народа.
2. Развитие познавательного интереса к истории родной земли.
Публикация «Познавательно-речевое занятие „Крестьянская утварь“» размещена в разделах
3. Воспитывать интерес к изучению истории своего народа;
к быту своих предков; уважения к укладу жизни.
4.Обогащение словарного запаса названиями предметов
русского быта; загадками, пословицами, поговорками.
Формы и методы реализации:
Наглядно – словесный : показ экспонатов, рассказ, вопросы, использование малых фольклорных форм: загадок, пословиц, поговорок, небылицы.
Практический: игры с детьми
Активизация словаря: изба, красный угол, иконы, ухват, кочерга, чугунок,
рубель, лапти, самовар, колыбель, кухонная утварь.
Оборудование: интерьер мини - музея «Русская изба», домовенок Кузя (кукла, угощение- леденцы на палочке.
Предварительная работа: Экскурсия в мини – музей «Русская изба»; чтение сказок русских народных ; игры на участке (русские народные, хороводные); ознакомление с малыми фольклорными формами; настольная игра «Раньше и сейчас», просмотр детской презентации «Как жили раньше».
Ход занятия:
Хозяйка встречает детей в русском костюме в группе.
- Здравствуйте, гости званные и желанные! Я рада видеть вас в добром здравии и хорошем настроение. По старинному обычаю нужно в круг встать и доброе слово всем сказать: «Гость на порог – хозяину радость».
Вдруг слышится голос Кузи (кукла):
- Ой, бяда- бяда огорчение и некуда мне несчастному податься! И негде мне горемыке укрыться! (Здоровается с детьми и приглашает поиграть в игру «У дедушки Трифона…»)
Кузя приглашает в мини- музей «Русская изба», в горницу.
- Холодно на улице. А тут тепло и уютно. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Хозяйка обращает внимание детей на печь.
- Печь – это сердце дома. Почему? (Ответы детей.)
- Она кормит, обогревает, спали на печи маленькие дети, старики, сушили одежду и даже мылись. (Кузя поддакивает, соглашается.)
- Чем печь кормила? (Ответы детей)
Хозяйка:
- Правильно, варили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Кузя : - Ха, щи да каша пища наша! А вы какие каши любите? (Ответы детей)
Хозяйка: - А в чем варили кашу, щи в русской печи? (Ответы детей)
Хозяйка: -А варили в чугунке. (Показывает чугунок.)
- Возле печи всегда были ухват, кочерга. (Показывает, и приговаривает)
- Ой, ты, печка, сударыня!
Помоги нам боярыня,
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Подлечи и спаси,
В дом богатство принеси.
- Как можно было достать из печи горячие щи? (Ответы детей)
Хозяйка: -Ухватом. А как вы думаете, почему он так называется! (Ответы детей)
Динамическая пауза «Перенеси чугунок на ухвате» (по желанию детей).
Хозяйка: - А кочергой можно пошевелить в печке горячие угли.
Зимние вечера долгие, темные. Дети играли на печи, смеялись над разными шутками и небылицами.
Кузя предлагает поиграть "Небылицы". (обращается поочереди к детям)
- Скажи слово «Иду».
Ребенок: - Ну, иду.
Домовенок: - У тебя нос в меду!
Домовенок: - А ты скажи "МЕДЬ".
Ребенок: - Медь.
Домовенок: - Твой отец медведь!
Домовенок: - Ну,а вы все вместе скажи "ДВЕСТИ".
Дети: - Двести.
Домовенок: - У вас голова в тесте!
- Молодцы! Здорово пошутили.
Хозяйка: - А как освещали избу? (Ответы детей)
- Освещали свечами, лучинами. (Показывает) Лучина – это длинная тонкая щепка сухого дерева. Ее закрепляли в светец. (Показывает).
- А еще в избе был красный угол, где размещалась божница (икона). Ее украшали красивым полотенцем. (Обращает внимание детей на красный угол в мини избе.)
Физминутка: Из- за леса, из-за гор…
Диалог домовенка с хозяйкой : - Хватит молча гостевать - пора загадки отгадывать. Я загадываю, а вы, детушки, постарайтесь отгадки найти в нашей избе.
Загадки:
Черный конь, скачет в огонь. (кочерга)
Выпускает жаркий пар, древний чайник. (самовар)
Хозяйка: - Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Дети садятся вокруг самовара. Понарошку «наливаем чай».
Хозяйка приговаривает: - Пей,ты, Даша, крепкий чай, не болей и не скучай! (обращается к нескольким детям)
Загадка:
Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)
Хозяйка: - Запасливый гость – без ложки не ходит. (домовенок показывает маленькую ложечку).
[b]Игра на ложках под руководством хозяйки. [/b]
Хозяйка: - Вещи необходимые в хозяйстве в старину называли домашней утварью.
Хозяйка обращает внимание детей на колыбель:- Тише, тише. в каждом доме в богатом, бедном была колыбель для младенца. Ее подвешивали к потолку, мама убаюкивали малыша и пела колыбельную песенку. Кто может спеть песенку малышу?. (по желанию детей) Поем колыбельную песенку:
Ой люли-люли-люли,
Прилетели к нам гули,
Прилетели гуленьки
Сели к нам на люленьки
Стали гуси ворковать
Стал Сережа засыпать.
Хозяйка:
- Вам понравилось у меня в гостях?
До свиданья в добрый час, провожу сейчас я вас.
Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу.
Домовенок угощает детей леденцами.