Ольга Бойцова
Познавательно-информационное занятие по экологии «Берегите первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – информационное занятие по экологии на тему
«Берегите первоцветы»
Содержание материала:
1 раздел.
Цели и задачи экологического воспитания дошкольников.
2 раздел.
Конспект познавательного занятия по экологии «Берегите первоцветы»
3 раздел
Результаты от проведения занятия.
4 раздел
Фотографии, проведенного занятия
5 раздел
Публикация «Познавательно-информационное занятие по экологии „Берегите первоцветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Презентация на тему «Мы друзья природы.
6 раздел
Заключение
Земля, Вода, Лес – наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье.
Вспомним слова М. Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, исчезают навсегда животные и растения. Поэтому надо помнить, что в руках человека красота и богатство родной Земли.
Цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи:
- Формирование системы элементарных экологических знания, доступных пониманию ребенка дошкольника.
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Воспитание гуманного эмоционально – положительного бережного заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, Развитие чувства эмпатии к объектам природы.
- Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами, явлениями.
- Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
- Формирование эмпатийных умений (предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде).
Мотивы:
- Готовность к охране природы выпускника детского сада экологической направленности.
- Желание помочь природе сберечь ее богатство.
Система экологического образования в детском саду включает в себя:
- Профессиональная подготовка педагогов
- Построение экологически развивающей среды в дошкольном учреждении
- Специально организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми.
- Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.
- Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.
- Поддержание тесных связей с социумом: школа, станции юнатов, музеи, экологические организации и др. субъекты.
Я хочу предложить Вашему вниманию сценарий познавательно – информационного занятия «Берегите первоцветы».
Время проведения – начало мая месяца.
Форма проведения – занятие проводится на природе.
Цель: Развивать экологическую культуру и экологическое сознание детей, опираясь на эмоциональное воздействие народного творчества.
Конспект
Познавательно – информационного занятия по экологии в подготовительной группе
Тема: «Берегите первоцветы».
Ход мероприятия.
Подготовительный этап:
- Рассматривание иллюстраций о цветах: полевых лесных луговых, садовых
- Чтение познавательной литературы
- Наблюдения на прогулках за растениями и цветами.
- Организация выставки поделок родителей вместе с детьми «Берегите первоцветы».
- Заучивание стихов, загадывание загадок, народных пословиц, примет.
- Труд на клумбе, в уголке природы.
- Опыты «Что нужно растению для роста и развития»
- Дидактические игры «Узнай цветок», «Где растет», «Загадай мы отгадаем».
- Сочинение сказки о любимом цветке и оформление книги – самоделки.
- Коллективная работа аппликация «Цветы на клумбе».
Организационный этап:
- Выбор дня с соответствующей погодой
- Подготовка площадки с цветущими одуванчиками и клумбой с первоцветами.
- Подготовка костюмов.
Воспитатель: Бойцова Ольга Владимировна
МДОУ Д/С №5
Г. Можайск, Московская область
Цель: Развивать экологическую культуру, экологическое сознание детей, опираясь на эмоциональное воздействие поэзии, народных пословиц, примет.
Программные задачи:
- Продолжать знакомить детей с весенней растительностью
- Расширять знания о весенних цветах, первоцветах, видеть красоту и неповторимость каждого цветка.
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к красоте природы, любоваться красотой цветов.
- Воспитывать желание охранять и оберегать цветы.
Подготовка к занятию :
- Занятие проводится на природе
- Выбор дня, с соответствующей погодой
- Подготовка площадки, с цветущими одуванчиками и клумбой с первоцветами.
- Подготовка костюма, Флоры. Костюмы для детей: мальчики в костюмах бутонов, девочки – в костюмах цветов
Ход занятия
В гости к детям приходит Флора (воспитатель).
Флора: Я Флора – хозяйка всех растений на земле приглашаю вас в свою цветочную страну «Цветляндию»
Я от природы к вам пришла
Букетики весны в подарок принесла.
Дети отгадайте загадку:
Зеленеет даль полей, запевает соловей.
В белый цвет оделся сад
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (май)
Правильно дети идет месяц май. В загадке вы слышали приметы мая. Древнерусское название мая – травень, цветень. Зеленеет цветет и веселится все в природе. В народе говорят: «май леса одевает, лето в гости ожидает».
Флора: А какие цветы появляются первыми весной? ( Ответы детей: подснежники, ветреницы, медуницы, мать и мачеха, одуванчик)
Красивые цветы радуют нас, мы ими любуемся, восхищаемся их красотой, а кто еще радуется появлению цветов? ( ответы: насекомые: пчелы осы, шмели, бабочки.)
Почему они радуются цветам? (ответы)
Правильно насекомые питаются нектаром и сладкой пыльцой цветов.
Скажите, а какую пользу приносят насекомые цветам? (ответы)
Флора: Перелетая с цветка на цветок, частички золотой пыльцы остаются на брюшке, спинке и ножках насекомых и перелетая на другие цветки, они их опыляют.
Не даром в народе говорят: «Где цветок, там медок»
Объясните мне дети как вы понимаете эту пословицу. (ответы детей)
Флора: первыми зацветают подснежники в лесу. Скажите, почему они называются подснежники? (ответы детей)
На лесной полянке море из цветов
Расцвели подснежники после зимних снов.
На лесной полянке море из цветов!
Украшают землю после зимних снов.
Эти цветы занесены в красную книгу, потому что люди срывая цветы не думают о том, что можно совсем уничтожить и тогда нечем нам будет любоваться ранней весной.
Флора: Дети давайте сделаем пальчиковую гимнастику «Подснежник» (дети выполняют движение руками в соответствии с текстом)
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и сияние
Дружно дают под землей корешки.
Флора: Затем появляются на проталинках цветы мать – и – мачехи. Дети, почему этот цветок так называют? (ответы)
Правильно. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, то ощутишь мягкость и тепло, словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа гладкая, холодная словно прикосновение суровой мачехи.
Цветы мать – и – мачехи открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь, берегут капельку сладкого драгоценного нектара. Цветки и листья мать и мачехи имеют целебные свойства.
Флора: А затем зацветает другой цветок похожий на солнышко. Сейчас Валя расскажет про этот цветок стихотворение:
Одуванчик золотой был красивый, молодой,
Не боялся никого, даже ветра самого.
Одуванчик золотой постарел и стал седой.
А как только поседел, вместе с ветром улетел.
З. Александрова
Цветки и листья одуванчика имеют целебные свойства.
Дети, полюбуйтесь красотой цветущих одуванчиков (дети любуются одуванчиками, рассматривают цветки, убеждаются, что они на самом деле похожи на солнышко, наблюдают как пчелки перелетают с цветка на цветок).
Флора: Предлагаю детям выполнить дыхательную гимнастику «Вдыхаем ароматы цветов» (дети закрывают глаза и глубоко дышат, чувствуя аромат цветов).
Флора: К концу мая зацветут очень нежные и душистые бусинки – ожерелья цветов: «белые горошинки на зеленой ножке». Дети что это за цветы? (ответы)
Правильно, это ландыши. У нас на участке тоже растут ландыши – садовые.
(предложу детям рассмотреть ландыши, набравшие бутоны).
Много легенд связано с ландышами. Его цветы сравнивают со слезами, а плоды с каплями крови. Цветок ландыша настолько красив, что кажется чудом. По древней легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко.
Но Садко отдал свое сердце девушке полей и лесов Любаве.
Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезы, выросли ландыши – символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца.
По другой легенде: ландыш проросшие бусинки с рассыпавшегося ожерелья Белоснежки.
Флора: Предложу Насте рассказать стихотворение «Ландыш» Е. Серовой
Родился ландыш в майский день и лес его хранит.
Мне кажется: его задеть – он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим я и ты!
Флора: Дети давайте поиграем в игру «Цветы и пчелы». (одни дети изображают пчел, другие цветы, затем меняются)
После подвижной игры, предлагая игру «Четвертый лишний»
Задание. Выделить лишнее слово в строке, объяснив свой выбор.
Март, Апрель, Февраль, Май.
Мать – и – мачеха, подснежник, ромашка, ландыш.
Медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок.
Бабочка, трясогузка, шмель, пчела
Одуванчик, колокольчик, астра, василек
Флора: Дети, предлагаю вам викторину «Знатоки цветов» (дети делятся на две команды)
Вопросы к викторине:
- Какие цветы расцветают весной? (подснежник, мать – и – мачеха, одуванчик, медуница, ветреница)
- Был тугим он кулачком, а разжался - стал цветком? (Бутон)
- Какие насекомые опыляют цветы? (пчелы, осы, шмели, бабочки)
- Какой цветок расцветает самый первый? (подснежник)
- Что необходимо растению, чтобы оно росло и цвело? (земля, вода, солнце, воздух)
- Какие цветы раскрывают цветки утром, а закрывают их перед ненастьем и на ночь? (мать – и – мачеха, одуванчик)
- Какая часть цветка находится в земле? (корень)
- Какие цветы мы называем маленьким солнышком? (одуванчик, мать – и – мачеха)
- Что появляется после того как отцветет цветок? (семена)
- Что случится если исчезнут цветы? (погибнут насекомые, птицам будет нечем питаться, и они погибнут, не будет птиц будут гибнуть деревья)
Флора: Молодцы, дети, хорошо вы знаете цветы. А как их беречь вы знаете?
(ответы)
Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто –то еще – что же станет с природой? А ведь природе сейчас очень трудно залечить даже самые маленькие раны. Почему? (ответы и рассуждения детей)
Флора: Дети, давайте сформулируем природоохранительные и запрещающие знаки о поведении в лесу, на лугу, в поле.
- Нельзя вытаптывать траву, рвать и бросать цветы, собирать букеты цветов.
- Нельзя ловить бабочек, стрекоз, давить муравьев, пчел…
- На природе надо убирать за собой мусор.
- Нельзя разводить костры
- Можно нюхать и любоваться цветами
- Наблюдать за бабочками и другими насекомыми.
- Можно сфотографировать красоту лесной природы, полянки с цветами, красивых бабочек…
Задание на дом:
Нарисовать природоохранительные и запрещающие знаки.
Флора: Предложу Роме прочитать стихотворение «Май» В. Берестова
Фиалки, ландыши припас
Веселый май в тиши для нас.
Но мы их обрывать не будем
Пускай цветут на радость людям.
Ритуал окончания занятия «Пирамида добрых дел».
Флора: Давайте построим «пирамиду добрых дел»
Как правильно вести себя на природе, с добром относиться к каждому растению, цветку, давайте пожелаем друг другу, всем нам.
Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь. ( Воспитатель вытягивает вперед руку ладонью вверх и говорит:
Прошу вас, дети,
Цветы поберегите
В лесу и в поле ногами не топчите,
Огромные букеты в город не несите!
(пожелания детей)
После того, как все дети выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добрых дел, ведущий тихонько раскачивает ее со словами: «Пусть наши пожелания услышат и запомнят все и пусть они всегда сбываются» - подталкивает лежащие на его ладонях ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.
Флора: Дети давайте вспомним гимн цветам (дети вместе с воспитателем читаю гимн)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: И я, и ты,
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Флора: Вот и закончилось наше путешествие в цветочную страну «Цветляндию».
Заключение
Целью экологического образования детей является формирование человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой. Экологическое воспитание проходит красной нитью через весь учебно – воспитательный процесс.
На меня, как на воспитателя, возлагается ответственность по вопросам экологического воспитания, так как в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию красок, именно в этом возрасте душа ребенка открыта для доброго и прекрасного. В этот период необходимо формировать у ребенка первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы является, ведь экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.
Литература:
«Система экологического воспитания в ДОУ» О. Ф. Горбатенко
«Мир растений» А. И. Иванова
«Воспитание любви к природе у дошкольников» Ю. А. Вакуленко
«Формирование экологической культуры дошкольников» Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова
«От осени до лета» Л. А. Владимирская
«Познание мира растений» М. Н. Сигимова
«Фольклорно – экологические занятия» Г. А. Лапшина