Елена Солдатенко
Занятие по познавательно-речевому развитию «Нам без птиц никак нельзя: птицы — верные друзья» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 16»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
(ознакомление с природой)
в группе детей шестого года жизни
Тема: «Нам без птиц никак нельзя – птицы лучшие друзья!»
Разработчик:
Солдатенко Елена Александровна
воспитатель, 1 кв. категория
с. Кашино
2012 год
Публикация «Занятие по познавательно-речевому развитию „Нам без птиц никак нельзя: птицы — верные друзья“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
(ознакомление с природой)
в группе детей шестого года жизни
Тема: «Нам без птиц никак нельзя – птицы лучшие друзья!»
Цели:
1. Обобщить знания детей о перелётных птицах, их внешним видом, образом жизни;
2. Развивать у детей доброжелательное отношение ко всему живому в природе;
3. Воспитывать эмпатию и дружелюбие.
Оборудование: видеофильм «Сказочник Оле-Лукойе», иллюстрации перелётных птиц, музыкальная запись «Прогулка в лесу», «Лирика».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
- Здравствуйте ребята! Я рада встрече с вами.
- Меня зовут Елена Александровна.
- Сегодня я буду вести у вас занятие по ознакомлению с природой, я думаю, мы с вами будем друзьями, и вы будете мне помогать.
- Занятие будет интересное, мы с вами поговорим об одной примете весны, это прилёт птиц.
(звучит музыка «Лирика»)
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься? (ответы детей)
Будем очень мы стараться? (ответы детей)
(Воспитатель читает стихотворение С. Маршака «Апрель»)
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
2. Основная часть:
- Скажите, пожалуйста, о каком времени года говориться в стихотворении? / о весне/
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны?
- А кто мне скажет, как называют птиц, которые прилетают к нам из тёплых стран? /перелётные/
- Кто назовёт мне перелётных птиц? (ласточка, грач, скворец, кукушка, соловей, журавль, жаворонок, цапля)
- Вы же знаете, что птицы любят везде прятаться, и в этот раз они спрятались, так давайте их найдём.
- А вот и первая птица…кто назовёт эту птицу?
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели.
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки.
Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнёзда (кукушка)
Кукушка – небольшая птичка, но крупнее, чем соловей, имеет пёструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличии, от других птиц, никогда не вьёт гнёзда, а свои яйца откладывает в чужих гнёздах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Кто прилетает к нам с теплом.
Путь, преодолев длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка)
Ласточка – небольшая птичка. Спина - черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный, ласточки ловят на лету мошек и комаров. Строят свои гнёзда из глины и травы под карнизами и крышами домов.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь
А зовётся птица (грач)
Грач – черная птица, с длинным клювом, грача ещё называют «полузащитником», потому что он защищает наши поля от вредных насекомых.
Есть на дереве дворец
Во дворце живет певец
Он не лает, не кусает.
Сад фруктовый охраняет (скворец)
(стук в дверь, но воспитатель делает, видит, что она не слышит)
- Молодцы, ребята (снова стук в дверь)
- Ну, кто же это нам все мешает? Да, да, войдите! Кто же там?
(Появляется видеофильм с участием Оле – Лукойе)
Физкультминутка:
- Вот мы и птицы…
Вылетайте, птички, на лужок,
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка полетай – ка!
Полетели птички
(бежать на носочках по кругу друг за другом)
Птички – невелички
(размаивать руками, как крыльями)
Птички летают
Устали не знают
(2 раза)
Стоп!
Сели птички на дорожку
(присесть, развернувшись лицом в круг)
Поклевали птички крошки:
(стучат указательными пальцами, как клювом по полу)
«Клюю- клюю – поклюём,
Потом песенку споём»
(встаём лицом в круг)
- Молодцы, вот мы и птички, садимся на свои места (садятся подгруппами за столы)
- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, почему с приходом весны птички прилетают к нам? (потому что здесь наступает весна, приходит тепло, появляются различные насекомые)
- Что станут делать птицы, вернувшись с юга домой? (вить гнёзда, откладывать яйца, выводить птенцов).
- Совершенно верно! Птицы в первую очередь начнут вить гнезда.
Гнездо – это птичий клад, он надежно спрятан в траве, листьях или среди камней. Яйца в нем – как горстка сияющих драгоценностей. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать.
- Из чего птицы вьют себе гнёзда? (из веток, травы, мха и глины).
- Вот сейчас нам с вами тоже необходимо свить себе гнездо, ведь мы птички, а птичкам без гнезда никак нельзя. Посмотрите пожалуйста на свои столы, перед вами лежат те предметы из которых можно сделать гнёзда, а какие они у вас получатся это уже решать вам, вы будете работать над одним гнездом, и поэтому каждый из вас может добавить в его конструкцию что-то своё. ( перед детьми лежат: пластилин, сухие веточки, перышки, прошлогодние листочки, травка)
3. Самостоятельная работа детей: (изготовление «гнёзд» для птиц из бросового материала)
(звучит музыка «Прогулка в лесу»)
4. Обобщение:
- Ребята, ребята – вы слышите? Слышите, птички запели, послушайте все громче и громче. Они очень рады, что мы помогли им. Посмотрите, какие получились прекрасные, уютные и надёжные гнёзда.
- А можно ли гнёзда разорять?
- Для чего птицы делают гнёзда?
- Птичка их согревает, оберегает яйца. А что потом будет с яйцами? (из них вылупятся птенцы).
- Птенцы маленькие и беспомощные, они будут, пищат и просить есть.
- Что будут делать птицы – родители? (кормить своих птенцов)
- Ребятки, скажите мне, чем вы делали гнёзда? (руками)
- Правильно, вот у нас руки, а у птиц?
- Назовите мне, пожалуйста, части тела птиц? (туловище, голова, хвост, клюв)
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как, же они их различают? (по внешнему виду, по оперению, по величине).
- Давайте поиграем в игру, играя в эту игру вам необходимо быть внимательными, чтобы правильно выполнить то задание, которое я вам дам.
5. Игра «Отгадай и присядь» :
- Сейчас я буду называть перелётных и зимующих птиц. Если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелётной, то хлопайте в ладоши.
Соловей,дятел,сорока,голубь,ласточка,синица,грач,воробушек,скворец,снегирь,аист,цапля,журавль
- Молодцы! Вот я и посмотрела, кто слушал меня внимательно. А теперь снова садимся на свои места.
6. Итог занятия :
- Что мы с вами сегодня делали своими руками?
- Не только птицы делают для себя гнёзда, но и люди помогают птицам строить домики.
- Как называется домик изготовленный человеком? (скворечник)
- А кто в нём живёт?
- Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец. Домики для птиц сооружают давно. Раньше их делали из прутьев, соломы, бересты. А теперь чаще всего из досок и фанеры. И первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему называют все домики для птиц скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о ком мы сегодня беседовали на занятии?
- Давайте вспомним ещё раз названия перелётных птиц?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- А как в народе называют грача?
- Молодцы!
- Скажите мне, есть ли на вашем участке скворечник?
- Ребята, мне очень, сегодня понравилось с вами, вы подарили мне сегодня гнёзда и я хочу подарить вам подарок «Скворечник», пусть он весит на вашем участке и радует ваших птиц.
(звучит музыка «Прогулка в лесу»)
- Вы сегодня все очень хорошо работали, давайте себе похлопаем.
– Вот и птицы появились в нашем лесу, вам сегодня удалось вернуть птиц : «Нам без птиц никак нельзя – птицы лучшие друзья!»
- Спасибо! Занятие подошло к концу.