Ирина Наумкина
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами мордовского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.
Публикация «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами мордовского языка» размещена в разделах
Одним из средств познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста является ознакомление с родным краем, в процессе которого большое значение уделяется пополнению словарного запаса и на русском языке, и на мордовском.
В детском саду дети знакомятся с культурой и традициями мордовского народа, с мордовским языком, природой, с фольклором, с декоративно-прикладным и изобразительным искусством Мордовии, играми, бытом.
Художественная литература и фольклор являются неиссякаемыми источниками выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты, черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа. Это в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребенка.
Начиная со второй младшей группы, дети учатся слушать мордовские сказки, колыбельные песни, потешки, прибаутки. А в старших группах они уже учатся выделять жанровые особенности фольклорных произведений, воспитывается артистизм, умение правильно исполнять фольклорные формы, через них дается представление о красоте, трудолюбии, храбрости, добре и зле.
При подготовке к восприятию фольклорных произведений дети знакомятся с различными национальными изделиями, иллюстрациями национальных костюмов, орнаментов, вышивкой деревянными игрушками, проводятся экскурсии в музеи.
Декоративно – прикладное искусство Мордовии является одним из важнейших источников формирования духовной сферы личности. Дети знакомятся с уникальными образцами народного искусства, которые имеют большое значение для подрастающего поколения не только как продукт человеческой деятельности отдельной эпохи и народа, но и является показателем мировоззрения, идеалов и ценностей конкретного эпоса. Данный вид искусства несет в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре.
Эта неповторимая вышивка и национальный костюм, традиционные предметы быта, мордовская керамика и изделия игрушечных промыслов.
При ознакомлении с национальными костюмами дети знакомятся с частями национальной одежды мокшан и эрзян. Происходит и познание, и пополнение словарного запаса детей : панар – рубаха, сапоня – передник, руця – платок, панга – головной убор, пулай – набедренное украшение и т. д.
При ознакомлении с предметами быта дети знакомятся с жизнью и бытом наших предков, какими предметами они пользовались, чем занимались. Знакомятся с названиями предметов бытия, орудий труда.
Большую роль в познавательно – речевом развитии играет ознакомление детей с окружающим миром. Дети узнают о природных условиях мордовского края, о народах, населяющих ее. Знакомятся с историей своего города, с некоторыми отраслями промышленности республики, с национальными особенностями мордовского народа (традициями, обрядами, праздниками и т. д.).
Необходимо познакомить с разнообразием животного мира мордовского края, где обитает лоси, кабаны, волки, лисы, белки, бобры и другие животные. И детям интересно слышать, как эти названия звучат на мордовском языке.
Старшие дошкольники знакомятся с гербом и флагом Республики Мордовия.
Как утверждают исследователи дошкольного детства, ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Важнейшая деятельность для дошкольного образования – игра, а главнейшая потребность – общение. Мордовские народные, подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста.
В содержании сюжетных мордовских подвижных игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений, развитию воображения. Тематика этих игр очень разнообразна: эпизоды из жизни народа («Тканье полотна»; «В базар» и т. д., подражание повадкам животных и птиц («В волков»; «В журавлей»; «В зайчиков»). Многие игры сопровождаются текстом («В ворону», «Тканье полотна» и др., для выбора ведущего используются считалки.
Постоянное словесное общение со взрослым в игре доставляет детям радость и приносит большую пользу в развитии и речи и воображения, обогащает представление.
Важно активизировать и направлять общение детей между собой. Воспитывать интерес и уважение к своей малой Родине и осознавание причастности дошкольника к языковому и культурному сообществу через знакомство с мордовским фольклором, традициями и обычаями, детской литературой и искусством, знаменитыми культурно – историческими памятниками. И наконец, деятельность педагога должна побуждать интерес детей к будущему знакомству с мордовским языком в начальной школе.