МААМ-картинки

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами мордовского языка

Ирина Наумкина
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами мордовского языка
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.

Публикация «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами мордовского языка» размещена в разделах

Одним из средств познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста является ознакомление с родным краем, в процессе которого большое значение уделяется пополнению словарного запаса и на русском языке, и на мордовском.

В детском саду дети знакомятся с культурой и традициями мордовского народа, с мордовским языком, природой, с фольклором, с декоративно-прикладным и изобразительным искусством Мордовии, играми, бытом.

Художественная литература и фольклор являются неиссякаемыми источниками выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты, черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа. Это в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребенка.

Начиная со второй младшей группы, дети учатся слушать мордовские сказки, колыбельные песни, потешки, прибаутки. А в старших группах они уже учатся выделять жанровые особенности фольклорных произведений, воспитывается артистизм, умение правильно исполнять фольклорные формы, через них дается представление о красоте, трудолюбии, храбрости, добре и зле.

При подготовке к восприятию фольклорных произведений дети знакомятся с различными национальными изделиями, иллюстрациями национальных костюмов, орнаментов, вышивкой деревянными игрушками, проводятся экскурсии в музеи.

Декоративно – прикладное искусство Мордовии является одним из важнейших источников формирования духовной сферы личности. Дети знакомятся с уникальными образцами народного искусства, которые имеют большое значение для подрастающего поколения не только как продукт человеческой деятельности отдельной эпохи и народа, но и является показателем мировоззрения, идеалов и ценностей конкретного эпоса. Данный вид искусства несет в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре.

Эта неповторимая вышивка и национальный костюм, традиционные предметы быта, мордовская керамика и изделия игрушечных промыслов.

При ознакомлении с национальными костюмами дети знакомятся с частями национальной одежды мокшан и эрзян. Происходит и познание, и пополнение словарного запаса детей : панар – рубаха, сапоня – передник, руця – платок, панга – головной убор, пулай – набедренное украшение и т. д.

При ознакомлении с предметами быта дети знакомятся с жизнью и бытом наших предков, какими предметами они пользовались, чем занимались. Знакомятся с названиями предметов бытия, орудий труда.

Большую роль в познавательно – речевом развитии играет ознакомление детей с окружающим миром. Дети узнают о природных условиях мордовского края, о народах, населяющих ее. Знакомятся с историей своего города, с некоторыми отраслями промышленности республики, с национальными особенностями мордовского народа (традициями, обрядами, праздниками и т. д.).

Необходимо познакомить с разнообразием животного мира мордовского края, где обитает лоси, кабаны, волки, лисы, белки, бобры и другие животные. И детям интересно слышать, как эти названия звучат на мордовском языке.

Старшие дошкольники знакомятся с гербом и флагом Республики Мордовия.

Как утверждают исследователи дошкольного детства, ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Важнейшая деятельность для дошкольного образования – игра, а главнейшая потребность – общение. Мордовские народные, подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста.

В содержании сюжетных мордовских подвижных игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений, развитию воображения. Тематика этих игр очень разнообразна: эпизоды из жизни народа («Тканье полотна»; «В базар» и т. д., подражание повадкам животных и птиц («В волков»; «В журавлей»; «В зайчиков»). Многие игры сопровождаются текстом («В ворону», «Тканье полотна» и др., для выбора ведущего используются считалки.

Постоянное словесное общение со взрослым в игре доставляет детям радость и приносит большую пользу в развитии и речи и воображения, обогащает представление.

Важно активизировать и направлять общение детей между собой. Воспитывать интерес и уважение к своей малой Родине и осознавание причастности дошкольника к языковому и культурному сообществу через знакомство с мордовским фольклором, традициями и обычаями, детской литературой и искусством, знаменитыми культурно – историческими памятниками. И наконец, деятельность педагога должна побуждать интерес детей к будущему знакомству с мордовским языком в начальной школе.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. ФотоотчетРазвитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. Фотоотчет На занятиях мы знакомились с количеством и счётом. В активный словарь ввели термины «сколько», «который по счёту», «больше», «меньше»,.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами мордовского языка
Опубликовано: 25 сентября 2024 в 11:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами мордовского языка» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Наумкина (УИ 3060073) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД