Лариса Ларина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Человечек «Разреши противоречие»
▼ Скачать + Заказать документы
познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе
На тему : Человечек «Разреши противоречие»
Цель:
Продолжать решать противоречия.
Образовательные задачи:
1. Закрепить знания детей об осени.
2. Учить отвечать на вопросы и обосновывать свои ответы.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей речь, творческое воображение, умение рассуждать.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Человечек „Разреши противоречие“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Формировать навык самоконтроля и самопроверки.
Воспитательные задачи:
Учить детей ценить красоту родной природы.
Материал:
Четыре цилиндра, обозначающих времена года (цилиндры двуликие, листья живые и не живые.
Ход занятия
1. Вводная часть
Педагог. Посмотрите, что стоит на столе? Это цилиндры. Сколько их? Четыре. А знаете, что они обозначают? Это человечек «Разреши противоречие», он превратился во времена года.
Вопросы к детям:
1. Какие времена года вы знаете?
Ответы детей: Весна, лето, осень и зима.
2. Какое сейчас время года?
Ответы детей: Осень.
3. Какое время года было перед осенью?
Ответы детей: Лето.
4. Какое время года будет после осени?
Ответы детей: Зима.
Педагог рассказывает, что сегодня по дороге в детский сад он сорвал с дерева осенний листок.
Словесная игра: «Лист осенний ты бери, какая осень расскажи»
Ответы детей: красивая, золотая, каштановая, яркая, листопадная, рябиновая, чудесная, волшебная.
Педагог. Расставьте все цилиндры (времена года) по порядку, начиная с осени.
Дети расставляют цилиндры.
Педагог. Почему времена года имеют два лица: одно грустное, другое веселое?
Ответы детей: потому, что листочки опадают и деревья стоят голые – это грустно.
Птицы улетают в тёплые края. Солнышко не так ярко светит. А когда идёт дождь, то нам нельзя выходить на улицу играть.
А хорошая осень потому, что листья золотые. Мы можем собирать каштаны, собирать букеты для мам из осенних листьев.
Педагог: Каждое время года бывает и хорошим, и плохим одновременно. Значит, осень и хорошая, и плохая одновременно.
2. Основная часть
Игра «Сказка об осени»
Педагог. Я буду говорить, кого на пути встречает осень, а вы будете говорить хорошо этим существам осенью или плохо, а осень будет улыбаться или плакать. За правильные ответы вы будете получать фишки.
Сказка
Жила-была осень. Была она всегда занята делом. То листочки раскрашивала, то птиц в теплые края провожала, торопила зверей, чтобы скорее готовились к зиме. И вот однажды решила осень обойти все свои владения. Отправилась осень в путь и встретила на своем пути солнце: «Хорошо ли тебе, солнце, осенью или плохо?» Что ответило солнце? (Ответы детей.) Улыбнулась осень: «Пусть солнце отдохнет немного. Оно все лето светило».
И пошла осень дальше, встретила деревья: «Хорошо ли вам, деревья?» Что ответили деревья? ( Ответы детей: Да, хорошо, деревья стоят нарядные. Потом они сбросят листья и будут готовиться ко сну, им тоже нужно отдохнуть.) Осень обрадовалась. Значит, и деревья захотели отдохнуть.
Решила она спросить у птиц, хорошо ли им осенью. (Ответы детей.) Загрустила осень, ведь птицы не хотят улетать, да и те, что остаются, не очень-то радуются холодам и дождям.
Встретила осень на своем пути животных: «Хорошо ли вам, звери лесные?» Что они ей сказали? (Ответы детей.) И еще сильнее заплакала осень, оказывается, и звери не хотят, чтобы быстро наступала осень.
И, наконец, осень встретила человека : «Осень - это хорошо или плохо?» Как вы думаете, что ей ответил человек? (Ответы детей.) А человек сказал : «Я еще не все полевые работы сделал, но ты приходи, пожалуйста, Если ты не придешь, то будет еще хуже». И осень улыбнулась.
Педагог. Вот такая сказка. Вы - молодцы, хорошо отвечали. Посчитаем, у кого больше ответов. А скажите, много ли раз плакала осень? А много ли раз осень улыбалась? Получается, что осень - это и хорошо, и плохо одновременно.
Ребята, сейчас я вам предлагаю подумать над тем, что будет, если деревья не будут сбрасывать листья? Что произойдёт?
Ответы детей: зимой листочек замёрзнет.
Педагог: я предлагаю вам поиграть с листочком. Возьмите золотистые листочки. Сверните их, сложите и посмотрите, что произойдёт с вашими листочками?
Ответы детей: листочки развернулись.
Педагог: Как вы думаете почему это произошло?
Ответы детей: Листочки развернулись потому, что они живые.
Педагог: Верно, осенью есть разные листочки. Теперь возьмите листочек коричневого цвета. Проделайте с ними то же самое, что вы сделали с золотым листочком.
Дети выполняют это.
Педагог: Что произошло с листочком?
Ответ детей: Он рассыпался.
Педагог: почему?
Ответ детей: Листочек рассыпался потому, что он не живой.
Педагог: Мы можем сказать, что в листочки, которые живут на деревьях кто они для дерева?
Ответы детей: дочки и сыночки.
Если дети затрудняются дать ответ, натолкнуть их. Кто их кормит, кто о них заботится. Дети ответят- родители. Значит вы для родителей кто? Мальчики- сыночки, а девочки – дочки. Значит для дерева листочки – это те же самые дочки и сыночки о которых дерево тоже заботится.
А без чего дерево не может жить?
Ответы детей: без воды.
Значит и в дереве, ветках, листочках есть вода, поэтому они живые. А в не живом листочке, который уже упал на землю и лежит и его ни кто не кормит - воды в нём нет. Он сухой и поэтому он рассыпается.
Педагог:
Физкультминутка «Зайка»
Зайка по лесу скакал
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется.
Зайка путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул в бок и обернулся,
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтоб найти ни кто не мог.
(Дети выполняют соответствующие движения.)
Игра «Что будет, если.»
Педагог. Давайте немного пофантазируем. Что будет, если никогда не будет осени? (Дети отвечают.) Если осени не будет, то всегда будет лето. Солнце будет светить и сильно греть. Деревья не будут сбрасывать листву. Не отдохнут. Вода в деревьях замёрзнет и они погибнут. Они станут хрупкими как стекло. А вот это вы можете узнаем дома, положив живой листочек в морозильную камеру и оставить его там на ночь, а утром посмотреть, что с ним произошло. Когда вы придёте в детский сад, вы расскажите, что случилось с вашим листочком.
3. Заключительная часть:
Педагог. Что сегодня интересного вы узнали об осени?
Ответы детей.
Педагог. Молодцы, правильно. Теперь вы знаете, что во временах года может быть что-то хорошее, а что-то плохое. Что хорошего вы узнали об осени? А что вам не понравилось в осени?
Ответы детей.
Педагог: Отлично, сегодня мы узнали, какой может быть осень. Как вы думаете, что мы можем сделать хорошего для осени?
Ответы детей. (Сбор каштанов для поделок, рисунки об осени)
Педагог: Ой, ребята, посмотрите! На веточке сидит птичка и она совсем не поёт. Вспомните, почему птичке грустно?
Ответы детей.
Что мы можем для неё сделать или как мы можем ей помочь, чтоб она не грустила?
Предложить детям рассказать дома родителям о птичке и смастерить совместно кормушку.
Когда на нашу кормушку будут прилетать птицы, они будут нам благодарны, а мы будем слышать их весёлое пение.