Желтова Светлана Александровна
Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе «Юные спасатели «Рябинка» спешат на помощь»
Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе
Цель:
Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Развивать инициативность, находчивость, целеустремлённость.
Задачи:
Актуализировать знания детей о приметах осени;
Обобщить знания о поведении зверей в осенний период;
Закрепить счёт в пределах семи, соотносить цифры с количеством;
Закрепить знания детей о деревьях родного края;
Уточнить представления детей о транспорте;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе „Юные спасатели „Рябинка“ спешат на помощь“» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Учить самостоятельно и с небольшой помощью решать проблемы, проявляя инициативность и находчивость;
Развивать речь и фантазию детей, тренировать в образовании необычных слов по аналогии;
Развивать умение работать в группе, совместно решая поставленную задачу.
Оборудование:
Презентация; веточки берёзы, рябины, дуба, клёна; листья этих же деревьев. Следы зверей с цифрами на больших листьях. Гуашь жёлтая и синяя, колбы, большой сундучок. Карточки с изображением деревьев. Бейджики с эмблемой службы спасения «Рябинка». Корзина с фруктами. Красивая салфетка. Указка. Мультимедийная техника, ноутбук.
Ход занятия:
Перед занятием воспитатель сообщает: Я работаю в службе спасения природы «Рябинка» и как раз набираю помощников. Хотите быть спасателями? У всех спасателей есть свои эмблемы. И у нашей службы тоже. К спасению природы все готовы?
На сайт службы спасения «Рябинка» пришло сообщение из леса (слайд первый Дед Боровик с конвертом, текст на экране:
«Исчезла большая часть красок с моей палитры. Нечем мне теперь раскрашивать растения. Просьба вернуть краски. Высылаю улики. Осень».
(На экране грустное не раскрашенное осеннее дерево. Сбоку палитра с 5 пустыми ёмкостями для краски. Чёрная, коричневая, синяя краски на месте).
Воспитатель:
Что станем делать, спасатели?
Варианты ответа:
Надо найти краски
Воспитатель:
Зачем осени краски? Какие краски остались в палитре? Что бывает осенью коричневым, чёрным, синим цветом? Как вы считаете, каких красок не хватает в палитре Осени? Как мы узнаём, что наступила осень?
Варианты ответа:
Осень раскрашивает яркими красками листья и фрукты. А ещё цветы и овощи. Коричневым цветом бывает ствол дерева, картошка, листья дуба. У медведя шерсть коричневая. У липы ствол чёрный. Земля после дождя тоже чёрная. Не хватает жёлтой, красной, оранжевой, бордовой, зелёной. Листья становятся разноцветными. Листопад. Птицы на юг улетают. Звери шубы тёплые надевают. Медведь спать ложится в берлогу. Часто идут дожди и становится холодней.
Воспитатель:
Отлично. Давайте рассмотрим ещё одну улику – дерево. Как выдумаете, где могла начаться история с исчезновением красок? На чём отправимся в путь? Мы с вами не простые спасатели, а немного волшебники, значит и транспорт нам нужен волшебный, скоростной. Давайте пробуем его сами придумать, используя слово «Рябинка».
Варианты ответа:
Рябинкамобиль, рябинкалёт, рябинкапоезд, рябинкацикл и т. д.
Как он может выглядеть? Что возьмём с собой в путь?
Варианты ответа:
Лупы, корзину для улик, журнал для фиксации улик, фломастер, непромокаемую одежду и т. п.
Воспитатель:
Закрыли глаза, говорим волшебные слова: «Раз, два, три, на полянку попади». (На полу произвольно лежат следы). И так, что станем искать? (Краски). Смотрите-ка листья, а на них следы. Давайте их рассмотрим. Чьи это следы? (зверей). Что в них необычного?
Варианты ответа:
Они перемешались. Следы зверей жёлтые и на них цифры.
Воспитатель: Какая цифра первая? Следующая по порядку? А здесь цифру, кажется, смыл дождь? Какую надо поставить? Почему?
Варианты ответа:
Должна быть цифра 6, потому что на листе 6 следов.
Знаток цифр разложи следы по порядку. Правильно? Умницы. Знатоки следов соберите звериные следы. (Держу следы веером). Давайте соберём краску с этих следов и отправим на палитру. (Пасс над следами, бросок на экран. На палитре появляется жёлтая краска.
Воспитатель:
Какие улики мы собрали на лесной полянке? (следы) Ваши предложения, куда отправимся дальше? (К зверям). А вот и дикие животные.
Кто лишний в этом волшебном окошечке? (Овечка, потому что она домашнее животное).
Сколько здесь зверей? Какие животные впадают зимой в спячку? Каких зверей нет в нашем окошечке?
Варианты ответа:
Нет белки, ежа.
Воспитатель:
Как белка готовится к зиме. (Слайд)
Варианты ответа:
Белка меняет шубу на серую и теплую. Делает запасы на зиму. Выстилает дупло шерстью, травой и перьями.
Воспитатель:
Молодцы! Белочка сменит свою шубку на серую, а рыженькая ей уже не к чему. Какую краску можно попросить у белочки? (оранжевую) Появляется слайд с палитрой и в ней ещё одна краска. Смотрите-ка ёж! Что это он принёс к себе в норку? (Листья, веточки).
Верно. Дед Боровик даёт нам подсказку куда следовать дальше. (Слайд листья). Но, прежде, чем мы отправимся в путь давайте немного поиграем. Приготовьте пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
(Сгибать пальцы по порядку, в конце выпрямить и сложить их веером).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины,
Листики клёна, листья осины,
Листики дуба мы соберём!
В группу осенний букет отнесём!
Работа с раздаточным материалом в группах.
Игра «С какого дерева детка»
На столах веточки и листочки. В центре стола подсказка-картинка. На каждом столе одна ветка и много листьев. Надо подобрать к ветке свой листочек. Работаем в группах. Выбор обосновать.
Находим ещё один цвет: красный. Бросаем на экран, появляется новая краска в палитре.
Воспитатель:
Молодцы спасатели! Прежде, чем мы продолжим наш поиск давайте отдохнём и наберёмся сил.
Физминутка «Гриб»
Меж еловых мягких лап
(руки в стороны, пальцы растопырить)
Дождик тихо кап, кап, кап!
(стучат пальцем по ладони)
Где сучок давно засох,
(локоть одной руки на ладони другой отклонить немного в сторону)
Вырос мох, мох, мох!
(присесть и медленно подняться, руки ладонями вместе над головой)
Где листок к листку прилип
(встать спинами друг к другу)
Вырос гриб, гриб, гриб
(присесть и медленно подняться, руки над головой округлены, изображая шляпку)
Кто нашёл его друзья?
(встать развести руки в стороны, плечи приподнять)
Ну конечно, это я!
(поднять руки вверх и попрыгать на двух ногах, мягко приземляясь)
Воспитатель:
Молодцы! (Возвращаемся к экрану). Все краски собрали?
Варианты ответа:
Нет, ещё одной не хватает.
Воспитатель:
Но подсказок больше нет. Что станем делать? Какой именно краски нет в палитре? Как можно получить зелёную краску?
Варианты ответа:
У травы взять, она ещё зелёная. (Если не дадут нужный ответ предложить самим создать краску. Для этого у нас есть переносная лаборатория. Какие краски надо смешать, чтобы получился зелёный цвет?). Надо смешать синюю и жёлтую.
Знатоки смешивают синюю и жёлтую гуашь. Забираем её с собой и «кидаем» на экран.
Воспитатель:
Вернули краски Осени? Молодцы, мы с вами. Замечательные спасатели. Слайд Осень. Внизу текст (или звуковой слайд).
Осень:
Благодарю всех спасателей службы спасения Рябинка. Вы вернули мне краски. А значит и красоту природе. Вы были такими дружными, находчивыми, смелыми. Примите мой подарок. (Слайд корзина с фруктами).
Под красивой салфеткой мы находим корзину с угощением и возвращаемся в группу.
Рефлексия:
Наша спасательная экспедиция подошла к концу.
Понравились ли вам наши приключения?
Что было самым интересным?
Что было для вас трудным?
Вы очень много знаете об осени, что вы хотели бы ещё узнать? …. Что же, это может стать темой следующей спасательной экспедиции.