Галина Морозова
Познавательно-игровое развлечение «В гостях у Фомы и Ерёмы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В феврале этого года в нашем дошкольном учреждении проходил районный семинар по духовно – нравственному воспитанию «Когда звонят колокола». В ходе семинара мной было проведено познавательно – игровое развлечение с детьми подготовительной к школе группы. Кроме того сотрудниками нашего учреждения была организована выставка «Такие разные колокольчики», где были представлены колокольчики, изготовленные из самых различных материалов.
Наша выставка «Такие разные колокольчики»
Публикация «Познавательно-игровое развлечение „В гостях у Фомы и Ерёмы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Наша выставка
Наша выставка
Наша выставка
Наши работы
Наши работы
Наши работы
Наши работы
Русская народная песня «Колокольчики»
О колоколах и колокольнях
Русская народная песня «Вечерний звон»
Фома и Ерёма в гостях у ребят
«Вальс – шутка» Д. Шостаковича в исполнении детского оркестра
Музыкальная игра «Колокольцы – бубенцы»
Презентация «Колокольные звоны России»
Танцевальная композиция «Русь колокольная»
Колокольчики для гостей на память о встрече
Протоиерей Олег с обращением к детям
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа - детский сад «Надежда»
г. Вязьмы Смоленской области
Познавательно – игровое развлечение
«В гостях у Фомы и Ерёмы»
Для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Морозова Г. М.
Высшая квалификационная категория
2015г.
Цель:
• Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
• Формирование чувства сопричастности к русской истории и национальной культуре.
Задачи:
• Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа.
• Формировать чувство причастности к жизни своего народа.
• Вызвать желание быть продолжателем русских традиций.
• Развивать эмоционально- эстетические чувства, вкус, оценки и суждения.
• Закреплять знания детей о колоколах и колокольном ремесле, полученные ранее.
• Учить применять полученные знания об искусстве в самостоятельной творческой деятельности.
• Закреплять навыки работы с солёным тестом.
• Учить украшать колокольчики с помощью налепов, орнаментов и узоров, используя ритм и симметрию в композиционном построении.
• Продолжать учить внимательно выслушивать ответы сверстников, их критику и замечания, а так же высказывать своё мнение по поводу работ своих товарищей.
Предварительная работа:
• Беседа о колоколах;
• Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры;
• Заучивание стихотворений;
• Посещение выставки ДОУ «Храмы Вязьмы» (поделки, макеты, фотографии);
• Рисование «Звонницы и колокольни»;
• Аппликация «Наши колокольчики» (способом нарывания бумаги);
• Лепка «Колокольцы-бубенцы» (из солёного теста);
• Лепка (рельефная, с использованием различных круп) «Колокола».
Ведущий: Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольный,
Чтоб душа запеть могла!
(Дети стоят полукругом, звучит песня «Колокольчики» сл. и муз. народные)
Ведущий: На протяжении многих веков колокола сопровождали жизнь наших предков: своим звоном возвещали время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселья и время скорби. Оповещали о стихийном бедствии и приближении врага, созывали для борьбы с неприятелем, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстанию. Звон колоколов, разносившийся на много вёрст окрест, стал символом России.
Ребё нок 1: Много-много лет назад приснился одному человеку необычайно красивый цветок. От дуновения ветра он издавал необыкновенной чистоты приятные звуки. Проснувшись, этот человек велел создать поющий цветок из металла, так появился колокол и люди впервые услышали колокольный звон.
Ребё нок 2: У каждого колокола есть «язык», за него привязывают верёвку. Подвешивают колокола за «уши». Для красоты их украшают чеканными рельефами с надписями и орнаментами. Самые известные русские мастера – литейщики: Иван Фёдорович Моторин и его сын Михаил …
Ребё нок 3: Размещают колокола на высоких колокольнях. Чем выше колокольня, тем дольше слышен колокольный звон, разливающийся под куполом небесным. Самая высокая колокольня «Иван Великий», находится на территории Московского Кремля.
Ребё нок 4: Для колоколов строили не только колокольни, но и звонницы. Звонари обычно не имели музыкального образования, но были талантливыми и влюблёнными в своё дело людьми. Известные звонари Гаранин и Юрьев родом из древнерусского города Суздаля.
Ребё нок 5: Только в одной стране мира – России живёт колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством, вошёл в музыку, отразился в литературе и живописи.
(Перестроение. Включается слайд с изображением картины Левитана «Вечерний звон». В исполнении детского оркестра звучит р. н. песня «Вечерний звон»)
(Появляются Фома с деревянным колокольчиком и Ерёма с глиняным колокольчиком)
Фома: Я – Фома. Плотницких дел голова, строгаю трещётки да ложки.
Ерёма : А я – Ерёма – гончар. Леплю из глины чашки да плошки. Но больше всего я люблю лепить колокольчики.
Фома: я тоже делаю колокольчики. Послушайте как мой любимый колокольчик звенит, заливается. (демонстрирует звучание деревянного колокольчика).
Ведущий: Фома, да он же не звенит, а стучит.
Ерёма : Я же говорил, что твой колокольчик не звенит. Это мой колокольчик звенит, заливается. Вот послушайте. (демонстрирует звучание глиняного колокольчика)
Ведущий: Да что ты, Ерёма, твой колокольчик не звенит, а гремит. Колокола бывают разные. Большие и маленькие. И делают их из разных материалов. Вы знаете из чего могут быть сделаны колокола и колокольчики? (Ответ детей : колокола отливают из колокольной меди, но бывают и глиняные колокола, а колокольчики делают из стекла, камня, дерева, серебра, металла)
Ведущий: Не расстраивайтесь, Фома и Ерёма, что ваши колокольчики не звенят, зато наши колокольцы играют действительно звонко.
(Детский оркестр исполняет «Вальс – шутку» муз. Д. Шостаковича)
Фома: Очень мы любим подарки да сувениры дарить. Принесли мы вам от людей мастеровых: кузнецов, стеклодувов, рукодельниц, гончаров, литейщиков необыкновенные колокольчики.
Ерёма : Эй, ребята, что сидите?
Поиграть вы не хотите?
Справа друг и слева друг
Вместе все – в весёлый круг.
(Муз. Игра «Колокольцы –бубунцы» сл. Татаринова).
Ведущий: Символом единства на Руси были колокольные звоны.
О чём поют колокола?
Церковные звоны в России стали народным искусством. Каждая колокольня с колоколами представляет собой неповторимый музыкальный инструмент, а звонарь – уникальный исполнитель. Издавна на Руси к колоколам относились как к живым существам и давали свои имена (ответы детей : «Лебедь», «Баран», «Козёл», «Ревун», «Медведь», «Сысой», «Царь – колокол»)
Ведущий: Не мало на Руси виртуозов – звонарей, владеющих вдохновенным искусством колокольного звона. Московские звонари славились красными звонами. В народе говорили: «Хлеба – соли покушать, красного звона Матушки –Москвы послушать»
Мы часто слышим колокольный звон церквей. Он созывает всех верующих на службу или оповещает о начавшемся празднике.
(Презентация «Колокольные звоны России»)
Ведущий: Сейчас колокольный звон вновь возвращается к нам, чтобы согреть наши души и наполнить их добром и верой.
Ребё нок 1: Звон созывал людей идти на вече.
Набат – звал на защиту от врагов.
А перезвон – вещал народу о победе.
Трезвон – на службу всех созвать готов.
Ребё нок 2: Плывёт звон над Россией пеленою,
И растворяясь в небесах как дым
Пленяет всех своею чистотою,
Зовёт нас поклониться всем святым.
Ребё нок 3: Колокола живут на колокольнях,
Чтоб звон их разносился далеко
Их слышно в храмах, где в земных поклонах
Молится Русь святая горячо.
(Исполняется танец «Русь колокольная»)
Ведущий: И вновь возвращаются колокольные звоны, чтобы согреть наши души, наполнить их добротой, и верой. А мы в память о нашей встрече хотим подарить вам колокольчики, сделанные руками наших воспитанников.
(Звучит музыка. Дети дарят гостям колокольчики, сделанные из солёного теста).