Наталия Ичетовкина
Познавательно-исследовательский проект создания гербария «Исследователи природы» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Основание для разработки, проблема: Дети мало знают о характерных особенностях деревьев нашей местности. На современном этапе развития общества необходимо уделять большое внимание экологическому воспитанию детей, формированию бережного отношения к природе. Через воспитание экологического сознания дошкольников формируются чувство ответственности за свою деятельность, чувство патриотизма, которое также прививается детям через осознание неповторимости, уникальности по своей природной красоте тех мест, где проходит детство ребенка.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект создания гербария „Исследователи природы“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Гербарий
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В ходе реализации проекта с экологическим направлением так же можно уделить внимание на развитие любознательности, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. именно в возрасте 5 -6 лет дети начинают активно интересоваться причинно - следственными связями в окружающем мире, необходимо поддерживать этот интерес и предлагать все время новые интересные задачи.
Именно на решение данных задач и направлена реализация нашего проекта.
Тип: исследовательский, познавательный
Сроки реализации: краткосрочный
Участники проекта: воспитатель Ичетовкина Н. В., воспитатель Казнина С. Б., дети группы №5, родители.
Целевая группа: дети группы №5
Цель: создать условия для познавательной деятельности дошкольников с целью пополнения знаний и представлений о природе родного края.
Задачи:
- формировать у детей элементарные навыки познавательно - исследовательского поведения, в родной природе (обобщать, систематизировать, делать выводы);
- развивать познавательную активность дошкольников (любознательность, навыки наблюдения и экспериментирования в процессе деятельности, навыки работы в коллективе;
- учить понимать взаимосвязь: зависимость жизни человечества от жизни растений, окружающей природы;
- воспитывать уважение к природе, научить детей восхищаться и удивляться красоте окружающей природы;
- обогатить в группе развивающую среду, вовлекая родителей к участию в проекте (создать гербарий в группе, дополнить уголок экспериментирования микроскопом, лупами, компасом);
- отражать полученные знания в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно - исследовательской, трудовой, двигательной, изобразительной.
Проблема для детей: Какие особенности у каждого дерева, что их отличает?
Планируемые результаты: дети станут более инициативными в изучении растений, насекомых, всего окружающего, научатся осознанно задавать вопросы, рассуждать и находить ответы из наблюдений, исследований.
Словарная работа: в ходе реализации проекта дети пополнят свой активный словарь названиями деревьев: тополь, сосна, ель, береза, кедр, осина; крона, ствол.
Материалы и оборудование: иллюстрации различных деревьев, альбом для создания гербария.
Механизм реализации: Место проведения: МАДОУ "Детский сад №296", группа №5. Участвуют дети группы №5 (возраст 5 -6 лет, воспитатели, родители. В условиях комплексно - тематического планирования подобраны темы для бесед, художественной деятельности, совместной деятельности на сентябрь. Проект реализуется с детьми в течение дня (НОД, совместная деятельность, в режимных моментах, в свободное время по желанию детей) и в совместной деятельности с родителями в их свободное время. Беседы проводятся с детьми в группе, на экскурсиях, на прогулках. Итогом проекта является совместная экскурсия в парк им. Горького с целью сбора материала для создания гербария.
Возможные риски: отсутствие детей по разным причинам (болезнь, отпуск, нахождение в санатории и др., отсутствие заинтересованности родителей.
Пути преодоления: Индивидуальная работа с детьми, индивидуальные беседы с родителями, показ готовых страниц гербария для мотивации.
Перспективы развития: продолжение проектной деятельности с созданием не только гербария, но и альбомов на разные темы, коллекций в группе.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: 15.08.2016 - 31.08.2016
Основной этап: 01.09.2016 - 23.09.2016
Заключительный этап: 26.09.2016 - 30.09.2016
Рабочий план реализации проекта
1. Подготовительный
Подбор и изучение методической литературы, иллюстративного материала по данной теме. Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
Беседы, диагностика детей с целью определения уровня знаний детей о деревьях, окружающей природе нашей климатической зоны.
Обсуждение с родителями проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Разработка перспективного планирования по теме, включение проекта в календарный план работы на год. Составление конспектов НОД.
2. Основной
1) Реализация комплекса мероприятий, направленного на достижение поставленной цели.
Совместная деятельность с детьми
а) Беседы
- "Наша Земля- наш дом"
- "Природа нашей местности"
-"Что происходит с деревьями осенью"
-"Правила поведения в природе "
-"Парки и скверы нашего города"
- "Что вы видели в лесу?"
- "Знакомство с Красной книгой"
- "Что такое гербарий?"
- рассматривание картин И. Шишкина, И. Левитана с составлением рассказов.
б) Художественная деятельность
- Рассматривание альбомов с изображением различных деревьев
- Аппликация "В нашем парке "
- Рисование "Ветка березы ", " В нашем парке"
в) экспериментальная деятельность: где лучше расти - в тени или на свету? я сохну без воды, или зачем растениям вода? как выглядит лист под лупой?
г) чтение художественной литературы: Т. А. Шорыгина "Деревья. Какие они?", Н. Некрасов "Зеленый шум", А. Твардовский "Лес осенью", И. Соколов -Микитов "Листопадничек".
д) Экскурсии : в парк имени М. Горького.
Подготовка материалов для составления гербария в ходе экскурсии в парк. Составление альбома совместно с детьми.
е) дидактические игры с детьми: "Узнай дерево по описанию", "Чей это листик?", "Овощи, фрукты, ягоды".
2) Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
а) помощь в создании гербария "деревья и кустарники нашего края"
б) Выставка поделок из природного материала "Ах, осень"
в) Консультация "Значение проектной деятельности для дошкольников"
г) Экскурсии с детьми в лес, парки города.
3. Заключительный
Использование гербария в дальнейшем в совместной деятельности, дополнение его со временем.
Подведение итогов деятельности.
Совместно с детьми и родителями на родительском собрании организовать просмотр гербария, послушать рассказы детей о знакомых деревьях.
Заключительная диагностика, составление диагностических листов.
Результаты реализации проекта:
В ходе проекта воспитанники группы № 5 познакомились с особенностями внешнего вида деревьев, закрепили правила и особенности поведения на природе. Дети с увлечением рассмотрели фотографии разных деревьев и искали их на территории детского сада. Дети познакомились с особенностями растительности на Земле и узнали, насколько они важны.
В ходе реализации проекта познакомились с флорой России. Рассмотрели особенности некоторых деревьев и сумели передать эти особенности в своих рисунках.
Воспитанники принимали активное участие в оформлении гербария, узнали об особенностях ухода за растениями.
В ходе проекта большое внимание уделялось развитию способностей детей наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Проект был направлен на воспитание у детей любознательности, бережного отношения к природе и любви к прекрасному и всему живому.