Ольга Третьякова
Конспект занятия «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»
Цель: Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина).
Задачи:
I. Образовательные:
1. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины.
2. Учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках.
II. Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
1. Мотивировать детей на экспериментирование с объектами неживой
природы (песок, глина).
2. Развивать чувство времени, творчество в лепке.
3. Развивать способность к познанию нового.
III. Воспитательные:
1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности в
творческой атмосфере, доброжелательности.
Оборудование: фартуки, песок, глина, лупа, бумага, емкости с водой, салфетки, листочки бумаги.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Дети входят в группу. Воспитатель с детьми встает в круг и приветствуют друг друга.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте дружно встанем в круг и
возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим
это тепло друг другу.
Поиграем мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем –
Ждет нас опыт, наблюденье.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные, а мы сегодня будем с вами юными исследователями.
– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься? Как догадались?
(Ответы детей – опыты, эксперименты.) Будем проводить опыты.
– С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:
(В руках у вас лопата, ведерко и совок.)
Что вы любите, ребята пересыпать? (песок).
Белая, красная и голубая,
Когда я сухая, как камень тверда я.
Размочишь водой, буду влажной и мягкой (глина)
Воспитатель: Отправляемся за мной в лабораторию.
II. Основная часть.
1. В «лаборатории»
Воспитатель: Сегодня мы будем исследовать песок, глину и камни. Начнем наши исследования.
2. Опыты.
Опыт №1. Сравнение (сыпучесть).
Воспитатель: Как нам проверить сыпучесть этих двух веществ? (Ответы детей). Правильно, нам нужно высыпать на лист бумаги песок. Легко ли сыплется?
Дети: Легко.
Воспитатель: Почему?
Дети: Он сыплется легко, потому что сыпучий, легкий.
Воспитатель: Что это за вещество?
Дети: Это песок.
Воспитатель: Правильно, это песок. А теперь возьмите второй стаканчик
и высыпайте на лист бумаги. Легко ли сыплется?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему это вещество не сыплется?
Дети: Потому что оно тяжелое, вязкое.
Воспитатель: Что это за вещество?
Дети: Это глина.
Воспитатель: Правильно, ребята, это глина. Песок рыхлый в отличие от
глины.
Воспитатель: Ребята, что же мы с вами исследуем?
Дети: Песок, глину.
Опыт №2 - рассматривание песка через лупу.
Воспитатель: Ребята, как нам узнать, из чего состоит песок? (Нужно рассмотреть через лупу).
Воспитатель: Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?
Дети: Песок состоит из крупинок и песчинок.
Воспитатель: Как выглядят песчинки?
Дети. Они очень маленькие, круглые, легкие.
Воспитатель: А теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички
на глине?
Дети: Нет!
Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно. Она не
прилипает к своим соседкам. А глина состоит из мелких частичек, из
которых получаются комочки.
Воспитатель: Итак, эти вещества разные или одинаковые? (Разные).
Воспитатель: Песок легкий, сыпучий; глина тяжелая, вязкая.
Подвижная игра.
Воспитатель: А хотите вы побыть песком, глиной? Превратимся
в песок. Песок сыпучий, каждая песчинка отдельно и мы с вами будем
двигаться врассыпную. (Дети ходят врассыпную.)
А сейчас мы превратимся в глину. Глина вязкая, тяжелая, плотная.
Возьмемся за руки. (Дети беремся за руки.)
Опыт №3.
Воспитатель: Как узнать лёгкий песок или тяжелый? (На него можно подуть).
• Подуть в трубочку. Что происходит с песчинками? Почему? (Песок разлетается, затем оседает)
• Подобный опыт с кусочками глины. Подумаем. Что теперь видим? (Они труднее сдуваются или совсем не двигаются.)
ВЫВОД: Песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.
Воспитатель: Песчинки маленькие, легкие; глина тяжелая, вязкая;
Опыт №4 (определение плотности и тяжести)
Воспитатель: Сейчас проведем следующий опыт. Аккуратно нальем
немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?
Дети: Влажным. Мокрым.
Воспитатель. А куда исчезла вода?
Дети: Она быстро спряталась в песок.
Воспитатель: Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной.
Следим, как водичка впитывается в глину. Быстро или медленно?
Дети: Вода впитывается в глину медленно.
Воспитатель: Почему?
Дети: Глина вязкая, тяжелая.
Воспитатель. Итак, как прошла вода через песок и глину?
Дети: Песок легкий, сыпучий. Он быстро впитывает воду, а глина тяжелая
и вязкая, воду впитывает медленно.
Опыт 5. Что тяжелее песок или камни.
В стакан с водой опустить немного песка и камни все перемешивает палочкой. Что произошло? (Песок и камни оседает на дно.) дети наблюдают как происходит оседание материалов.
Вывод: камни тяжелее, песчинок опустились на дно баночки раньше.
III. Итог занятия.
Воспитатель: Мы с вами провели опыты. Что мы с вами исследовали?
Дети: Песок, глину и камни.
Воспитатель: Песок какой?
Дети: Песок сыпучий, легкий.
Воспитатель: Глина какая?
Дети: Глина вязкая, тяжелая.
Воспитатель: Вы настоящие исследователи, вы провели очень
интересные эксперименты в лаборатории, узнали и запомнили свойства
песка, глины.
Воспитатель: Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?
(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (песчанки-крысы) с разными ходами и выходами).
Воспитатель: А нужен ли песок людям?
• Используется в строительстве, его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпичи.
• Изготавливают стекла.
• Песочные часы.
• Есть золотоносный песок с крупинками золота, его промывают по крупинкам и собирают золото.
• Делают художественные изделия из песка и глины, посуду, скульптуры, украшения. В Бельгии – конкурсы художников-скульпторов на лучшую скульптуру из песка.