ботагоз мукажанова
Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
Тема: «Юные исследователи»
Возраст: средняя группа.
Актуальность:
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Юные исследователи“ в средней группе» размещена в разделах
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
2. Цели и задачи проекта.
Цель проекта : Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта :
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
4. Развивать наблюдательность;
5. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
6. Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта : групповой; краткосрочный; познавательно-исследовательский.
Участники проекта : воспитатели группы, дети 4 -5 лет.
Планируемый результат:
1. Расширение знаний детей о воде, воздухе, снеге их свойствах и роли для окружающего мира;
2. Развитие познавательного интереса детей, умения делать выводы о воздухе, воде, снеге путём сравнения, устанавливать причинно - следственные связи в процессе опытов;
3. Познакомить с профессией учёный лаборатории;
4. развитие у детей наблюдательности;
5. принятие участия в продуктивной деятельности.
Итоговое мероприятие проекта : КВН «Мы - экспериментаторы».
Работа с родителями.
1. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментируем дома».
2. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.
3. Наглядная информация.
4. Обмен опытом.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе «Воздух и его свойства»
Цель:
Начать формирование представление о воздухе и его свойствах в ходе экспериментальной деятельности.
Задачи:
- сформировать первичные представление у детей о воздухе, о его свойствах путём экспериментальной деятельности.
- Развитие познавательного интереса детей, умения делать выводы о воздухе, сравнения, устанавливать причинно - следственные связи в процессе опытов.
- воспитывать интерес к исследованию воздуха.
- познакомить с профессией учёный лаборатории.
Метод:
опыт, практическая деятельность, физкультминутка, наглядный, проблемная беседа.
Оборудование:
фартуки, нарукавники, целофановый пакет, стаканы, трубочки, колпачки от фломастера, воздушный шарик, мандарин, чеснок, чашки, поднос, вода, ноутбук (телевизор, вертушки,.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся. (Приветствие детей). Встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу, скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся —Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!
В: теперь присаживайтесь на стульчики.
В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
В: Правильно! А что необходимо, для жизни человеку, растениям, животным? (пища, вода, воздух)
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Вы знаете, что человек без пищи проживёт три недели, без воды не более трёх дней, а вот без воздуха прожить не сможет?
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, и это помещение называется Лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно, одевать специальную одежду (фартуки и нарукавники, а ещё в лаборатории есть много острых предметов, давайте вспомним правила при работе с острыми предметами… Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов, одеваются в фартуки и нарукавники.)
В: Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории.
В: Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
В: Итак, начнем наши опыты:
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте, посмотрите на картинки которые я вам приготовила. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Спросить у детей, вывод: Что мы ребята с вами поймали в мешочек? Воздух какой? (спросить 2-3 человека)
В: Ребята, а вы знаете как воздух работает? А давайте посмотрим!
Давайте сделаем так что б и наш с вами воздух сейчас поработал, и мы его увидим и услышим!
Эксперимент № 2 «как воздух работает?»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Будем дуть потихоньку.
В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха). А ещё ребята можно увидеть как воздух работает с помощью вертушки. Настя подойди, подуй на вертушку. Что мы видим?
Вывод: Ребята, мы смогли увидеть воздух, и как он работает? А как мы его увидели? С помощью чего? (трубочки и ёмкости с водой увидели воздух и вертушки)
В: Ребята послушайте, что это? (включить мелодию ветра. Звук ветра. mp3) Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: А давайте попробуем подуть в колпачок от фломастера…
В: Возьмите колпачок в руки, подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? Что нам помогло услышать воздух? Мы смогли услышать воздух?
(Нам помогли колпачки и шарик)
Физ. минутка:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
Чем же пахнет – не понять,
Нужно носиком вдыхать.
Выдох-вдох, выдох- вдох.
Чудо-воздух – ох-ох-ох!
Ребята, давайте ещё раз воздух вдохнём носом.
У чистого воздуха нет запаха. Давайте сейчас закроем глазки, чем же пахнет воздух? (Мандаринами и чесноком).
Ребята давайте вспомним мы делали выдох – вдох, воздух пах? А когда закрыли глазки?
В: Сам воздух не пахнет, но может запахи переносить.
Ребята, ну что, понравилось вам проводить опыты с воздухом в лаборатории? И мне тоже очень понравилось, как вы проводили опыты, работали, экспериментировали вы хорошие помощники. Теперь вы знаете, что наш лучший друг – воздух. И его можно услышать, увидеть, понюхать, и даже поймать!
В: Ещё узнали, что чистый воздух не имеет ни цвета, ни запаха, но даже если мы его не видим, он существует, и помогает нам жить, дышать, играть.
Наша лаборатория закрывается, а мы с вами поиграем вертушками, но прежде чем пойдём играть скажем, снимем фартуки и сложим аккуратно.
Молодцы, ребята!
ВТОРНИК
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебница-Вода»
Задачи:
1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;
2. Познакомить со свойствами воды;
3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;
4. Воспитывать бережное отношение к воде;
5. Обогащать и активизировать словарь;
6. Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
7. Воспитывать умение работать сообща.
Ход: Формирование положительной мотивации
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
– Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь.
Дети: Доброе утро!
Сегодня к нам на занятие пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и
печальная.
Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя
не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем
не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные
ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?
Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.
- Капелька из чего состоит? (Из воды). И живет она где? В воде.
Молодцы А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)
В: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
(Показ и рассматривание картинок)
- Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду,
нужна вода?
- Да!
А для чего?
- Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
В: Молодцы ребята! Вы сказали все правильно: растениям нужна вода
и их нужно поливать водой — иначе они погибнут.
Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода
просто необходима: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды.
Ни одно живое существо не может жить без воды.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
В: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить
различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
- Да!
Тогда прошу за столы!
В: Ребята, посмотрите, на столе у меня два стакана. Определите, в каком стакане вода? (дети показывают) .
В: Как вы догадались? Как мы это определили что нам помогло?
Д: Вода прозрачная, а молоко нет.
В: А давайте мы с вами посмотрим, правда, это или нет?
Опыт № 1: «На определение прозрачности воды»
В: Давайте положим в стаканчик с водой камушки. Видно их?
Д: Да
В: А теперь такие же камушки мы положим в стаканчик с молоком. Видно их?
Д: Нет
В: Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная.
А скажите мне ребятки, какого цвета вода?
Опыт №2 «На определение цвета воды»
В: Давайте мы с вами это проверим. У меня есть разноцветные крышки. Я буду опускать в воду эти крышки по очереди, а вы будете смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды. (Проверяет цвет воды с помощью цветных крышек) Ну, что ребятки, подошла какая-нибудь крышка по цвету?
Д: Нет.
В: Тогда какой вывод мы с вами можем сделать? Есть цвет у воды? Нет. Значит вода бесцветная.
Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась, а мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
1,2,3,4. Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе раз - это брас
Одной другой - это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Ну что продолжим.
Опыт № 3: «На определение вкуса воды»
А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?
Д: Вкусный, сладкий.
В: Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю попробовать воду на вкус). Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. Нет. А какая вода?
Д: Вода безвкусная!
В: А вот теперь посмотрите, что будет, если я в чистую воду добавлю лимон.
Попробуйте теперь воду. Какая стала вода?
Д: Кислая.
В: Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить, какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили. Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.
Опыт № 4: «На определение запаха воды»
Д: Нет.
В: Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах?
Д: Есть.
В: А почему вода с лимоном пахнет?
Д: Потому, что лимон пахнет.
В: Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?
Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у
воды появится запах того, что в нее добавили.
Молодцы, вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке что мы
узнали? И что вода прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха. Посмотрите,
какая Капелька веселая и радостная стала. На память о себе она хочет
подарить вам своих подружек - “капелек”.
Дружите с ними и берегите их!
СРЕДА
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе «Экспериментирование с водой, льдом и снегом»
Опыт № 1
Свойство снега и льда
Цель:
Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда;
научить детей решать познавательные задачи и делать выводы;
активация словаря: опыт, гололёд, снегопад, оттепель.
Опыт № 2
Таяние льда в воде
Цель:
Доказать закономерность: чем больше льдинка, тем медленнее она тает и показать как тает снег под воздействием огня.
Ход эксперимента:
Воспитатель предлагает вниманию ребят большую и маленькую льдинки.
Задает детям вопрос: если поместить льдинки в воду, какая быстрее растает?
Выслушав гипотезы, предлагает проверить: помещает в воду большую и маленькие льдинки. Дети – наблюдают.
По окончании опыта – вывод: чем больше льдинка, тем медленнее она тает, и наоборот.
Воспитатель предлагает детям набрать ложкой снег и подержать над зажжённой свечой. Спросить- что происходит со снегом? Почему?
Опыт № 3
Чистота снега.
Цель опыта:
Узнать: можно или нельзя есть снег?
Ход эксперимента:
Воспитатель кладет снег в ёмкость.
Задает вопрос: Как вы думаете, снег чистый или грязный? Давайте это проверим.
После того, как снег растаял, воспитатель переливает талую воду в другую емкость через несколько слоев марли.
На марле осталась грязь. Вывод: снег грязный, есть его нельзя.
Опыт № 4
«Цветные льдинки»
Цель:
Познакомить с таким свойством воды, как текучесть;
познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска;
Познакомить с разным состоянием воды;
Познакомить с тем, что лед тает при комнатной температуре.
Ход эксперимента:
Дети растворяют краску в воде и переливают воду в формочки, затем опускают в формы верёвочки.
Вместе с воспитателем относят формы на улицу.
В течении прогулки дети наблюдают за замораживанием воды.
После замерзания воды, дети вынимают фигуры из формы и развешивают на участке.
Часть формочек со льдом воспитатель забирает в группу, где дети наблюдают за таянием льда.
Дети самостоятельно или с помощью воспитателя приходят к выводу, что в теплом помещении лед тает. Лёд – это замерзшая вода.
Итоговое мероприятие проекта :
Сценарий КВН «Мы - экспериментаторы»
Цель: развивать познавательную активность детей путём создания проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.
Задачи:
- формировать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход для получения желаемого результата;
- развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, активизировать словарь;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, партнёрских взаимоотношений с родителями;
Материалы и оборудование:
- костюм Золушки,
- шапочка огонька для игры «Волшебные превращения»,
- 2 прозрачные пластиковые бутылки с водой (неполные)
- камушки,
- манка, рис, пуговицы, крючки, сита разных размеров, магниты, миски, коробки;
- 3 воздушных шарика;
- гуашь, трубочки для коктейля, листы для рисования;
Предварительная работа:
Экспериментирование с водой, воздухом, магнитом, отгадывание загадок, чтение познавательной литературы.
Дети садятся на стульчики.
Ведущий:
Приветствуем сегодня всех,
Мы рады встрече с вами.
И не случайно в этот зал
Всех вместе мы собрали.
Детей и взрослых позвала
Весёлая и умная игра.
И, думаю, пройдёт она
Активно и не скучно.
Ведущий: Представляю вам команды, участвующие в нашей игре.
Первая команда: Исследователи.
Девиз:
Любим исследовать и проверять,
Чтобы о мире по больше узнать.
Вторая команда: Любознайки.
Девиз:
Магнит, и воздух, и вода –
Интересны нам всегда.
Ведущий: И так, мы начинаем КВН. Первый конкурс – «Разминка».
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Отгадайте-ка загадки –
Все вы станете умней.
Ведущий загадывает каждой команде по 3 загадке.
1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода.)
2. Не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней.)
3. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём.
(Роса.)
4. Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лёд.)
5. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька.)
6. Он летает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег.)
Ведущий: Вы заметили, что я загадала друг другу много загадок, но все они о воде. Ведь и снег, и роса, и иней – это всё вода, только в разных состояниях. Пока жюри подсчитывает баллы, мы поиграем в игру «Вода – не вода».
В роли жюри "Петрушка".
Игра «Вода – не вода».
Если ведущий называет слово, обозначающее то, что содержит воду (лужа, радуга, дети поднимают обе руки; если предмет или явление, названное ведущим, имеет косвенное отношение к воде (корабль, дельфин, дети топают ногами; если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень, дети молчат и не выполняют никаких действий).
Примерный набор слов: река, лодка, лужа, сосулька, ветер, дельфин, пар, человек, роса, камень, море, камень, роса, растение, огонь, туман, гора, лягушка.
Ведущий: Молодцы, ребята, вы много знаете о воде, и были очень внимательны. А сейчас послушаем жюри.
Жюри объявляет итоги конкурса «Разминка».
Ведущий: А мы переходим к следующему конкурсу «Напоите галку».
Перед вами на столиках стоят прозрачные бутылки с водой. Но бутылки не полные, и галки, сидящие на горлышках, не могут достать воду, а им так хочется пить. Помогите галкам напиться.
Вопрос к болельщикам: Как это сделать? (Повысить уровень воды в бутылке. Для этого можно использовать камушки.)
Чья команда быстрее напоит свою галку?
Проводится эстафета «Напои галку» : игроки каждой команды становятся в колонну. Первые номера берут по одному камушку, бегут к столикам, опускают камень в бутылку, возвращаются обратно, встают в конец колонны. Вторые номера берут по одному камешку и т. д., пока уровень воды не повысится до верха бутылки.
Жюри подводит итоги конкурса «Напои галку».
В роли жюри "Петрушка".
Ведущий: Пора нам начинать следующий конкурс.
Входит девочка в костюме Золушки, плачет. (В роли Золушки девочка с группы).
Ведущий: Золушка, почему ты плачешь?
Золушка: Злая мачеха сказала мне, что я смогу пойти посмотреть на бал в королевском дворце, если выполню все её задания. Но они такие трудные, что мне ни за что во время не справиться. А мне так хочется попасть во дворец.
Ведущий: Не переживай, Золушка, наши ребята обязательно помогут. Какие задания поручила тебе мачеха?
Золушка: Нужно отделить рис от манки, а пуговицы – от булавок и крючков.
Ведущий: Трудные поручения, но я думаю, что наши команды с ними справятся. Итак, одна команда отделяет рис от манки, а другая – пуговицы от крючков и булавок. Подумайте, как быстрее выполнить задание, чем можно воспользоваться. А предметы, которые могут вам помочь, лежат вот на этом столике. ( На небольшом столике лежат: сита разных размеров, магниты, миски, пустые коробочки для пуговиц и крючков.)
Игроки с помощью сита (магнита) отделяют рис от манки (пуговицы от крючков). Затем отвечают на дополнительные вопросы ведущего.
Ведущий:
- Почему рис остался в сите, а манка сразу попадает в миску?
- Почему вы решили воспользоваться магнитом?
Ведущий: Вот, возьми, дорогая Золушка, крупу и швейные принадлежности. Всё разобрано.
Золушка: Большое вам спасибо. Теперь я успею на бал. До свидания, ребята! (Уходит.)
Жюри подводит итоги конкурса «Помогите Золушке».
Ведущий:
Все отлично потрудились,
Поиграть пришла пора.
И у шариков воздушных
Есть для вас одна игра.
Игра «Воздушный шарик». Участвуют и игроки и болельщики. Все встают в круг, ведущий запускает по кругу три шарика. Участники под музыку передают шарики друг другу. Тот, у кого шарик остаётся после остановки музыки, выбывает из игры.
Ведущий:
Прошу садиться детвора!
Конкурс продолжать пора.
Настроение прекрасно и не хочется скучать.
Я забавные картинки предлагаю рисовать.
И соломкой для коктейля прошу кляксы сделать вас,
Чтоб весёлая картинка по листочку расползлась.
Кляксы разные бывают. Что они изображают?
Конкурс художников. Командам даются лист бумаги и соломинки для коктейля. Взрослый ставит кляксу. Дети дуют в соломинку, чтобы клякса расползлась, делая какое-либо изображение. Затем игроки придумывают название картине. Время подготовки 3 минуты.
В это время с болельщиками проводится игра «Волшебные превращения». Выбирается один ребёнок на роль «Огня». Остальные становятся «капельками воды», которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и превращаются в ледяные статуи, когда «огонь» далеко. Когда «огонь» рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).
Ведущий:
На КВНе мы сегодня славно время провели.
А теперь жюри попросим, чтоб итоги подвели.
Жюри (Петрушка-игрушка в роли воспитателя) подводит итоги конкурса и всей игры. Награждаются победители и участники. (конфетами)
Ведущий:
Вот и закончилась игра.
Но мы надеемся, что с ней
Мы стали чуточку умней.